Региональное развитие и процессы глобализации
Глобализация и регионализация являются ведущими процессами мирового развития, главными векторами современности. Глобализация - это динамичный процесс, процесс интенсификации этапа интернационализации, обладающий количественными и качественными характеристиками. Весьма интересна трактовка к.и.н. Сергеевым Д.В. под глобализацией, он понимает растущую взаимозависимость стран в результате увеличения масштабов международной торговли и расширения ее сферы, охватывающей не только обмен товарами, но и услугами, капиталом, технологиями и финансовыми активами [1].
Регионализация - это процесс взаимодействия, сближения экономик в определенных региональных рамках. Регионализацию этот автор трактует как процесс образования, функционирования, развития и расширения региональных интеграционных объединений и группировок. Регионализация - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.
Сегодня с появлением новых информационных технологий, бурным развитием средств телекоммуникаций, интернета, виртуализацией пространства актуальность процессов глобализации и регионализации весьма возросла.
Глобализация - процесс объективный, обладающий как позитивными, так и негативными последствиями. Глобализация позволяет углублять международное разделение труда, более эффективно распределять и использовать ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению благосостояния стран и расширению жизненных перспектив населения. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут более эффективно использовать широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Кроме того, передовые технологии резко сокращают транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и обычно облегчают глобальную интеграцию национальных рынков. Однако события 11 сентября 2001 года в Америке показали, что международный терроризм в рамках глобализированной экономики может подтолкнуть субъекты мировой экономики к меньшей открытости на пути к либерализации внешнеэкономических связей.
Взаиморазвитие и взаимовлияние процессов глобализации и регионализации в их современных формах, развертывающихся с особой силой преимущественно в последние полтора - два десятилетия, таят в себе немало неясностей и противоречий, ломают многие устоявшиеся представления и теории, становятся предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах, на международных форумах, где нередко сталкиваются самые различные, порой прямо противоположные мнения, оценки, прогнозы. Перспективы развития современной человеческой цивилизации, интенсивно обсуждающиеся в начале третьего тысячелетия, наряду с вопросами науки, техники, культуры в немалой степени затрагивают проблемы взаимовлияния экономической глобализации и регионализации.
Основное противоречие между процессами глобализации и регионализации заключено в целях создания и развития региональных блоков. Главной целью создания региональных блоков было извлечение прибыли в результате взаимного сотрудничества стран - участниц блоков, не противодействуя общему развитию глобализации. Но когда определились негативные последствия глобализации, одной из целей региональных блоков стало коллективное противодействие этим негативным последствиям.
В характеристиках процессов глобализации можно проследить наличие взаимосвязей между глобализацией и регионализмом. Поскольку государства современного мира различаются по масштабам и уровню социально - экономического развития, можно предположить, что результаты воздействия глобализации на отдельные страны и группы стран не одинаковы. Более того, в крупных странах тенденция глобализации вызывает неодинаковые последствия в различных регионах. Еще до глобализации интернационализации общественных отношений на планетарном уровне наблюдалась интернационализация общественных связей на региональном уровне, получившая название «регионализации». Регионализация выражается в сближении группы близко расположенных стран с возможным их объединением в отдельную группу. На примере Европейского союза эта закономерность проявляется через деятельность территориальных, субнациональных акторов, которые надеются укрепить свою автономию или, по крайней мере, получить право на представительство и оказание политического влияния в европейских делах. В последние годы изменение в их пользу соответствующих правил было очевидно. Регионы (а затем и муниципальные образования) получили признание в качестве соответствующих политических единиц. Сначала их признание ограничивалось особой сферой политики, а именно структурной политикой Европейского союза. Но сегодня представительство территориальных коллективных лиц в отдельных государствах-членах стало общим принципом и получило институционализацию в Комитете регионов [2]. Отметим, что «структурная политика ЕС» - это как раз и есть движение финансовых потоков между регионами и отраслями стран Евросоюза.
