Лексика и фразеология публицистического стиля
W Обзор.
w Корреспонденция. Жанр, в котором говорится не о единичном факте, как в хроникальной заметке, а о ряде фактов, которые анализируются, выясняются их причины, дается их оценка, делаются выводы. По сравнению с хроникальной заметкой, в корреспонденции расширяется объем сообщаемого материала, меняется характер изложения: привлекаются более разнообразные языковые средства, появляется индивидуальная манера письма.
3) Художественно-публицистические жанры. Это своего рода гибридные жанры, совмещающие черты публицистического и литературно-художественного стиля:
w Очерк. Жанр, требующий образного, конкретного представления факта или проблемы. Очерки могут быть:
— проблемными (события включаются в изложение как повод для рассуждения);
— портретными;
— путевым (описание путешествия);
— событийными (рассказ о событии).
В очерке должны убедительно сочетаться выразительно переданные события, убедительные образы героев, доказательные рассуждения. Люди, события и проблемы предстают в свете эмоциональной авторской оценки.
w Фельетон — газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки, уродливые явления (напр.: «Письма к тетеньке» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворение-фельетон Н. А. Некрасова «Газетная» и др.).
w Памфлет — злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого). И т. д.
Подстили публицистического стиля:
1) официально-аналитический;
2) информационно-аналитический;
3) репортажный;
4) фельетонный;
5) митинговый и др.
Общие особенности публицистического стиля:
1. Важнейшая особенность — сочетание двух функций языка: функции сообщения (= информационной функции) и функции воздействия. Говорящий прибегает к публицистическому стилю тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести воздействие на адресата (часто массового). Адресант передает факты и выражает свое отношение к ним. Адресат чувствует, что журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать.
2. Важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля — оценочность и эмоциональность. Поскольку вопросы, которые поднимает журналист (этические конфликты, права человека, экономическая политика государства и т. д.), волнуют миллионы людей, писать об этих вопросах сухим языком невозможно. Оценочные средства публицистика заимствует из других стилей (преимущественно разговорного и художественного).
Но если для максимального воздействия на адресата публицистическому стилю нужна экспрессивность, то для быстроты и точности передачи информации ему необходимы точность, логичность, официальность, стандартизированность. Стандартизированность речи в данном случае состоит в том, что журналист использует частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише) (напр.: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, плюрализм мнений, активная жизненная позиция, радикальные изменения, по ту сторону баррикад).
Стандартизация речи обеспечивает:
w адресанту (журналисту) — быстроту в подготовке информации (адресат проявляет особенный интерес к самым свежим событиям, так что готовить материал необходимо очень быстро);
w адресату — более легкое и быстрое усвоение информации (пробегая глазами публикацию, пестрящую очень привычными выражениями, читатель может без лишних затрат времени и сил уловить смысл).
Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта — важнейшая черта публицистического стиля.
В зависимости от жанра, на первый план выступают то экспрессия (напр.: памфлет, фельетон), то стандарт (напр.: газетная статья, хроникальная заметка).
3. Поскольку произведения публицистического стиля адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств в них — общедоступность этих средств. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалекты, жаргонные слова, усложненные синтаксические конструкции, не должны прибегать к слишком отвлеченной образности и т. д.
4. Публицистический стиль — это не замкнутая, а открытая система языковых средств, так что журналисты могут свободно обращаться к элементам других стилей: к разговорному, художественному, научному. Таким образом, в публицистическом стиле достаточно свободно взаимодействуют элементы разных стилей.
5. В публицистических произведениях большое значение имеет авторский стиль — свойственная тому или иному журналисту манера письма.
6. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица. Для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.
В то же время в каждом конкретном тексте журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора как композиционно-речевая категория может варьироваться, изменять свою форму применительно к жанру, например:
— в обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика;
— в очерке образ автора приобретает индивидуальные черты;
— в фельетоне, памфлете это условный образ ироничного, непримиримого, практически настроенного повествователя.
Но, о каком бы жанре ни шла речь, авторская позиция, в целом, всегда совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал. Это, в частности, вызывает доверие читателя к журналисту и его материалу, уважение к журналисту за его личную позицию, за его искренность и неравнодушие.
7. В публицистическом стиле используются: монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (напр., в интервью), прямая речь.
