Отношения со странами СНГ
С 1992 г., после распада СССР, во внешней политике Российской Федерации появилось новое направление: отношения с так называемым «ближним зарубежьем», с бывшими союзными республиками. В его рамках выделялись отношения со странами Содружества Независимых Государств (Белоруссия, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и со странами Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония).
Внутри СНГ в 1992-1993 гг. удалось остановить ожесточенные вооруженные конфликты в Молдове (между правительством Молдовы и непризнанной Приднестровской республикой), в Грузии (между правительством Грузии и непризнанной республикой Южной Осетии). Между враждующими сторонами разместились российские миротворцы. Шла гражданская война в Таджикистане.
Одновременно шла повседневная работа по сохранению взаимовыгодных экономических связей, налаживанию двусторонних связей, созданию общего правового поля (проблемы гражданства, получения пенсий, решение имущественных вопросов и т.п.). Со странами Прибалтики, кроме экономических вопросов, важное место занимала проблема защиты интересов т.н. «русскоязычного населения», предоставления ему гражданских прав.
В первой половине 1990-х гг. стало очевидным, что процесс формирования и укрепления СНГ оказался более сложным делом, чем это представлялось вначале. Темпы размежевания и национального самоопределения на постсоветском пространстве явно опережали интеграцию и сближение. Новоиспеченные государства хотели модернизировать свои страны по западноевропейскому образцу. Однако бывшие советские республики (кроме стран Балтии) за весь период суверенного существования приблизились к странам «третьего мира». Попытки же осуществить реальную интеграцию, как правило, дальше заявлений лидеров не шли. К 1999 г. Россия подписала в рамках СНГ более 800 документов, но многие из них оказывались неработающими.
Внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. В качества мощного фактора центробежного свойства на пространстве СНГ действует притягательная сила Европейского Союза как состоявшегося и развивающегося интеграционного блока. Многие политические элиты стран СНГ стремятся присоединиться к Евросоюзу.
В мае 1992 г. в Ташкенте шесть стран СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан) подписали договор о коллективной безопасности. В том же году начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья. Некоторые страны (Таджикистан, Грузия, Молдова), где разгорелись военные конфликты, согласились оставить на своей территории российские военные базы в качестве миротворческих сил.
В 1996 г. Е. Примаков объявил приоритетом внешней политики России ближнее зарубежье – страны СНГ. Вскоре Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. был взят курс на создание союзного государства с Белоруссией.Однако реального сближения двух республик не произошло из-за несовпадения экономических моделей двух стран и разногласий по вопросу о форме объединения.
Характер и судьбу СНГ во многом определяли российско-украинские отношения. После многолетних переговоров, 31 мая 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Он стал результатом компромисса: Россия признала Украину в границах 1954 г. с полуостровом Крым в составе республики, Черноморский флот был поделен, российский флот базируется в Севастополе на правах аренды.
Россия в начале XXI века: проблемы и перспективы
Развития.
1. Политическое развитие. Характеризуя события начала XXI века можно сказать, что период революционных перемен в России завершен. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы. В качестве главных пунктов предвыборной программы В. Путин назвал рыночные отношения, патриотизм и державность. Одновременно подчеркивалось, что демократический выбор, сделанный страной в 1990-е гг., не подлежит сомнению. В. Путин уже в первом туре одержал победу, получив 52,5 % голосов избирателей. Начался новый период в истории постсоветской России.
Первые шаги второго президента России В.В. Путина были направлены на укрепление «вертикали власти»,повышение авторитета и роли государства в жизни общества.
Важным шагом к созданию сильного государства стала административная реформа. В мае 2000 г. было учреждено семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Округа выступают промежуточными и одновременно связующими звеньями между центром и 89 регионами России. Главами округов были назначены полномочные представители президента. Удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Эти меры позволили усилить роль центра на местах, укрепить Федерацию, восстановить единое законодательное пространство России.
Другой политической реформой 2000 г. была реорганизация Совета Федерации.Верхняя палата Федерального Собрания стала формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов (по два от каждого), избираемых их законодательными органами и назначаемых главами администраций. Чтобы обеспечить постоянное участие глав регионов в разработке государственной политики в августе 2000 г. был создан Государственный совет– совещательный орган власти при главе государства.
