Глава 1. Творчество Г. Уэллса: социокультурный контекст
Введение
Изучение утопического дискурса, проблематики художественного языка утопии является одной из наиболее «горячих точек» современных гуманитарных наук. Формы утопического сознания обнаруживают в культуре ХХ-ХХI веков такое поразительное многообразие, что требуется все более активное привлечение различных аналитических инструментов, в том числе и новые, возможно, междисциплинарные исследования утопических и антиутопических жанров.
С легкой руки авторов произведений художественной литературы XX век стали называть веком реализовавшихся утопий. Теме утопии посвящен широкий круг работ, где описаны ее структурно-функциональные особенности, социально-аксиологические доминанты. Критика утопии, разносторонняя и системная, позволила говорить о кризисе утопии как жанра и утопического мышления в целом.
Исследование утопического мышления, художественного освоения утопических и антиутопических идей успело накопить солидную научную базу и позволяет говорить о самостоятельной науке – утопистике, которая объединяет множество гуманитарных областей.
Так исследовались исторические формы утопии, ее соотношение с идеологией, религиозным сознанием, художественными практиками XX века, роль интеллигенции в создании и распространении утопических проектов, утопия и политика, утопия и революция, утопия и социализация, утопия и исследование в области культурной антропологии - все становилось предметом пристального внимания и пристрастной критики.
Утопию осмысливали философы, историки, политологи, социологи и филологи. Ее трактовали как литературный жанр, как реформационные проекты, как социальный идеал, как форму скрытого нигилизма, как средство управления массовым сознанием, как прекрасный проект будущего, достойной реализации, или сладкую несбыточную грезу, мечту, никогда не воплощающуюся в реальности.
В европейской традиции следы утопии мы можем проследить с античных времен: отдельные ее элементы проявляются еще в творчестве Гомера, а великий философ Платон создал впечатляющий проект гармоничного общественного устройства. В произведениях классиков этого жанра: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Кабе, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и др. представлены не просто яркие образцы желаемого устройства общества, но и глубокие мысли о необходимости идеала для его развития, догадки о возможностях, заложенных в этом важном элементе мышления и деятельности.
Незаменим вклад в исследование утопии и утопического сознания русских мыслителей. Много для понимания сущности утопизма дали воззрения Ф.М. Достоевского[1.1], размышлявшего о неоднозначности стремления к счастью и опасности насильственного его навязывания. Работы Н.А. Бердяева и С.И. Булгакова интересны в связи с анализом утопических аспектов марксизма, прежде всего в его русском варианте. Г.В. Флоровский и С.Л. Франк рассматривают причины существования, механизм образования утопизма как определенного направления мировоззрения. Он понимается как неизбежное логическое следствие натуралистического монизма и связанного с ним мироощущения органического всеединства, в рамках которого человек теряет перспективу свободы и творчества. Утопизм, по их мнению, - результат пропасти между Богом и человеком.
Не претендуя на полноту анализа, можно попытаться выделить ряд направлений в этом многообразии. Большая группа философов едина в своем понимании утопии как того, что коренится в природе человека. Г. Кейтеб, X. Ортега-и-Гассет, М.Шелер видят корни утопизма в присущем человеку стремлении сказать «нет» действительности, в стремлении не просто к лучшему, а к совершенному миру. Немецкий мыслитель Э. Блох, которого назвали «философом утопии», понимал утопию как процесс реализации «принципа надежды», имеющего объективные основания в самой истории [2.3].
Немецкий социолог К. Мангейм, представитель «социологии знания», определяет сущность утопического сознания, исходя из характеристики той роли, которую оно играет в обществе. Для него утопия - это тип сознания, который не находится в соответствии с окружающим его бытием. Это трансцендентальное по отношению к бытию, чуждое действительности, неадекватное сознание. Оно критично и видит только те элементы действительности, которые способствуют подрыву существующего порядка. Утопии Мангейм противопоставляет идеологию, задачей которой является защита существующего порядка. И та, и другая обусловлены спецификой социального бытия своих групп-носителей. Борьба идеологии и утопии оказывает воздействие на ход исторического процесса[3.1, 3.2].