Лексика и фразеология публицистического стиля
1. Отличается тематическим многообразием. Типичной для публицистического стиля считается общественно-политическая лексика (парламент, фракция, депутат, спикер, демократия и т. д.). Выбор лексики определяется темой. Так, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение слова: приватизация, маркетинг, менеджмент, бизнес, капитализм и т. д. При решении вопросов повседневной жизни — слова: пенсия, зарплата, потребительская коорзина, безработицы, уровень жизни, рождаемость и т. д.
2. Лексика и фразеология публицистического стиля отличается стилистическим богатством. Характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов (книжной и разговорной лексики). Здесь широко представлены слова и фразеологизмы трех групп:
1) Общеупотребительные.
2) Разговорные (напр.: схлопотать, задним умом крепок, вешать лапшу на уши; разговорно-просторечные, жаргонные: наезд, тусовка, крутой и т.д.). Такие языковые средства не всегда можно оценить как положительные, и в серьезных публикациях журналисты стараются их избегать. Несмотря на значительный элемент разговорности и даже «жаргонности», публицистический стиль остается книжным стилем, об этом свидетельствует не столько словоупотребление, сколько особенности морфологии и синтаксиса.
3) Книжные (напр.: дерзать, воздвигать, владычество, ознаменовать, держава, отчизна, свершать, низводить, вавилонское столпотворение, соломоново решение).
Обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. Так, например, в фельетоне возможно употребление просторечных элементов, смешение разностилевой речи, служащее достижению комического эффекта; в информационных же жанрах такая пестрота языковых средств неоправданна.
3. В публицистическом стиле сочетается нейтральная и экспрессивно-оценочная лексика и фразеология (последняя представлена очень широко) (сущ.: пижонство, обывательщина; прил. и наречия с оценочным значением: серьезный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно и т. д.).
4. Для публицистического стиля характерно употребление метафоры как способы оценки действительности. В современной публицистике активно используются метафоры разного происхождения:
1) «военные» (с включением слов мобилизовать, фронт, десант и т. п.);
2) «строительные» (перестройка экономических отношений, строительство новых межнациональных структур и т. п.);
3) «медицинские» (экономическая хирургия, финансовые недуги, долларовая инъекция, микробы равнодушия, бациллы фашизма, экономический консилиум, эпидемия болтовни, вирус расизма и т. п.);
4) «спортивные» метафоры (последний раунд встречи, выйти на финишную прямую и т. п.);
5) метафоры театра, искусства, игры (политический спектакль, закулисные переговоры, за кулисами переговоров, дуэт либералов и консерваторов и т. п.);
6) метафоры дороги (напр.: политическое бездорожье).
В публицистическом стиле широко используются в переносном значении термины из области науки (атмосфера доверия, нравственный микроклимат, хромосомы бюрократизма и т. п.).
! Публицисты часто употребляют термины в переносном, нетерминологическом (образном) значении. Закрепляются необычные словосочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы (напр.: бархатная революция, хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути). Но это не исключает и возможности употребления слов в точном значении (в соответствующем контексте).
Пример 1. Здание школы (нет стилистической окраски) — школа жизни (характерное для публицистического стиля словоупотребление).
Пример 2. Атмосфера Земли (нет стилистической окраски) — общественная атмосфера (характерное для публицистического стиля словоупотребление).
Публицистические тексты 1990-х годов характеризовались гиперметафоричностью: с помощью метафор публицисты стремились интерпретировать изменяющуюся действительность.
5. Публицистический стиль открыт для использования интернациональной лексики, связанной с новыми экономическими, политическими, научно-техническими, бытовыми явлениями (напр.: инвестиция, инфраструктура, инаугурация, пресс-релиз, импичмент, Интернет, дефолт, стагнация). Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия и соответствующие слова.
6. В публицистике, особенно в газетах и журналах последних двух десятилетий, активно используются фразеологизмы, а также общеизвестные цитаты и высказывания (напр.: не зарастет народная тропа, из искры возгорится пламя, счастливые часов не наблюдают, и дым отечества нам сладок и приятен, высечь самого себя, сказка про белого бычка, овчинка выделки не стоит, брать за душу, свет в конце туннеля, всяк сверчок знай свой шесток). При этом распространена и дефразеологизация (= распад фразеологизма, но сохранение намека на него) (напр.: с виной виноватые).