В области государственной символики президент предложил компромисс с учетом позиций разных частей общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о многовековой истории России. Красный флаг победы российских народов в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных Сил. Государственный гимн с новым текстом и музыкой гимна СССР символизирует единство поколений; неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.
Произошло изменение российской многопартийной системы. В 2001 г. Госдума приняла закон «О политических партиях», который должен был поднять значение политических объединений в жизни страны, усилить их влияние, максимально сократить количество действующих партий. Закон признает таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения, имеют представительство в регионах и являются общефедеральными. В результате вместо примерно 300 политических организаций, участвовавших в выборах 1999 г., к выборам в Государственную думу, которые состоялись 7 декабря 2003 г., было допущено 26 партий.
В июле 2000 г. состоялась встреча Путина с представителями крупного бизнеса. На этих встречах, ставшие регулярными, были выработаны новые правила во взаимоотношениях государства и бизнес-элиты. Президент провозгласил принцип «равноудаленности олигархов», означающий отстранение их от политической власти. Правоохранительные органы занялись расследованиями в отношении нескольких крупных компаний. В то же время было заявлено о том, что пересмотра итогов приватизации не будет.
Была проведена судебная реформа. Она предусматривала введение суда присяжных по всей стране с 2003 г., введение института мировых судей, арест граждан лишь по решению суда, передача исправительных учреждений из МВД в ведение Минюста и т.д.
Целый ряд важных шагов был сделан в военной сфере. Серьезные изменения в планы военной реформы внесла гибель 12 августа 2000 г. атомной подводки лодки «Курск». Эта трагедия обнажила всю остроту проблем, накопившихся в вооруженных силах. Была поставлена задача о переводе на контрактную систему основных боеспособных частей всех видов Вооруженных сил. Главным итогом военной реформы должно стать создание хорошо обученной, оснащенной современным вооружением, и социально защищенной российской армии.
К 2004 г. политическая жизнь в России стала более стабильной. Парламентские выборы в декабре 2003 г. упрочили позиции В.Путина как общенационального лидера. Пропрезидентская «партия власти» «Единая Россия» одержала внушительную победу, получив 37,57 % голосов избирателей и 2/3 депутатских мандатов в Думе. Второе и третье место заняли, соответственно, КПРФ (12,61 %) и ЛДПР (11,45 %). Более 9 % голосов получило новое объединение - блок «Родина», лидеры которого выступали с антиолигархическими и патриотическими лозунгами. Либерально-демократические партии СПС и «Яблоко» потерпели поражение – они не смогли преодолеть необходимый 5 % барьер в Государственную Думу.
Их поражение не следует рассматривать как крах самой либеральной идеи в России. Показательно, что ни одна из партий или избирательных объединений, участвовавших в выборах, не выступали против частной собственности и гражданских свобод. Причинами провала либералов ельцинской эпохи стало расхождение между их словами и делами, игнорирование жизненно важных интересов россиян (они были «страшно далеки от народа»), амбиции лидеров партий, не желавших договариваться между собой по принципиальным вопросам. Наконец, СПС и «Яблоко» за годы реформ так и не стали выразителями интересов мелкого и среднего бизнеса.
Исход президентских выборов, состоявшихся 14 марта 2004 г., был предсказуем. Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31 % избирателей. Конечно, в ходе парламентской и президентской кампаний власть в полной мере задействовала административный ресурс и возможности подчиненных ей СМИ. Однако главным фактором победы Путина стала поддержка российским обществом его практических шагов на посту главы государства, а также ближайших намеченных целей. Важнейшими из них являлась: удвоение ВВП к 2010 г., борьба с бедностью, завершение административной реформы, борьба с коррупцией, реформа ЖКХ, реформа армии, решение жилищной проблемы.
В 2005 г. завершилось формирование Общественной палаты. Она формируется из известных граждан, назначаемых президентом, а также на выборной основе из представителей общественных организаций. Цель ее – согласование и защита интересов граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.
1 октября 2007 г. на съезде партии «Единая Россия» Путин объявил о своем решении возглавить список «Единой России». Осенью 2007 г. прошли выборы в V Государственную Думу. С большим преимуществом победили «единороссы». Страна проголосовала за курс Путина, т. е. заложенную в восьми посланиях Президента Федеральному Собранию стратегию развития страны.
