Понятие конфликта и конфликтной ситуации
Конфликтом «столкновение»принято называть трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности и в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда противоречия затрагивают интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство и др.
Рассмотрим характерные черты конфликта.
1. Несомненно, конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем. Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей.
Представляя собой целостную систему с характерным для нее качественным состоянием, общество первично по отношению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, застает оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения. Следует учитывать, что самое главное для человека – это принадлежность к общности себе подобных. Обстоятельства жизни человека с древнейших времен складывались таким образом, что ему было предначертано сотрудничество с другими людьми.
Недаром столь высоко ставилось и ставится соблюдение выработанного за многие века «золотого правила», по которому человек в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность в словах и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.
Так должно быть, но не всегда бывает в действительности. В реальной жизни любой человек, каждая людская общность сталкиваются с трудно разрешимыми проблемами, разного рода ограничениями. Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущее ему отношение к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер общения и социальных связей, может порождать противоречия и напряженность, непримиримость и вражду, деформировать непосредственные контакты.
К этому следует добавить отклоняющееся – девиантное поведение: пьянство, наркомания, правонарушения, экстремизм и т.д. Отклоняющимся от нормы может характеризоваться не только негативное, на грани порочного поведение. Бывает, к нему относят и пристойные поступки, в том числе неукротимое стремление к новому, решительность в преодолении консервативных традиций, различные виды научного, технического и художественного творчества. Новаторство одних нередко оборачивается непониманием со стороны других, необходимостью вступать в конфликт.
Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей.Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия,
конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
2. Далее,конфликт – явление осознанное, действие обдуманное.Ведь человек наделен специфическим, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику. И намерения и поступки человека направляются не врожденными инстинктами, а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Обладая разумом и способностью к самосознанию, человек в большой степени свободен в выборе направлений деятельности, может регулировать свои отношения. Будучи потенциально рациональным, он склонен считаться с писаными и неписаными правилами поведения, которые усваиваются им в процессе социализации, приобщения к достижениям культуры.
Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
3. Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее.Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. В самом деле, разве можно представить себе становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств, проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами, структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации, эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации общей культуре.
4. Весьма существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон. Противодействия сторон присутствуют не только в межличностных и межгрупповых конфликтах, но и в процессе автокоммуникации человека, при его общении с самим собой, самоорганизации и самопрограммирования. Психологически такая саморегуляция обеспечивается внутренним диалогом, который возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зрения на его собственные переживания и поступки. По сути происходят тот же спор, расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, которые характерны для любого социально обусловленного конфликта.
Конфликт межгрупповой-распространенный тип конфликтного противоборства, субъектами которого выступают различные социальные группы (политические, демографические, профессиональные, спортивные и т.п.), конкурирующие между собой по различным причинам, в различных условиях и формах, с различной степенью напряженности и интенсивности за обладание различными объектами
5. Еще одна важная черта – конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства. Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном. Ведь стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непременно чем-то объединяют конфликтующих.
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований. Ему приходится анализировать складывающуюся ситуацию, строить прогнозы, взвешивать последствия, намечать планы, принимать решения, добиваться их осуществления, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции,
т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств, который во многом служит улаживанию конфликта.
Итак, получив представление о некоторых основных чертах, можно дать этому явлению более конкретное определение. Если суммировать все вышесказанное, то можно сказать следующее:
Конфликт–это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Все многообразие определений понятия «конфликт» можно разделить на два основных подхода. Первый подход делает акцент на антагонистической стороне конфликтных ситуаций. Второй – рассматривает конфликт как определенную систему отношений между субъектами.
Определение первого подхода можно выразить следующей фразой: конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие личностей (сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния. Так, В.И. Андреев и определяет конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы участников в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из его участников.
Антагонистический характер конфликта можно считать характеристическим признаком данного подхода, поскольку акцент, в первую очередь, делается на столкновение противоположных интересов, мнений и устремлений. Сторонники первого подхода разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Чтобы разрешение конфликта было конструктивным, конфликтной ситуацией необходимо управлять. Однако недостатком данного подхода является тот факт, что главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для одного из оппонентов. Таким образом, речь скорее идет о манипулировании, чем об управлении.
Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. В рамках данного подхода конфликт определяется как система отношений, процесс развития взаимодействия, заданные различиями (по интересам, ценностям, целям деятельности) субъектов, участвующих в нем.
Второй подход характерен для современной социологии конфликта (А.Г. Здравомыслов
«Социология конфликта». - М., 1996. и др.), социальной психологии (Н.В. Гришина, А.И. Донцов и др.), теории организационного развития и, конечно же, общей теории конфликта.
Конфликт рассматривается как саморегулирующийся механизм, подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях.