Американский философ Л. Мэмфорд видит назначение утопии в том, чтобы направить общественное развитие в «русло уготованного будущего», заставляя массы примириться с ним как якобы с неизбежностью, продиктованной «технологическим императивом». Утопия для него - «реализованный кошмар» [2.32].
Следует отметить такое направление во французской философии как «социология утопии», которое представлено Ж. Эллюлем, Л. Муленом, А. Резлером и др. Во французском структурализме утопия рассматривается в рамках категории «социальное воображаемое», которая играет большую роль в осмыслении мировоззренческого основания социальной целостности.
Проблемы утопического сознания исследуются в работах таких авторов, как Г. Маркузе, П. Рикер, Ф. Полак, Е. Шацкий и др. К сожалению, работы этих авторов малодоступны широкой научной общественности. Первыми из переведенных полновесных работ стали «Идеология и утопия» К. Мангейма и «Традиция и утопия» Е. Шацкого[2.33].
В литературе преобладают работы, анализирующие утопии отдельных регионов и временных периодов, а также творчество отдельных утопистов. Особо следует отметить авторов, посвятивших свои работы различным этапам русской утопической мысли: Р.А. Гальцева, А.И. Клибанов, В.А. Малинин, К.В. Чистов и д.р.
Во второй половине ХХ века большое распространение получили исследования, посвященные понятию негативной утопии, антиутопии. В своих трудах И.В. Бестужев-Лада, Т.В. Гагин, Г.Маркузе, И.В. Мотрошилова, Э. Тоффлер, Е.В. Хилькевич анализируют совокупность утопических жанров – антиутопию, дистопию, практопию, экоутопию как возможные стратегии развития мирового сообщества.
На сегодняшний день исследования выявляют ценностно-регулятивную природу утопического сознания, необходимость функции утопии в культуре и описывают механизм утопического творчества.
Утопия рассмотрена как культурная константа и как жанр социальной мысли, связанный с конструированием рационалистических моделей совершенного мира.
Особенности дискурса утопии будут определяться чертами утопии как специфического культурного феномена, который связан с качественным изменением мировоззренческой ситуации в Европе в эпоху Модерна.
Под дискурсом обычно понимается идеологизированная речь, слово, пропущенное через ту или иную культурную ситуацию, организованное речевым жанром. Утопия, существуя синхронно в одном культурном пространстве с мифом, религией и наукой, воспринимает и преобразует на основе собственной матрицы многие архетипы, образы, концепты пограничных феноменов литературы и искусства.
В связи с явным повышением внимания к исследованиям в области дискурсологии, в частности современных политических дискурсов, важно помнить и о языке художественной литературы. Так, проблемы взаимосвязи и взаимовлияния фантастики и утопии становились предметом исследования таких ученых, как Г.М. Гуревич, Д.В. Биленкин, Б.В. Ланин, С.Б. Переслегин, В.В. Ревич, В.П. Шестаков и другие [2.12, 2.13, 2.19, 2.20, 2.35].
В том, что называется «социальной фантастикой» (как утопиях, так и антиутопиях), все сильнее дает о себе знать политический дискурс, который примыкает к современным политическим мифам, участвует в современной идеологической борьбе – продолжает их в неведомое будущее, которое так хочется предсказать. Актуальность современного обращения к произведениям антиутопической направленности обусловлена тем, что в отечественном литературоведении антиутопия до сих пор не стала объектом последовательного глубокого и систематического литературоведческого анализа. В силу ряда идеологических причин она была фактически выведена из культурной парадигмы нашей страны более чем на полвека.
Произведения авторов антиутопий стали доступны русскоязычному читателю лишь в 90-е гг. XX в. Эта «внезапность» появления романов-антиутопий на общественной сцене в сочетании со спецификой их идейного содержания обусловили тот факт, что эти произведения были главным образом позиционированы в пределах дискурса политико-идеологической критики, которая не уделяла достаточно внимания художественным аспектам романов, сосредоточившись в основном на анализе их идейно-политического содержания. За исключением немногих действительно серьезных и концептуальных работ [2.30,2.36,2.38], основная масса критической литературы об антиутопиях сводится к рецензиям и журнальным статьям общего характера, имеющим ярко выраженную идеологическую аксиологию.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что интерес к утопии как культурному феномену продолжает расти в сфере социально-гуманитарных наук. Вместе с тем многогранность данной темы позволяет увидеть и другие, возможно, мало исследованные страницы художественного языка утопии.