На выборах Президента РФ 2008 г. единым кандидатом от партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия, «Гражданская сила» был предложен Дмитрий Анатольевич Медведев. В ходе избирательной кампании Д.А. Медведев выступил с либеральной программой обновления страны, определил в качестве приоритетов повышение эффективности государства, борьбу с коррупцией, создание действительно независимой судебной власти, развитие гражданского общества, преодоление научно-технического отставания России от развитых стран, развитие частной инициативы и на ее основе экономики знаний.
Марта 2008 г. за Д. Медведева отдали свои голоса 70,28 % избирателей, пришедших на выборы. Он стал самым молодым главой государства в российской истории, начиная с 1917 г. В речи на церемонии вступления в должность 7 мая 2008 г. Д.А. Медведев заявил, что своей важнейшей задачей считает «дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых, самых широких, возможностей для самореализации граждан — граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны».
Таким образом, в России в начале XXI в. в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание глав исполнительной власти, а также органов законодательной и представительной власти.
2. Борьба с терроризмом. В 2000-2003 гг. федеральный центр предпринял решительные шаги по созданию гражданских органов власти в Чечне. Была принята Федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы республики. Процессу возвращения Чечни к нормальной жизни пытались и пытаются помешать политические бандиты и международные террористы, избравшие мишенью своей преступной деятельности мирных жителей российских городов. 23 октября 2002 г. отряд чеченских террористов-смертников захватил в заложники около тысячи зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве. В ходе спецоперации по спасению заложников почти все террористы были уничтожены. Однако в результате штурма погибло и 129 заложников, в том числе и дети – в основном вследствие применения усыпляющего газа на фоне переутомления и усталости. Российская власть продемонстрировала твердое намерение не идти на уступки террористам.
Весной и осенью 2003 г. в Чечне были проведены вначале референдум по Конституции, а затем выборы Президента республики. 1 сентября 2004 г. бандиты совершили новый страшный теракт: они захвати школу в Беслане (Северная Осетия).В заложниках оказалось 1181 человек. Нелюди держали младенцев, школьников и учителей без воды и пищи 52 часа. В результате взрыва школы и в ходе освобождения заложников погибло 333 человека, в том числе 186 детей.
После серии террористических актов в августе – начале сентября 2004 г. Президент России заявил о необходимости серьезных изменений в государственной власти в целях эффективного противостояния террористической войне. Политическая реформа В. Путина включила два принципиальных изменения: избрание губернаторов не на основе волеизъявления всех избирателей, как было раньше, а путем голосования законодательных собраний по кандидатуре, предложенной президентом и введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу по партийным спискам вместо прежней смешанной системы.
Северный Кавказ остается самым нестабильным регионом. Здесь самая высокая в стране безработица, самые низкие зарплаты, огромные дотации из федерального центра, процветают клановость, коррупция и религиозный экстремизм. События октября 2005 г. в Нальчике (столица Кабардино-Балкарии), когда группа боевиков пыталась захватить город, показали, что вызов российской власти теперь исходит не только из Чечни. В мире есть силы заинтересованные в дестабилизации обстановки на Кавказе.
В 2005-2007 гг. российские спецслужбы провели ряд успешных операций, в результате которых были уничтожены главари политического бандитизма на Северном Кавказе А. Масхадов, Ш. Басаев и их пособники. В ноябре 2005 г. в Чечне состоялись парламентские выборы. Таким образом, завершилось формирование органов государственной власти в Чеченской республике. В Чечню вернулась мирная жизнь.
3. Социально-экономическое развитие. С 1999 г. начался не очень большой, но устойчивый рост экономики. Рост доходов государственного бюджета создал возможность регулярного повышения зарплат и пенсий. Выросли реальные доходы населения. Одновременно заметно снизился уровень инфляции. Впервые за долгие годы был зафиксирован рост производства в сельском хозяйстве. Особенно рекордным стал 2002 г., когда урожайность зерновых достигла 19,6 центнера с гектара. Рост ВВП позволил успешно выплачивать внешние долги государства. За период 2000-2003 гг. Россия выплатила кредиторам, вместе с процентами, 50 млрд долларов.