Итак, современные представления о конфликте исходят из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.
Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:
- не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
- найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
- добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.
Сегодня можно выделить пять различных способов использования понятия «конфликт»:
- конфликт как «случившееся», по отношению к которому надстраиваются различные технические образования, доводя фактическое столкновение сторон до полной структуры конфликта (посредничество, техники ведения переговоров и т.д.);
- конфликт как средство исследователя (аналитика). Здесь конфликт рассматривается как своего рода экран, который позволяет выявить и увидеть то, что невидимо при нормальном течении дел (психоанализ, различные формы разведки и т.д.);
- конфликт как механизм, искусственно создаваемый организатором для интенсификации мышления и деятельности (используется в коллективных способах разрешения проблем);
- конфликт как область специализации научных предметов (межличностные конфликты в психологии, групповые взаимодействия в социологии и т.д.);
- конфликт как объект исследования. Так, конфликтные отношения рассматриваются в теории игр как частный случай игры.
Конфликтные отношения-связи между субъектами конфликта в процессе конфликта.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс разрешения противоречий, возникающих в системе социального взаимодействия.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.
Конфликтогены–слова, действия или бездействия, могущие привести к конфликту.
Слово «могущие»- здесь ключевое. Таким образом, он не всегда приводит к конфликту и тем самым как бы уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту. Коварность конфликтогена в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Представим схему возникновения конфликта.
Схема возникновения конфликта.
Первый конфликтоген + более сильный ответный конфликтоген + еще более сильный ответный конфликтоген + и т.д. = конфликт
Существуют две формулы конфликтов.
Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Становится ясно, что оборвав листья, но, не тронув корни – конфликта не решить.
Вторая формула конфликта: сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Итак, основой конфликта является конфликтная ситуация, в которой присутствуют:
– предмет конфликта – противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить;
– объект конфликта – проблемная ситуация на основе пересекающихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею;
– субъект конфликта – конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт;
– оппоненты конфликта – участники конфликта.
Манипулирование субъектом – скрытые или явные действия конфликтующей личности, направленные на субъект отношений с целью достижения определенного результата, значимого для личности. Например, от ответственности можно попытаться избавиться, передав ее другому; на определенные права можно претендовать, чтобы затем ими воспользоваться.
Все эти составляющие части (субъект конфликта, предмет, объект, манипулирование субъектом, оппоненты, инцидент) составляют формулу динамики конфликта.
Динамика развития каждого конфликта имеет следующие стадии:
1 стадия – предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешимость. Появление напряженности в отношениях;
2 стадия – обострение противоречий, устойчивый негативный психологический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация;
3 стадия – конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания;
4 стадия – разрешение конфликта;
5 стадия – постконфликтная стадия, ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.
Как мы уже отмечали, конфликт может выступать способом социального взаимодействия, быть добром и злом одновременно. Поэтому функции конфликта характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.
К положительным функциям конфликтов можно отнести: решение проблемы, учет взаимных интересов, достижение понимания между участниками конфликта, доверие друг другу, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству.
Помимо этого к положительным функциям конфликта можно отнести стимуляцию интереса и любопытства, его роль медиатора, с помощью которого актуализируются проблемы.
Отрицательные дисфункциональные последствия конфликта - это: неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников, развод
и т.д.
Конфликт различается по нескольким параметрам.
По степени проявления конфликты бывают:
- скрытым (затрагивает обычно двух людей, которые до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют);
- открытым (как только один из участников конфликта открывает свою неприязнь);
- случайным (стихийно возникший конфликт);
- хроническим (сознательно провоцируемый конфликт).
По процессу:
- вертикальным (между руководителем и подчиненными в конкретном производственном коллективе), который, в свою очередь, делится на производственный, ролевой, монокаузальный, поликаузальный;
- горизонтальным (между членами коллектива, работниками организации), который подразделяется на межличностный, межгрупповой и внутриличностный конфликты.
Конфликт вертикальный -специфический тип конфликтного взаимодействия, направ-ленного вдоль оси политической или организационно-управленческой иерархии (например, против органов власти или руководителя предприятия, любой другой организации), разрешение которого может привести либо к компромиссу, либо к изменению стиля руководства, либо к смене последнего, либо к подавлению инициаторов конфликта и его участников.
Конфликт горизонтальный - специфический тип конфликтного противоборства, развертывающегося вдоль горизонтальной оси взаимодействия равноправных партнеров:
двух предприятий, спортивных команд, сослуживцев, находящихся на одном уровне служебной лестницы. Чаще всего завершается поисками компромисса, взаимными уступками, но иногда приходится прибегать и к вмешательству извне – со стороны суда, органов власти и т.д.
По результату:
- деструктивным;
- негативным;
- конструктивным;
- позитивным.