Правила разработки государственных стандартов
Правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь установлены ТКП 1.2.
Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации, при их отсутствии – головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, имеющие опыт работы в области стандартизации (далее – разработчики).
Работа по созданию государственного стандарта от планирования его разработки до утверждения и издания осуществляется в определенной последовательности, т.е. проходит конкретные стадии разработки,используемые практически всеми разработчиками. Стадии разработки государственного стандарта и перечень основных документов, соответствующих каждой стадии, приведены в таблице 2.
Государственные стандарты разрабатываются в соответствии с планом государственной стандартизации Республики Беларусь (ПГС), утверждаемым ежегодно Госстандартом.
Заказчиками разработки государственного стандарта могут быть:
- Госстандарт или Минстройархитектуры, если разработка государственного стандарта ведется за счет средств республиканского бюджета;
- министерства и другие республиканские органы государственного управления, организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заинтересованные в разработке лица, выделившие для этого необходимые средства.
В соответствии с планом работ по стандартизации разработчик приступает к разработке государственного стандарта по предложенной теме и определяет сроки выполнения этапов.
Для разработки технического задания (ТЗ) разработчик собирает, изучает и анализирует информацию об объекте стандартизации, аналогичные или подобные иностранные и международные стандарты, каталоги и другую нормативную документацию.
Проект ТЗ на разработку государственного стандарта представляется заказчику в двух экземплярах.
Таблица 2
Наименование стадии разработки государственного стандарта | Наименование документов в соответствии со стадией разработки государственного стандарта |
1 Подготовка к разработке государственного стандарта | Договор на разработку государственного стандарта Техническое задание на разработку государственного стандарта Уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта |
2 Разработка проекта государственного стандарта 2.1 Разработка первой редакции проекта государственного стандарта 2.2 Разработка окончательной редакции проекта государственного стандарта | Первая редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к первой редакции проекта государственного стандарта Уведомление о проекте государственного стандарта Публикация проекта государственного стандарта Уведомление о завершении рассмотрения проекта государственного стандарта Окончательная редакция проекта государственного стандарта Пояснительная записка к окончательной редакции проекта государственного стандарта Сводка отзывов на проект государственного стандарта Протокол согласительного совещания (при наличии) Заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта |
3 Утверждение государственного стандарта | Организационно-распорядительный документ об утверждении государственного стандарта и введении его в действие Информация об утверждении государственного стандарта |
4 Государственная регистрация государственного стандарта | Информация о государственной регистрации государственного стандарта |
На стадии разработки ТЗ разработчик вносит предложения по формированию обозначения проекта государственного стандарта в следующих случаях:
- если разработка проекта государственного стандарта направлена на пере-
смотр действующего государственного стандарта;
- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (групп) государственных стандартов;
- если проект государственного стандарта разработан в развитие уже действующей системы (комплексов) межгосударственных стандартов;
- если обозначение государственного стандарта формируется в соответствии с ТКП 1.9.
В течение 15 календарных дней с даты утверждения ТЗ разработчик представляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о начале разработки проекта государственного стандарта.
Разработчик разрабатывает первую редакцию проекта государственного стандарта в соответствии с утвержденным ТЗ.
Пример обозначения проекта государственного стандарта:
СТБ/ПР_1/1248,
где СТБ – индекс государственного стандарта;
ПР– индекс проекта государственного стандарта;
1– первая редакция проекта государственного стандарта;
1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.
Одновременно с разработкой первой редакции проекта стандарта составляется пояснительная записка к нему. В пояснительной записке указывают цели и задачи разработки стандарта, область его применения и характеристику стандартизуемого объекта, обоснование показателей, устанавливаемых в проекте стандарта, данные о предполагаемой эффективности внедрения стандарта и др.
Разработчик в срок не более 30 календарных дней до установленного срока рассылки проекта государственного стандарта на отзыв направляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о проекте государственного стандарта и проект государственного стандарта. Уведомление о проекте государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях и размещается на официальных сайтах в сети Интернет.
Проект государственного стандарта с пояснительной запиской рассылается на отзыв всем заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации.
Таким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Срок рассмотрения проекта государственного стандарта должен быть не менее 60 и не более 90 календарных дней с даты направления проекта стандарта на отзыв.
Замечания и предложения (отзыв) по проекту стандарта должны быть конкретными и обоснованными. Замечания и предложения излагаются в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения проекта государственного стандарта;
- по пояснительной записке (при необходимости).
После получения замечаний и предложений (отзыва) на проект государственного стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов и разрабатывает окончательную редакциюпроекта государственногостандарта.
Пример обозначения окончательной редакции проекта государственного стандарта:
СТБ/ОР/1248,
где СТБ – индекс государственного стандарта;
ОР– индекс окончательной редакции проекта государственного стандарта;
1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.
Если по проекту стандарта есть серьезные разногласия между разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывается согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные представители заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. Особое мнение участников согласительного совещания (при наличии) прилагается к протоколу.
Разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта государственного стандарта, уточняет пояснительную записку к нему и направляет доработанную редакцию на повторное рассмотрение (отзыв) заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации и в Госстандарт. Срок рассмотрения – не более 20 календарных дней с даты направления проекта на рассмотрение (отзыв). При необходимости возможно повторное рассмотрение окончательной редакции проекта государственного стандарта.
Если окончательную редакцию проекта поддержали менее трех четвертей от общего количества принявших участие в рассмотрении, то окончательная редакция рекомендуется к утверждению в качестве предварительного стандарта.
Разработчик направляет окончательную редакцию проекта государственного стандарта в Госстандарт на бумажных носителях и электронном носителе в виде текстового файла, а Госстандарт размещает окончательную редакцию проекта государственного стандарта на официальном сайте в сети Интернет.
Окончательная редакция проекта перед утверждением подлежит проверке в порядке, установленном Госстандартом.
Проверка стандарта заключается в оценке научно-технического уровня стандарта, анализе его соответствия требования нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных, региональных стандартов в целях подготовки предложений по его дальнейшему применению, пересмотру, изменению, отмене. Проверка стандарта осуществляется не реже одного раза в пять лет в соответствии с ПГС.
Разработчик не позднее, чем за шесть месяцев до предполагаемого срока введения государственного стандарта в действие формирует дело государственного стандарта и направляет его на проверку в Госстандарт.
Дело государственного стандарта включает комплект следующих документов:
- окончательную редакцию проекта государственного стандарта (на бумажном и электронном носителях);
- уточненную пояснительную записку к окончательной редакции проекта государственного стандарта;
- сводку отзывов на проект государственного стандарта;
- замечания и предложения (отзывы);
- протокол согласительного совещания (при наличии);
- копию оригинала и копию перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;
- заключение по результатам проверки проекта государственного стандарта.
Утверждение государственного стандарта осуществляется организационно-распорядительным документом Госстандарта. Государственный стандарт утверждают, как правило, без ограничения срока действия. При утверждении стандарта устанавливается дата введения его в действие.
Государственная регистрация государственного стандарта осуществляется Госстандартом в течение 15 календарных дней со дня его утверждения. Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение.
Пример обозначения государственного стандарта:
СТБ 1248-2000,
где СТБ – индекс государственного стандарта;
1248 – порядковый регистрационный цифровой номер;
2000 – год утверждения государственного стандарта.
Пример обозначения государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов:
СТБ 4.227-2003,
где СТБ – индекс государственного стандарта;
4.227 – порядковый регистрационный цифровой номер (цифры с точкой определяют систему (группу) государственных стандартов, а цифры после точки являются номером стандарта в данной системе (группе));
2000 – год утверждения государственного стандарта.
Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то в его обозначении всем частям присваивается один и тот же порядковый регистрационный номер, например: СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.
Правилам ЕЭК ООН, введенным в действие в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов, присваивается следующее обозначение, например: Правила ЕЭК ООН № 81 (00)или Правила ЕЭК ООН № 34 (01). В скобках указываются серии поправок, внесенных в Правила ЕЭК ООН (серия поправок «00» означает первоначальный вариант Правил ЕЭК ООН).
Пример обозначения пересмотренных Правил ЕЭК ООН:
Правила ЕЭК ООН 3 29/Пересмотр 1.
Утвержденный государственный стандарт вводится в действие не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации. Информацию об утверждении государственного стандарта Госстандарт публикует в официальных периодических печатных изданиях и размещает на официальных сайтах сети Интернет.
Государственные стандарты периодически пересматриваются, в них вносятся изменения, переиздаются, а также предусматривается их отмена.
Пересмотр стандарта предусматривает разработку нового стандарта взамен действующего стандарта. Пересмотр государственного стандарта осуществляется при необходимости значительного изменения его содержания, изменения структуры и (или) наименования государственного стандарта, а также при установлении в нем новых требований.
Изменение стандарта – модификация, дополнение или исключение части (частей) текста стандарта без изменения его обозначения. Изменения в государственный стандарт вносятся путем разработки извещения об изменении. Государственную регистрацию извещения об изменении государственного стандарта осуществляет Госстандарт.
Переиздание государственного стандарта осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста государственного стандарта или внесений отдельных изменений технически сложно для изложения (восприятия). Переиздание стандарта –вновь выпущенное издание стандарта, включающее утвержденные изменения и принятые поправки. Поправки к государственному стандарту предусматривают устранение из опубликованного текста стандарта опечаток, лингвистических и других подобных ошибок, графических неточностей.
В случае отмены государственного стандарта прекращается действие стандарта в связи с разработкой взамен его нового стандарта или в связи с утратой актуальности технического нормирования и стандартизации объекта на соответствующем уровне. Госстандарт утверждает организационно-распорядительный документ об отмене государственного стандарта, в котором указывается дата отмены действия государственного стандарта. Информация об отмене государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях (в информационном указателе).
Правила разработки государственных стандартов и основных документов, соответствующих каждой стадии разработки, будут подробно рассмотрены в рамках дисциплины «Проектирование нормативной документации (технических нормативных правовых актов)».