Рост экономических показателей был вызван рядом факторов: падением стоимости рубля после финансового кризиса 1998 г., высокими мировыми ценами на нефть (в два с лишним раза в течение пяти лет), газ, металлы и другие топливно-сырьевые ресурсы, а также рядом действий президента и правительства страны. В частности, была упорядочено налоговое законодательство. В 2001 г. введен единый 13% подоходный налог; снижен в некоторой степени налог на прибыль предприятий и организаций. Начала осуществляться пенсионная реформа, основанная на накопительном принципе. В 2001-2003 гг. были приняты законы о купле-продаже земли. При этом в отношении земельного вопроса учитываются различные условия в отдельных регионах страны. Приняты Таможенный и Трудовой кодексы. Президент и правительство взяли курс на разгосударствление, перевод на рыночные рельсы и свободное ценообразование естественных монополий – электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли.
В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой. Делаются шаги к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эта организация объединяет около 150 стран мира и покрывает более 95 % оборота мировой торговли. Но вступление в ВТО – отнюдь не самоцель, а всего лишь средство, один из инструментов обеспечения национальных интересов страны.
Меняется и социальная структура общества. Все больше людей экономически становятся независимыми от государства, все более укореняются «рыночные» и частнособственнические отношения и привычки.
Вместе с тем, главная проблема сегодня – структурная перестройка экономики, развитие высокотехнологичных отраслей. Экономика России по-прежнему носит ярко выраженный сырьевой характер, а государственный бюджет сильно зависит от мировых цен на нефть и газ. В мае 2003 г. президент РФ В.В. Путин отметил, что «наш экономический фундамент … все еще неустойчив и очень слаб».
Судя по макроэкономическим показателям, Россия – одна из богатейших стран мира. Доходы бюджета превышают расходы. В 2005 г. золотовалютные резервы перешагнули за 150 млрд. долл. и являлись самыми большими за всю историю страны. По этому показателю Россия входит в первую десятку стран мира. Был создан Стабилизационный фонд. В то же время на мировом рынке высокотехнологичной продукции доля России – всего 0,5 % против 60 % у США и 6 % у Сингапура. Только 5 % российских предприятий внедряют научно-технические достижения. На приватизированных заводах и фабриках продолжают работать построенные еще в хрущевско-брежневские времена станки.
Крайне медленно и трудно формируется рынок услуг, особенно в сфере ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство). Крайне неэффективно работает государственный аппарат. Медленно идут преобразования в социальной сфере. Мешали реформам и внутренние разногласия в правительственном кабинете сначала М.Касьянова, а затем и М. Фрадкова, отсутствие единой точки зрения на характер и темпы реформ. Весь этот комплекс проблем предстоит решать на новом этапе.
Летом 2004 г. был принят федеральный закон № 122, отменявший практически все социальные льготы, которыми до того пользовались около 103 млн человек. Для льготников вводились денежные компенсации. Монетизация льгот, в начале 2005 г. вызвавшая волну протестов во многих городах России, наглядно показала насколько болезненно воспринимаются обществом либеральные социальные реформы.
Одна из главных и серьезнейших угроз для России – огромная разница в доходах между столицей и регионами, между бедными и богатыми. 5 сентября 2005 г. Путин выступил с четырьмя социальными проектами, целью которых является существенное повышение качества жизни граждан России. Национальные проекты – качественное здравоохранение, современное образование, доступное жилье, эффективное сельское хозяйство – должны стать приоритетом номер один в российской экономической политике на ближайшие годы.
В обществе есть понимание проблем, которые необходимо решать. Идут дискуссии об оптимальном использовании средств стабилизационного фонда.
В первую очередь необходимо развивать «экономику знаний». Только такая экономика обеспечивает устойчивое развитие. О шансах России на лидерство в области нанотехнологий (технологий, с помощью которых человек может управлять отдельными молекулами при создании нано-структур с определенными физическими, химическими и биологическими свойствами) и необходимости разработать программу научных исследований в этой области говорил, выступая с ежегодным посланием к Федеральному Собранию в мае 2006 году, президент В. Путин. Правительство России одобрило программу развития инфраструктуры наноиндустрии.
В июле 2007 г. президент подписал трехлетний бюджет (на 2008-2010 гг.) – первый такого рода финансовый документ в истории России. Одна из главных его целей – ликвидировать зависимость страны от экспорта энергоресурсов.