Мнения среди политологов, экономистов и ученых по поводу характера взаимовлияния глобализации и регионализации различаются. Одни считают (Долгов С.И., Доронин В.А., Загашвили B.C., Приписное В.А., Скотт А.Дж., Сторпер М., Эльянов Д.П. и др.), что глобализация означает большую открытость региональных блоков мировой экономике. Другие полагают (Жуков С.В., Михеев В.А., Федотов А.С.), что в отношении движения к единой глобальной экономике без национальных и региональных барьеров нет никаких ясных тенденций.
Интенсивное развитие процессов глобализации и регионализации, а также основное противоречие между этими двумя процессами привели к необходимости выявления характера их взаимодействия, что в свою очередь необходимо для определения общего вектора развития мировой экономики в целом. Анализ взаимодействия и взаимовлияния глобализации и регионализации будет проводиться на примере четырех региональных интеграционных блоков, таких, как ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР. Они - из разных регионов мира, находятся на разных уровнях развития, что дает возможность исследовать процессы регионализации в их качественном разнообразии. Вместе с тем эти блоки обладают высокими показателями экономического развития, принимают активное участие в мировой экономике, что свидетельствует об их важной роли в процессах глобализации.
Глобализация, с одной стороны, и регионализация, с другой, являются главными процессами в развитии современного мира, не только оказывающими громадное влияние на экономическую жизнь, но и влекущими за собой далеко идущие политические, социальные и даже культурно-цивилизационные последствия. Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны мира и среди них, конечно, государства постсоветского пространства, которые вполне осознанно, активно и целеустремленно продвигаются по пути интеграции в мировую экономику.
20. Региональные конфликты в современном мире.
Региональные конфликты – такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, они охватывают значительные географические и социальные пространства.
Особенности региональных конфликтов: 1. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной сторон, они выступают, как одна их форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов; 2. Поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений; 3. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты; 4. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей; 5. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда – средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.
Межгосударственные конфликты уступили место региональным, которые стали главной угрозой международной безопасности. Так, согласно данным Международного Института по исследованиям мира в Стокгольме, в 2005 году впервые ни один из существовавших конфликтов не был определен как межгосударственный. Таким образом, в новых условиях региональные конфликты приобрели новые характеристики и особенности, выявление которых и является целью данного эссе.
Большинство современных региональных конфликтов являются конфликтами, в основе которых лежит религиозная, этническая или языковая принадлежность. Исследователь М.М.Лебедева приводит другой термин – конфликты идентичности, которая строится преимущественно на этнической, религиозной и культурно-исторической основе. Достижение компромисса в таких конфликтах представляется практически невозможным, поскольку в их основе лежат не столько интересы сторон, сколько ценности.
Отсюда вытекает еще одна характеристика региональных конфликтов – затяжной характер. Американский исследователь Дэн Смит (Dan Smith) приводит такие данные: по состоянию на 1999 год 66% существовавших конфликтов имели продолжительность более 5 лет, а 30% конфликтов – более 20 лет. Причинами затяжного характера конфликта часто являются возобновление боевых действий после заключения перемирия из-за неспособности воюющих сторон прийти к соглашению в процессе выработки условий мирного соглашения или вследствие разочарованности последовавшими после его заключения преобразованиями; образование радикальной группировки внутри воюющей стороны, не желающей идти на компромисс, целью которой является «война до победного конца» и др. Нельзя не упомянуть психологическую составляющую: при затяжной войне у противоборствующих сторон формируется определенный тип ментальности, в основе которого лежит желание отомстить (за свою семью, народ и т.д ).
Участие множества акторов – как внешних, так и внутренних – также является особенностью региональных конфликтов. Если раньше регулярные войска были основными участниками конфликтных действий, то сегодня главная роль принадлежит народному ополчению, полевым командирам, неформальным военизированным группировкам и др. Упомянутые внешние акторы конфликтов – международные организации, средства массовой информации – также оказывают влияние на развитие конфликта своими действиями (или, как в случае с Руандой – бездействием). Наличие множества акторов делает региональные конфликты плохо управляемыми и непредсказуемыми в своем развитии.
