Приостановление, прекращение и восстановление действия договоров
Прекращение договора, т.е. утрата им юридической силы (в отношениях между его участ-
никами) или выход из него участника (в отношениях между другими участниками договор
остается в силе) могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое
время с согласия его участников. Традиционным способом прекращения действия международного договора является согласие всех участников договора. При прекращении действия многостороннего договора предварительно созывается конференция государств-участников и его прекращение оформляется соответствующим Протоколом.
Правомерные способы прекращения договора подразделяются на автоматические и волевые.
Договор может быть прекращен без специально выраженного намерения участников междунар. договора в результате:- истечения срока его действия,- исполнения обязательств по договору,
- сокращения количества участников,- наступления отлагательного условия,- возникновения новой императивной нормы jus cogens,- исчезновения субъекта международного договора,
- вооруженного конфликта между государствами-контрагентами.
К волевым способам прекращения договора относятся:
¨ Денонсация– прекращение государством действия международного договора на преду-
смотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации также лежит соглашение
сторон. Денонсация должна быть разрешена самим международным договором, в котором
закрепляются срок и форма денонсации.
¨ Новация. Международный договор может быть прекращен вследствие заключения его
участниками нового договора по такому же вопросу. Согласно ст.59 Венской конвенции по-
следующий договор может отменить предыдущий, если положения последующего договора
несовместимы с положениями предыдущего, либо из последующего договора вытекает
намерение участников регулировать свои отношения именно этим договором.
¨ Аннулирование - односторонний отказ государства от заключенного договора. - как способ прекращения международных договоров допускается в сравнительно редких случаях и в строгом соответствии с международным правом. Например, основанием для прекращения договора в одностороннем порядке может быть: существенное нарушение договора другим его участником (ст. 60 Венской конвенции), коренное изменение обстоятельств, произошедших после заключения договора (ст.62), а также невозможность выполнения договора, если эта невозможность является следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения договорного объекта (ст.61).
Прекращение договора освобождает участников от обязанности выполнять его постановления, но не влияет на права и обязанности, полученные ранее в результате выполнения до-
говора.
Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международных
договоров. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обяз-ва выполнять договор. Приостановление не влияет в остальном на правоотношения
между участниками, определенные договором (ст.72 Венской конвенции).
Согласно ст. 57 Конвенции приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо одного участника возможно: а) в соответствии с положениями договора или б) в любое время с согласия всех участников.
Основания для прекращения и приостановления действия договора аналогичны, но различны последствия. Прекращение договора – это утрата им юридической силы, приостановление же носит временный характер, и действие договора возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление договора (в частности, после окончания военных действий). Приостановление договора возможно вследствие новации (ст.59 п.2), существенного
нарушения договора одним из его участников (ст.60).
В последнее время все чаще встречаются случаи прекращения и приостановления действия договоров в соответствии с решениями международных организаций а) в качестве
санкций за нарушение международного права и б) при исключении государства из международной организации, если его участие в договоре обусловлено членством в международной
организации.
Недействительность, прекращение или приостановление отдельных положении договора возможны при условии, что эти... положения отделимы от договора, что их принятие не составляло существенного основания согласия других участников на договор в целом.
Известны также случаи восстановления по взаимному согласию договоров с пересмотром их отдельных постановлении. Восстановление действия двусторонних договоров производится по взаимному соглашению сторон. Это же относится и к восстановлению действия многостороннего договора в отношениях лишь между некоторыми участниками, Если многосторонний договор прекратил или приостановил действие лишь в отношении одного участника, то восстановление действия может быть осуществлено односторонним актом. Такой акт должен быть доведен до сведения депозитария.
30.Недействительность международного договораможет быть обусловлена:
♦ нормами внутреннего права, касающимися компетенции заключать договоры. Однако государства не вправе ссылаться на них, за исключением случаев, когда нарушение является очевидным для любого государства, действующего в вопросе выполнения договоров добросовестно и в соответствии с обычной практикой;
♦ ошибкой в договоре. Государство вправе ссылаться на нее, как на основание недействительности договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для согласия государства на обязательность для него данного договора;
♦ обманом, если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого государства, участвовавшего в переговорах;
♦ подкупом, если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством;
♦ принуждением государства или его представителя к заключению договора;
♦ угрозой, если заключение договора явилось результатом угрозы силой в нарушение принципов международного права. Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме или принципу jus cogens.
Прекращение действия международного договоравыражает юридический факт, согласно которому прекратилось действие взаимных прав и обязанностей участников договора. В современном международном праве известны различные способы прекращения действия международных договоров. Наиболее распространенным из них является прекращение действия договоров по взаимному согласию сторон, которое может закрепляться в самом договоре. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия. Обычно государства, заключая международный договор, включают в текст специальное условие, с принятием которого договор считается прекращенным, а его участники – свободными от выполнения обязательств по договору. По истечении срока действия договора государства вправе заключить новый договор или продлить срок действия старого договора (пролонгация). Договоры могут прекращаться при достижении цели договора. Некоторые договоры стороны могут денонсировать и аннулировать.