Перед новым президентом Д.А. Медведевым стоят еще более сложные задачи. Это инфляция, последствия мирового финансового кризиса, коррупция и неравенство, демографические проблемы. Глобальный экономический кризис, начавшийся в конце 2008 г., конечно, самым серьезным образом затронул и российскую экономику. Однако в стране были накоплены значительные резервы, и они расширяют возможность уверенно пройти через период нестабильности. Антикризисная политика направлена на поддержку внутреннего спроса, на социальную защиту населения, создание новых рабочих мест.
4. Духовная жизнь российского общества.На рубеже веков российская культура оказалась в кризисном состоянии. В начале 1990-х гг. новая власть приняла большое количество специальных актов, касавшихся отдельных областей культуры. Однако вместо выполнения государством обширного перечня взятых на себя обязательств, произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий. Рынок заставил всех зарабатывать деньги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Материальная база культуры, в том числе из-за приватизации, оказалась подорванной.
Скудность финансирования (в 2000 г. – 40 % от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможность получения образования их детям. В 2004 г. более трех млн. детей не учились в школе. Пытается адаптироваться к новым условиям и высшая школа. За годы реформ число коммерческих вузов выросло в 4 раза. Численность студентов в период с 1993 по 2003 год увеличилась более, чем в два раза и превысила 4 млн человек. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонскому процессу, взяв на себя обязательство соответствовать европейским стандартам и принципам в сфере высшего образования. Болонская декларация, подписанная в июне 1999 г. двадцатью девятью странами Европы, предполагает создание единой для студентов из стран Европы системы высшего образования. Модернизация образования – это основа модернизации России.
В то же время произошло отчуждение многих жителей России от богатств национальной культуры. Основным источником культурной информации для многих граждан стали телевидение и радио. Роль книг, музеев, театров значительно уменьшилась. Несмотря на рост тиража и ассортимента книг, большая их часть приобретается в столицах. Настоящие, серьезные книги до российской глубинки не доходят. Меньше стало людей, читающих книги.
Спорт. В 1990-е годы в плачевном состоянии пребывали массовый спорт и физкультура. Закрывались спортивные школы и клубы, на стадионах хозяйничали дикие вещевые рынки («барахолки»). Все это не могло не сказаться на достижениях российских спортсменов.
В последние годы положение в спорте стало меняться к лучшему. В сентябре 2005 г. правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта на 2006-2015 гг. Реализация документа призвана значительно увеличить число граждан, занимающихся спортом. Для этого предполагается построить 1,5 тыс. многофункциональных спортзалов, более 700 стадионов и модернизировать 7 федеральных спортцентров.
Заключение. Россия и мир в начале третьего тысячелетия.
Стратегия современной России на мировой арене излагается в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом в июне 2000 г. Россия выступает за создание системы многополярного мира и отрицает претензии какого-либо государства на мировую гегемонию. Исходя из собственных возможностей – военно-стратегических, экономических, политических – российская дипломатия реализует идею разновекторной политики,стремится поддерживать связи со многими странами мира.
Огромное влияние на состояние международных отношений оказала террористическая атака на США 11 сентября 2001 г. Погибло 3 тыс. американских граждан. Иллюзия всемогущества США рассыпалась. Террористические акты привели мировое сообщество к консолидации в борьбе против терроризма и положили начало формированию в мире новой политической ситуации. Проблема международного терроризма вышла на первый план. Появление общего врага вновь вызвали изменение отношений с США.
В. Путин уже давно подчеркивал угрозу международного терроризма, прежде всего в связи со второй войной в Чечне. Он первым выразил поддержку американскому народу и правительству во время терактов в Нью-Йорке. В 2002 г. Россия поддержала военную операцию США против афганских талибов, которых обвинили в поддержке международного терроризма. Развивается сотрудничество по линии спецслужб. На встрече Путина и Буша в ноябре 2001 г. в США впервые было заявлено о том, что Россию и США объединяют общие идеологические ценности, преданность демократии и рыночной экономике. Было подписано Совместное заявление о новых отношениях между Россией и США. Президенты констатировали, что ни одна из сторон не рассматривает другую в качестве противника или источника угроз. В то же время они подтвердили свою «решимость бороться с угрозами миру в XXI столетии». Среди общих угроз – терроризм, распространение оружия массового поражения, агрессивный национализм, этническая и религиозная нетерпимость, региональная нестабильность. В последние годы встречи президентов России и США стали регулярными.