Современные региональные конфликты приобретают и определенную политико-географическую направленность. Они возникают в регионах, которые относятся к развивающимся или находящимся в процессе перехода от авторитарных режимов правления к демократическим. Согласно исследованиям, проведенным Центром международного развития и управления конфликтами Университета штата Мэрилэнд, в 77% всех региональных конфликтов, произошедших после окончания «холодной войны», участником была по меньшей мере одна страна, которая классифицируется как неразвитая или развивающаяся.
Еще одной характеристикой региональных конфликтов является локализованность. Большинство конфликтов являются географически замкнутыми, т. е не выходящими за пределы установленных конфликтом границ. В качестве примера можно привести конфликт в Демократической республике Конго – длившее на протяжении десятилетий насилие происходило в основном на востоке страны.
Высокая степень насилия также присуща современным региональным конфликтам. Враждующие стороны не руководствуются «Законами ведения войны» согласно Женевским конвенциям, что приводит к физическому устранению противника. Отчасти это связано с уже упоминавшейся борьбой за ценности, компромисс по которым не является возможным, а также самими участниками конфликтов (полевые командиры, военизированные группировки), которым присущи определенные методы ведения борьбы.
И, наконец, последней характеристикой региональных конфликтов является влияние процессов глобализации на их возникновение. Нередко причиной региональных конфликтов становится борьба за контроль нефтяных или водных источников (Ближний Восток) или месторождений полезных ископаемых (алмазные месторождения в Африке), обеспечение безопасности газо- и нефтепроводов.и т.д.
Таким образом, на рубеже 20-21 вв. региональные конфликты характеризуются комплексом взаимозависимых особенностей, а именно борьбой за ценности (религиозные, культурные, этнические и др.), наличием множества внешних и внутренних акторов. Региональные конфликты часто являются затяжными по своему характеру, возникают в регионах с преобладанием развивающихся стран, являются локализованным в пределах определенной территории. Высокая степень насилия и борьба за обладание ресурсами также являются характерными особенностями современных региональных конфликтов.
21. Понятие региональной безопасности и политики.
Региональная безопасность — составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона. Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множествен-ностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов со-временного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культур-ные, религиозные традиции и т.п. Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе Организация по безо-пасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств — ОАГ, Организация африканского единства — ОАЕ, и др.).
Подчеркнем, что региональная безопасность рассматривается в контексте национальной безопасности.
Разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их историческим происхождением, а также мозаичностью природно-географических, социальных, экономических, политических, культурных и иных основ жизни населения, предопределяют формирование иной, по сравнению со стихийной регионализацией или жестким централизмом, «точечной» модели управления региональной безопасностью как системы обеспечения устойчивого социального развития.
Имеется в виду формирование условий, позволяющих не только реагировать на региональные вызовы, но и прогнозировать, планировать социальные изменения на основе баланса региональных и обще-
национальных интересов.
Основополагающее значение для концептуального осмысления сущности системы региональной безопасности как системы обеспечения и реализации социально устойчивого развития региона имеют
нормативно-правовые акты по вопросам региональной безопасности, являющиеся методологически-правовой основой для теоретической и практической деятельности на местах.
Укрепление региональной безопасности в Российской Федерации определяется необходимостью реализации стратегии устойчивого социального развития, выражаемой в устранении социальных и региональных диспропорций, минимизации этнической и этнонациональной напряженности, возрождении внутрихозяйственных связей и предотвращении экстремальных, чрезвычайных ситуаций.
Нередко стабильность трактуется очень широко, например, как «способность системы функционировать и развиваться». Встречается и отождествление стабильности с «системностью, целостностью системы». Иногда под стабильностью понимается «неизменность состояния общества», либо способность системы сохранять качественную определенность.
При анализе региональных отношений чаще стабильность понимается как безопасность, но мы должны понять, что понятию безопасности свойственны иногда совсем другие значения нежели должно подразумеваться под стабильностью. Но, с другой стороны «Смысл безопасности в обеспечении стабильности».