Для этого представляется интересным обратиться к фигуре писателя-фантаста, который по праву считается родоначальником многих тем и жанров научной и социально-философской фантастике – Герберту Уэллсу. Творчество Уэллса оказало мощное влияние на развитие не только зарубежной фантастики, но и отечественной фантастической прозы (А. Беляев, И. Ефремов, Г. Мартынов, Жорж Ле Фор, Джон Уиндем, А. Корделл и другие).
Любопытно, что литературоведов до недавнего времени чаще привлекали имена Ф.М. Достоевского, Е.И. Замятина, О.Хаксли, Р.Брэдбери, но в этот ряд не попадает Г.Уэллс, хотя многие его произведения имеют отношение к жанрам утопии и антиутопии ("Машина времени", "Война миров", "Человек - невидимка" и многие другие). Исследователи творчества Г.Уэллса только упоминают об элементах утопии и антиутопии в художественной структуре романов этих писателей, но ни один из них не останавливается на вопросе о месте и роли утопии и антиутопии в творчестве писателя.
Благодаря теоретической разработке проблемы утопии и антиутопии в науке нам представляется возможным рассмотреть творчество Г. Уэллса через призму современных разработок, представленных в работах Е. Шацкого "Утопия и традиция» [2.33], Л. Баткина "Ренессанс и утопия" [2.1], А. Мортона "Английская утопия" [2.15], Г. Морсона "Границы жанра" [2.16], а также в нескольких современных статьях: Е.Т. Гальцевой и А. С. Роднянской "Поиски человека" [2.3], А. Зверева "Крушение утопии" [2.9], "Когда пробьет последний час природы" [2.8]. Отдельный вопросы этого аспекта освещены Ю.И. Кагарлицким в книгах “Уэллс: очерк жизни и творчества" [2.10], "Вглядываясь в будущее" [2.12], статьях "Человек и будущее человека" [2.13], "Г. Уэллс и Ж. Верн" [2.14].
И. Михальская в работах "Некоторые вопросы теории романа в ранних статьях и в переписке Г. Уэллса" [2.14], "Концепция человека и жанровые структуры в творчестве Г. Уэллса" [2.13] сравнивает ранние романы писателя с его поздней утопией "Люди как боги", а также показывает, какое влияние оказала наука на писателя и как это отразилось в его творчестве.
А.Ф. Любимова в своей книге "Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900-1940-х годов" [2.23] исследует комплекс естественнонаучных, социально-психологических проблем, поднимаемых в романах Г. Уэллса, частично уделяет внимание поэтике произведений, разнообразным художественным приемам, которые использует писатель в своих произведениях. Но ее в основном интересуют социальные романы Г. Уэллса и путь к нему писателя.
Недостаточная изученность, казалось бы, такой очевидной темы, как утопические идеи, формирование художественного языка утопии и его рефлексии – критики в виде антиутопии в творчестве Г.Уэллса обусловила актуальность нашей работы.
Объектом исследования является анализ утопического дискурса, его жанровых проявлений и взаимосвязь с антиутопической проблематикой в литературном творчестве Г.Уэллса как одного из родоначальников европейской и мировой социально-философской фантастики.
Предметом исследования стали наиболее показательные, с нашей точки зрения, романы Г. Уэллса – «Война миров», «Люди как боги».
Основная цель исследования – выявить характерные особенности утопии и утопического сознания и показать образно-повествовательные особенности утопического дискурса в творчестве Г. Уэллса. В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
раскрыть связь утопического научно-фантастического дискурса с общим контекстом эпохи первой трети ХХ века;
проследить параллели с политической теорией Г. Уэллса;
выявить структурные элементы утопического дискурса, механизм его жанрового воплощения и повествовательных особенностей в романах Г. Уэллса;
обосновать взаимообратимость утопических и антиутопических тенденций в языке художественной литературы на примере творчества Г. Уэллса.
Глава 1. Творчество Г. Уэллса: социокультурный контекст