Денонсация международного договора– это односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанным в соответствии с условиями, порядком и сроком, предусмотренными самим договором. В договоре предусматриваются также и условия денонсации. Правовым основанием денонсации является не только обусловленность ее в договоре, но и соответствие ее применения намерениям сторон. Денонсировать международный договор может тот орган, который этот договор ратифицировал.
Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. В этих случаях МИД России публикует официальные сообщения о прекращении отдельных международных договоров.[88] Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров России могут представляться на рассмотрение Президента или Правительства России каждой из палат Федерального собрания, субъектами Российской Федерации в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором. Такие рекомендации могут представляться также Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Генеральной прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека. Решения о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией и законодательством страны.
Аннулирование международного договораможет быть применено в случаях существенного нарушения его другим государством.[89] Такое аннулирование не должно отражаться на действии остальных договоров, заключенных между этими странами. Основаниями для аннулирования договора могут быть:
♦ исчезновение субъекта международного договора;
♦ существенное нарушение международного договора контрагентом;
♦ коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus);
♦ невозможность выполнения международного договора, например при исчезновении объекта договора (высыхании реки, затоплении острова и др.). Любой акт, имеющий целью прекращение договора, выход из него или приостановление его действия, оформляется в виде документа, препровождаемого другими участниками. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ, может быть предложено представить полномочия.
Если возникает новая императивная норма международного права (jus cogens), то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.
Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договорных обязательств.
31. Международная организация – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.
Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:
-Создание в соответствии с международным правом.
-Учреждение на основе международного договора.
-Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
-Наличие соответствующей организационной структуры.
-Наличие прав и обязанностей организации.
-Самостоятельные международные права и обязанности организации.
Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.
Для классификациимеждународных организаций применяются различные критерии:
1-по характеру членства: а) межправительственные; б) неправительственные;
2-по кругу участников:
а) универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
в) межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
3-по компетенции:
а) общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
б) специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), при этом такие организации могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
4-по характеру полномочий:
а) межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
б) надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
5-с точки зрения порядка приема в международные организации:
а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
б) закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
6-по критерию структуры:
а) организации с упрощенной структурой;
б) организации с развитой структурой;
7-по критерию способа создания :
а) международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.
Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:
1. правоспособность, т. е. способность иметь права и обязанности;
2. дееспособность, т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Наиб важные качества: Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.2. Наличие обособленных прав и обязанностей. 3. Право на свободное выполнение своих функций. 4. Право на заключение договоров. 5. Участие в создании норм международного права. 6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. 7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. 8. Международно-правовая ответственность.
Основные фазы деятельности организации непосредственно свя-
заны с ее функциями:
1) регулирующая– принятие решений, определяющих цели, принципы
и правила поведения государств-членов;
2) контрольная– осуществление контроля за соответствием поведения
государств принимаемым решениям, принципам и нормам между-
народного права;
3) оперативная– достижение поставленных задач собственными сред-
ствами организации
32. Юридическую природу международных организаций определяет учредительный документ, в котором провозглашаются цели и принципы организации, а также регулируются вопросы функций, полномочий, порядка принятия решений, членства и другие вопросы.
Функции, которые имеют международные организации, можно классифицировать следующим образом.
Инициатива заключения международных договоров . Организация Объединенных Наций созывает дипломатические конференции в целях разработки и открытия для подписания важных многосторонних договоров, таких, например, как четыре конвенции 1958 г. по морскому праву. В учредительном документе Организации могут содержаться положения, наделяющие ее правом проявлять инициативу в деле внесения поправок в этот документ и упрощающие соответствующую процедуру.
Декларативные резолюции. Резолюция, не имеющая сама по себе обязательной силы, может провозглашать принципы международного права и носить чисто декларативный характер. Однако даже простое формулирование принципов способно освещать и развивать обычное право. Когда в резолюции Генеральной Ассамблеи затрагиваются вопросы, о которых идет речь в Уставе ООН, ее можно рассматривать в качестве авторитетного толкования Устава. Наглядными примерами тому служат Всеобщая декларация прав человека и Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Резолюции, посвященные возникающим правовым проблемам, служат средством, которое позволяет охватить и систематизировать стремительно развивающуюся практику государств, хотя они и сохраняют при этом свою декларативную форму.
Правотворческая деятельность. Организации часто учреждают органы, в состав которых входят юристы высокой квалификации, для осуществления планов кодификации или прогрессивного развития права. Важнейшим из этих органов является созданная Генеральной Ассамблеей ООН Комиссия международного права. Кроме того, у организаций, как и у правительств, имеется штат советников по юридическим вопросам, которые дают им квалифицированные и высокоавторитетные заключения.
Постановления органов, наделенных судебными функциями. Постановления судебных органов, таких, как Суд европейских сообществ, очевидно, могут способствовать развитию договорного права, принципов толкования и общего международного права. Вклад таких органов может, конечно, ограничиться лишь этой последней областью из-за специализированного характера их деятельности.
