Правовой статус беженцев и переселенных лиц. Право политического убежища
Правовой статус беженцев и перемещенных лиц урегулирован в международном праве на универсальном уровне — Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев, 1966 г., Соглашение о моряках-беженцах 1957 г. с Протоколом к нему 1973 г.
Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию государства своего гражданства или постоянного Места жительства по следующим причинам:
1. Обоснованные опасения стать жертвами преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.
2. Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или события, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.
3. Явления природного характера (землетрясение, наводнение, засуха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования населения.
В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется такой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса. В некоторых областях беженцы пользуются национальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицинское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус беженца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.
В области имущественных отношений беженцам должен быть предоставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать получению беженцами местного гражданства (ст. 34).
Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могутвзиматься с собственных граждан.
На региональном уровне проблема беженцев затрагивается во многих международных соглашениях: например, Принципы обращения с беженцами 1966 г. (одобрены Афро-Азиатским юридическим консультативным комитетом), Конвенция ОАЕ в отношении специфических аспектов проблемы беженцев в Африке 1969 г., Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1995 г.
В современном мире существует немало международных организаций по делам беженцев. Одним из вспомогательных органов ООН является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, имеющее обеспечительные и контрольные функции. Устав Управления утвержден в 1950 г. Проблемой беженцев на региональной основе в основном занимаются региональные организации по правам человека.
Верховный комиссар по делам беженцев избирается Генеральной Ассамблеей ООН на три года по представлению Генерального Секретаря ООН. Верховный комиссар обеспечивает беженцам международную защиту, содействует их добровольной репатриации в новые страны и их ассимиляции. В конце XX в. в мире насчитывалось почти 30 млн. беженцев.
Во внутреннем законодательстве может быть закреплен иной подход: в Российской Федерации политическое убежище предоставляется по Указу Президента, а статус беженца — на ведомственном уровне. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» 1993 г. Беженцами считаются прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные вследствие насилия или преследований покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства. Лица, признанные беженцами, Пользуются всеми правами граждан Российской Федерации. Правовой статус беженцев гарантирован законом.
Закон о гражданстве РФ 2002 г. предусматривает упрощенную процедуру натурализации беженцев. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и апатридовявляется проживание на территории Российской Федерации непрерывно в течение пяти лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Для беженцев, признанных таковыми законом или международными договорами Российской Федерации, этот срок сокращен до одного года.
Проблема беженцев тесно связана с проблемой мигрантов. Основная сложность заключается в разграничении этих понятий. Фактически беженец — это тоже мигрант, поскольку и тот, и другой перемещаются из одного места в другое; однако мигрант — это лицо, которое по иным причинам, нежели беженец, добровольно покидает свою страну и переезжает в другое место.
Существует легальная и нелегальная миграция. Нелегальные иммигранты — это лица, которые въехали в страну нелегально, либо находятся в ней после истечения указанного в визе срока, либо устроились на работу, имея только туристическую или гостевую визу. Транзитные мигранты пересекают территорию государства с намерением эмигрировать в третью страну. Трудовые мигранты меняют место жительства в поисках трудоустройства. Этнические мигранты покидают страну места жительства с целью переезда в то государство, которое они воспринимают как родину. Этнические мигранты наиболее частоассоциируются с беженцами.
Статус беженца обладает серьезными преимуществами по сравнению со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо — мигранта или беженца,принадлежит государству убежища.
Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужденные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно покинувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть. В Российской Федерации действует Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» 1993 г. К категории вынужденных переселенцев отнесены граждане Российской Федерации, которые по тем же причинам, что и беженцы, вынуждены покинуть свое
постоянное место жительства на территории Российской Федерации за границей и переселиться в другую часть Российской Федерации или в другое государство. К категории вынужденных переселенцев могут относиться иностранцы и апатриды, вынужденные покинуть место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации и переселиться в другую часть Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г. вынужденными переселенцами признаются граждане страны убежища, которые были вынуждены покинуть место своего постоянного жительства на территориидругой договаривающейся стороны вследствие совершения в отношении них или их семей насилия или преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой илинациональной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).
Государства выезда обязались:
1. Осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставлять возможность для его беспрепятственного выезда на территорию одной из сторон Соглашения.
2. Обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации.
3. Решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.
4. Возмещать беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка.
Государства въезда обеспечивают беженцам и вынужденным переселенцам в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия; оказывает содействие в трудоустройстве; в истребовании и получении необходимых документов.
Большинство государств придерживается мнения, что беженцы -это лица, которые пересекли государственную границу, а перемещенные лица — нет. Понятие «перемещенные лица» в основном отождествляется с понятием внутренних беженцев (вынужденных переселенцев)
Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственнополитические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.
В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследованияили от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическимпринципам, признанным международным правом и мировым сообществом.
В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах:
1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г.
Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета — ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.
Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище превращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.
Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы зафиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитарном праве. В современном международном праве отсутствуют универсальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные начала этого права закреплены в двух декларациях — рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН. Основные принципы права убежища:
1. Каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища.
2. Право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера).
3. Предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи.
4. Предоставление убежища — это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.
Виды убежища — территориальное и дипломатическое. Территориальное убежище — это предоставление какому-либо липу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства. Дипломатическое убежище — это предоставление какому-либо лицу возможности Укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.