Правда, партнерство с Вашингтоном выглядит пока хрупким. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО, который считался важнейшим элементом системы международной безопасности; на территории стран СНГ начали создаваться американские военные базы; весной 2004 г. состоялось второе расширение НАТО (в альянс вступили Болгария, Румыния, Словакия, Литва, Латвия и Эстония). Серьезным препятствием для эффективного сотрудничества является не преодоленная западными странами политика «двойных стандартов», по которой террористы внутри России рассматриваются как «повстанцы», «борцы за независимость». В Вашингтоне с беспокойством относятся к процессу централизации власти в России, видя в этом ущемление демократии.
Весной 2003 г. США и их союзники начали войну в Ираке с целью свержения режима Саддама Хусейна. Россия выступила за политическое решение иракского кризиса при опоре на ООН и руководящей роли ее Совета Безопасности. Против курса США выступили многие их западные союзники, большинство членов Евросоюза и, самое главное, Франция и Германия. Произошло политическое сближение России и этих стран. Однако, несмотря на противоречия с Вашингтоном и Лондоном по иракскому кризису, все стороны проявили заинтересованность в сохранении и соблюдении общих интересов.
Активно развивается дальневосточное и азиатское направление российской внешней политики. В июле 2001 г. Россия и Китай смогли подписать беспрецедентный договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Россия готова искать взаимовыгодное решение проблемы Южных Курил, обсуждать участие Японии в хозяйственном развитии этих островов, но не ставит под сомнение свой суверенитет над этими территориями.
Наша страна является активным участником молодой, но весьма перспективной структуры многостороннего диалога в Азии – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).Она была образована в июне 2001 г. в Шанхае по инициативе шести государств – Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. После того как в июле 2005 г. статус наблюдателей получили Индия, Пакистан, Иран и Монголия, ШОС формально стала объединять половину населения земного шара. Рынок товаров и услуг здесь не меньший, чем в Европе. Индия и Китай возглавляют список стран, с которыми Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество. На эти страны приходится более 80 % экспортных поставок отечественных вооружений и военной техники.
Прагматизм внешней политики России проявился в отношениях с партнерами по Содружеству Независимых Государств. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
В 2003-2004 гг. в Грузии и Украине прошли так называемые «цветные революции», которые были больше похожи на верхушечные перевороты при участии народных масс и иностранного капитала. Некоторые лидеры этих стран до сих пор винят во всех своих бедах «руку Москвы». События показали, что не следует принуждать кого-либо из ближайших соседей к дружбе. Необходимо придерживаться со странами ближнего зарубежья рациональных отношений равных партнеров и поддерживать российский бизнес в наиболее крупных республиках СНГ – Украине, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане и Узбекистане. В качестве одного из первых шагов такой рациональной и прагматичной политики явился переход к рыночным расчетам за энергоносители с рядом стран СНГ.
Попытки пересмотра итогов второй мировой войны в некоторых из бывших союзных республик вызывает осуждение российской общественности.
Серьезным испытанием для страны стали события в зоне грузино-осетинского конфликта.8 августа 2008 г., когда в Пекине открывались Олимпийские игры, грузинская армия обстреляла из установок "Град" и других крупнокалиберных орудий столицу Южной Осетии Цхинвал и южноосетинские села. Погибли мирные жители и российские миротворцы. Представители непризнанной республики заявили о том, что грузинские войска фактически начали войну и штурмуют Цхинвал. Дмитрий Медведев отметил: «В международном праве подобные инциденты классифицируются как преступления, равно, как и убийство тысяч граждан носит наименование «геноцид»». Российские войска, защищая своих миротворцев и граждан, проживающих в регионе, начали военную операцию по принуждению к миру. Они пресекли авантюру грузинского президента Саакашвили и разгромили военную инфраструктуру агрессора.
Стремясь обеспечить мир в этом регионе, Д.А. Медведев и Президент Франции Н. Саркози выработали определенные соглашения (шесть принципов Медведева-Саркози). Среди них - не использовать силу, окончательно прекратить все военные действия, обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи, войска Грузии должны вернуться в места постоянной дислокации, России - выйти на линию, предшествующую началу боевых действий; начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их безопасности. Россия признала независимость Северной Осетии и Абхазии.
Таким образом в начале XX в. внешняя политика России стала более прагматичной и исходит из национальных интересов собственной страны. В международных делах найден разумный баланс в отношениях с США, Европой, Китаем. Сегодня Россия занимает важное место в мировом сообществе. Она призвана играть важную роль в формировании новой системы международной безопасности. 2006 г. был годом председательства России в «большой восьмерке». У России есть огромные возможности. Они признаны миром.