Законодательные полномочия, делегируемые организациям. В некоторых случаях государства передают организациям важные законодательные полномочия. Так, Верховный орган Европейского объединения угля и стали может принимать постановления и предписания, имеющие юридическую силу в рамках правовых систем государств-членов. Существуют и другие формы делегирования полномочий, связанные с различными процедурами признания предписаний организаций государствами-членами. Некоторые органы, например Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ или Совет ИКАО, могут принимать предписания большинством голосов, предоставляя государствам отказываться от обязательств путем явно выраженного их отклонения или внесения оговорок.
Внешняя деятельность организаций. Организации могут заключать соглашения с государствами-членами и государствами, не являющимися членами, а также с другими организациями. Они могут выдвигать международно-правовые претензии и делать официальные заявления по затрагивающим их вопросам.
Внутренняя деятельность организаций. Организации обладают значительной автономией в деле установления правовых норм по таким вопросам внутреннего характера, как выработка процедуры и отношения организации с ее персоналом. Резолюции органов ООН по вопросам процедуры создают внутреннее право для ее членов. Однако проблемы, связанные с внутренними полномочиями, касающимися, например, бюджетного контроля, находятся в сложной взаимосвязи со спорными вопросами превышения внешних полномочий, поскольку бюджетное утверждение получают ассигнования на осуществление операций в соответствии с резолюциями, которые, как утверждают, представляют собой превышение полномочий по отношению ко всему Уставу в целом. Организация Объединенных Наций разработала свод правил и постановлений, регулирующих условия работы персонала, а Генеральная Ассамблея учредила Административный суд ООН для вынесения судебных решений по жалобам на невыполнение договоров о найме сотрудников Секретариата.
33. Идея создания Организации Объединенных Наций возникла в период второй мировой как организации, направленной на поддержание международного мира и безопасности. Впервые необходимость создания международной организации, призванной способствовать поддержанию международного мира и безопасности, была высказана в Атлантической хартии 14 августа 1941 г. Сам термин «Объединенные Нации» возник на Вашингтонской конференции 1942 г., в которой принимали участие 26 государств антигитлеровской коалиции, где была принята Декларация Объединенных Наций об объединении усилий государств в борьбе с Тройственным союзом. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в октябре 1943 г. приняла Декларацию по вопросам о всеобщей безопасности, где предусматривалась необходимость создания международной организации по вопросам всеобщей безопасности. Конференция 1943 г. в Тегеране выразила правильность общей направленности Московской декларации 1943 г. и подкрепила ее положения на более высоком уровне. Важным этапом на пути к созданию новой международной организации явилась конференция в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой в основном был выработан проект Устава новой организации. 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско при участии 51 государства был принят Устав Организации Объединенных Наций.
Целями ООН является: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества государств в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия.
Принципами деятельности организации являются основные принципы международного права, закрепленные в ст. 2 Устава ООН.
Органы ООН выполняют свои функции посредством главных и созданных ими вспомогательных органов. В качестве главных органов ООН выступают: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.
34. Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН, обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.
Компетенция Генеральной Ассамблеи.
· Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
· Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
· Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
· Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
· Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
· Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
· Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
· По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
· Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда.
35. Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.
Компетенция Совета Безопасности. - Контроль за исполнением государствами принципов ООН. -Подготовка планов регулирования вооружений. -Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии. - Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.
ЕДИНОГЛАСИЯ ПРИНЦИП - закрепленный Уставом ООН (ст. 27, п. 3) порядок принятия решений в Совете Безопасности ООН, согласно которому для принятия решений по всем вопросам требуется не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета Безопасности. Достаточно одному постоянному члену проголосовать против, и решение считается отклоненным (вето постоянного члена). Если же кто-либо из них воздержался или не участвовал в голосовании, это на принятие решения не влияет.
36. Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.
37. Целью ЮНЕСКО является содействие укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки, культуры и информации (Устав ЮНЕСКО, ст. I).Генеральная конференция ЮНЕСКО созывается один раз в два года; она определяет основные направления деятельности ЮНЕСКО, избирает членов Исполнительного совета, назначает Генерального директора (сроком на 6 лет), утверждает программу и бюджет организации.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) создано в 1957 г. в целях мирного использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире, содействия развитию атомной энергии и ее практическому применению в мирных целях. Членами МАГАТЭ являются 139 государств (по данным 2006 г.). В функции МАГАТЭ входит: содействие научно-техническому сотрудничеству в области атомной энергии; осуществление обмена информацией о применении атомной энергии в мирных целях; содействие развивающимся странам в подготовке кадров; оказание посреднических услуг при передаче ядерных материалов и оборудования и т. д. Первостепенное значение имеет осуществление агентством контрольных функций (так называемых гарантий МАГАТЭ), назначение которых – не допустить в странах, не обладающих ядерным оружием, применения атомной энергии для создания ядерного оружия. Под контролем МАГАТЭ находятся 98 процентов ядерных установок в странах, не обладающих ядерным оружием. МАГАТЭ осуществляет контроль за исполнением государствами Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) МАГАТЭ связано с ООН специальным соглашением; ежегодно представляет Генеральной Ассамблее ООН, а в необходимых случаях и Совету Безопасности доклады о своей деятельности.