1. Россия была и остается вместе с США ядерной сверхдержавой.
2. Россия играет ведущую роль в борьбе против международного терроризма.
3. Россия контролирует 30 % мировых запасов нефти, газа, полезных ископаемых и поэтому она была, есть и будет в самой далекой перспективе мощнейшим производителем всех основных видов энергоресурсов. (США – крупнейший в мире потребитель энергии). В 2005 г. между Россией и Германией было подписано соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ), трасса которого пройдет через акваторию Балтийского моря. Это будет совместное предприятие. Протяженность газопровода превысит 1200 км. Ввод его намечен на 2010 г. Суть проекта – в организации прямого коридора для поставок газа от основного производителя (России) до крупнейшего рынка сбыта (Западная Европа). Это должно способствовать удовлетворению возрастающей потребности Германии, Великобритании, Франции, Голландии, Дании в импорте газа, повысит надежность их газоснабжения. Проект вызвал недовольство стран Прибалтики и Польши, которые могут лишиться доходов от транзита российского газа. Они сразу окрестили его «пактом Путина-Шредера.
Летом 2007 г. российская арктическая экспедиция на атомном ледоколе «Россия» достигла Северного полюса и установила на дне Ледовитого океана, на глубине 4 тыс. метров флаг России. Экспедиция произвела сенсацию: в районе хребта Ломоносова она обнаружила огромную территорию, богатую нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. Основываясь на результатах исследований, Россия сможет расширить свою экономическую зону в Арктике, прирастить свой континентальный шельф на 1,2 млн кв. км. Решать вопрос предстоит специальной комиссии ООН.
4. Россия является растущим рынком для ведущих стран Запада и крупных стран Востока (прежде всего Китая, Индии, Японии).
5. Отношения России с Китаем, Индией, другими странами Азии, Латинской Америки и Африки являются важной составной частью всей системы международных отношений.
6. Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН. Она остается одним из главных участников многообразной системы международных договоров, которые направлены на укрепление стабильности во всем мире.
7. Мировому сообществу грозят непоправимые катастрофы, если Россия распадется на мелкие куски. Поэтому Российское государство и общество активно борются против сепаратистских центробежных тенденций и, тем самым, вносят большой вклад в глобальную стабильность и безопасность.
8. Российский народ был и остается одним из самых образованных народов мира. Русскоязычная диаспора за последние 20 лет заняла исключительно мощные позиции в странах Европы, США и Канаде.
Как признание растущих возможностей современной России следует рассматривать тот факт, что в июле 2007 г. Международный Олимпийский Комитет выбрал г. Сочи столицей зимних Олимпийских игр, которые состоятся в 2014 году. Игры – повод заявить о себе всему миру.
На пути взаимовыгодной интеграции России в современный мир много проблем. Для их решения России надо работать над созданием современной динамичной конкурентоспособной экономики, создавать современную политическую и экономическую культуру общества, восстанавливать научный и военный потенциал.
Проверьте себя
Что из названных событий относится ко второй половине 1990-х гг?:
1)кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом; 2) одобрение на референдуме Конституции РФ; 3) первая чеченская война; 4) роспуск министерств.
В настоящее время Россия имеет договор о Союзном государстве с: 1) Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном; 2) Украиной, Белоруссией и Казахстаном; 3) Эстонией, Латвией и Литвой; 4) Белоруссией.
Какие из названных событий произошли в период пребывания В.В. Путина на посту президента РФ: 1) осуществление административной реформы; 2) принятие Конституции РФ; 3) создание Конституционного суда РФ; 4) принятие России в группу восьми наиболее развитых стран современного мира.
Какое из названных положений лежит в основе внешней политики РФ с середины 1990-х гг.?: 1) о военно-стратегическом паритете; 2) о мирном сосуществовании; 3) о многополярном мире; 4) о новом политическом мышлении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. – М., 2003.
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX – середина XVIII в. – М., 1992.
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.
История России. С древнейших времен до конца XVII. / Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. – М., 1998.
История России. С начала XVIII до конца XIX века. /Под ред. А.Н.Сахарова. – М., 1998.
История России. XX век. /Под ред. В.П.Дмитренко. – М., 1998.
Новейшая история Отечества. XX век: В 2 т. / Под ред. А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина. – М., 1998.
Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учебное пособие. – М., 1999.
Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие. – М., 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3-27
Глава 1. Российское государство в IX-XVII вв. 27-64
§1. Восточные славяне в первом тысячелетии. Образование
и расцвет древнерусского государства. 27-33
§2. Удельная Русь. 34-37
§3. Русские земли в середине XIII в. Борьба с внешней
опасностью. 37-42
§4. Московская Русь в XIV-XVI вв. 42-47
§5. Московское царство в XVI в. Время Ивана Грозного. 47-54
§6. Русское государство в XVII в. 54-64
Глава II. Российская империя в XVIII в. 64-86
§1. Российское государство в первой четверти XVIII в.
Реформы Петра I. 64-70
§2. Российская империя после Петра I (1725-1762). 71-73
§3. Правление Екатерины II (1762-1796). 73-82
§4. Павел I (1796-1801). 82-86
Глава III. Российская империя в первой половине XIX в. 87-111
§1. Социально-экономическое развитие России в первой
половине XIX в. 87-89
§2. Внутренняя политика Александра I (1801-1825). 89-97
§3. Внутренняя политика Николая I (1825-1855). 97-102
§4. Общественная жизнь конца 20-х – начала 50-х годов XIX в. 102-104
§5. Внешняя политика России (1801-1895 гг.). 104-111
Глава IV. Российская империя во второй половине XIX в.
(1855-1895 гг.). 111-133
§1. Реформы Александра II. 112-121
§2. Внутренняя политика Александра III. 121-125
§3. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 125-127
§4. Общественная жизнь во второй половине XIX в. 127-133
Глава. V. Российская империя на рубеже веков. (1895-1917 гг.). 133-161
§1. Социально-экономическая и политическая характеристика
общества. 133-143
§2. Первая российская революция (1905-1907 гг.). 143-151
§3. Россия между двумя революциями (1907-февраль 1917). 151-161
Глава VI. Советское государство в 1917-1939 гг. 162-226
§1. Вторая революция в России (1917-1921). 162-191
§2. Советское государство в 1920-е гг. 191-207
§3. Сталинская модернизация страны (1929-1939 гг.). 207-226
Глава VII. СССР в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. 226-249
§1. Начальный период Второй мировой войны (1939-1941 гг.). 227-232
§2. Боевые действия в ходе Великой Отечественной войны. 232-237
§3. Советский тыл в годы войны. 237-240
§4. Движение сопротивления и проблема коллаборационизма. 240-243
§5. Антифашистская коалиция в годы войны. 243-245
§6. Завершающий период Великой Отечественной и
Второй мировой войны. 245-249
Глава VIII. СССР в 1946-1953. 249-263
§1. Социально-экономическое развитие. 250-253
§2. Политическая жизнь страны. 253-258
§3. Послевоенное устройство мира в 1946-1953 гг. 258-263
Глава IX. СССР в 1953-1985 гг. 263-294
§1. Хрущевская «оттепель» 1953-1964 гг. 263-279
§2. Нарастание противоречий в развитии советского
общества (1965-1985). 279-294
Глава Х. Третья революция в России. Распад СССР
(1985-1993). 295-316
§1. Начало «перестройки». Апрель 1985-1988 гг. 295-302
§2. Начало третьей революции в России (1989-1991 гг.). 302-313
§3. Завершение революции. Поиск альтернатив (1992-1993 гг.). 313-316
Глава XI. Современная Россия. 1994-2009 гг. 316-339
§1. Социально-экономическое развитие России в 1992-1999 гг. 317-325
§2. Политическое развитие России в 1994-1999 гг. 325-331
§3. Внешняя политика России в 1990-е годы. 331-333
§4. Россия в начале XXI в. 334-339
Общие работы. 339-340
Отечественная история IX – XX вв.
Учебное пособие.
Редактор
Лицензия ЛР N 020308 от 14.02.97
Подписано в печать 2009. Формат 60х84 1/16 Б. Кн. – журн.
РТП РИО СЗТУ. Пл. 19.1. Б.л. 2,75. РТП РТО СЗТУ
Тираж 500. Заказ
Северо-Западный государственный заочный технический университет
РИО СЗТУ. Член Издательско-полиграфической ассоциации вузов
Санкт-Петербурга
191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5