7. Особая группа слов — речевые стандарты, клише.Это выражения, получившие устойчивый характер. Стандартные языковые средства превращаются в специфически публицистические речевые штампы (напр.: работники бюджетной сферы, служба занятости, силовые ведомости, ветви российской власти, коммерческие структуры, гуманитарная помощь). Из-за частой повторяемости подобные словосочетания теряют свою первоначальную образность и превращаются в шаблоны (работники прилавка— продавцы магазина; люди в белых халатах — врачи; стальные артерии — железнодорожные пути; голубые магистрали — водные пути; черное золото — нефть; белое золото — хлопок; зеленое золото — лесные богатства; голубое золото — природный газ; дать зеленую улицу — обеспечить беспрепятственное продвижение или развитие и т. д.).
! От речевых стандартов, закрепившихся в публицистическом стиле, нужно отличать речевые штампы — шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску (на данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день и т. п.). Как правило, эти шаблонные обороты речи ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют тексты (напр.: В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидации задолженности предприятиями-поставщиками; В настоящее время взята под контроль выплата заработной платы горнякам; На данном этапе икромет у карася проходит нормально). Исключение таких слов не приводит к потере информации!
Словообразование
1. Для публицистического стиля характерна бóльшая, чем в других стилях, активность суффиксов иноязычного происхождения. Они характерны для существительных (напр.: социализм, утопизм, сталинизм; провокация, продукция, натурализация) и прилагательных (напр.: биогенный, вулканогенный; телегеничный, фотогеничный; коммуникабельный, диссертабельный). Прилагательные, образованные с помощью иноязычных суффиксов, получают, как правило, книжную окраску.
2. Продуктивны приставки: иноязычные (напр.: десоветизация, деминистеризация, декупонизация, демаскировать; антиперестрочный; архиреакционный; посткоммунистический; трансъевропейский; контрмеры; гиперинфляция; дезинформировать), русские (напр.: вневедомственный; внутриатомный; междуведомственный; межконтинентальный; прозападный; противозаконный; соавтор, совладелец) и старославянские (некоторые приставки придают словам «высокое» звучание: всевластный, преисполнить, воссоздать, воссоединить и т. п.).
3. Журналисты часто употребляют сложные слова (напр.: взаимовыгодный, лесопарковый, многосторонний, торговопромышленность, повсеместный, всеевропейский). Экономия речевых средств осуществляется за счет аббревиации (СНГ, ОМОН, АО и т. д.) и сокращения слов (федерал, нал (= наличность), эксклюзив и т. д.).
Морфология
На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств мало. Но есть:
1. Часто употребляются глаголы в настоящем времени (т. н. настоящее репортажа). Напр.: На полпути принимаю решение подниматься другим путем. Банковская система страны показывает убытки. Начинаем осматривать окрестности. По употреблению форм настоящего времени публицистический стиль занимает среднее положение между научным и официально-деловым стилями.
Глаголы в форме прошедшего времени встречаются в публицистическом стиле чаще, чем в художественной литературе.
2. Ярко выраженная «личностность» публицистического стиля определяет частотность личных местоимений.
3. Предпочтение отдается книжным формам. Публицистически окрашенных средств мало, но тем не менее:
1) Наряду с нейтральной формой сыновья в публицистике встречается форма мн. ч. сыны (напр.: сыны Отчизны);
2) Встречаются, хотя и редко, риторически возвышенные формы существительных третьего склонения единственного числа (напр.: властию, кровию, жизнию);
3) Публицистически окрашенными считаются причастные образования на –омый (напр.: ведóмый, влекомый, несомый).
4. Отдавая предпочтение книжным формам, журналисты все же нередко употребляют и разговорные, добиваясь непринужденного, доверительного звучания речи (напр.: в цеху). Особенно это характерно для художественно-публицистических жанров, в которых разговорные формы могут служить средством индивидуализации речи персонажей очерков и т. п.).
5. Для аналитических жанров характерно употребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц:
1) здесь существительные в ед. ч. обычно получают собирательное значение (напр.: читатель, пенсионер, избиратель);
2) предпочтение формы настоящего времени глагола (напр.: Похищают даже грудных детей. Юоевики проходят обучение за границей);
3) вместо «я», «мои» фигурируют в обобщенном значении «мы», «наш».
В художественно-публицистических жанрах, наоборот, увеличивается число наиболее конкретных по значению языковых единиц — употребляются местоимения и глаголы в первом лице ед. ч. (напр.: Я спросил. Мой собеседник отвечает сразу. Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видо-временных форм и значений (как в разговорной и художественной речи).
Синтаксис
1. Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессивности и информационной насыщенности. Отсюда две характеристики публицистического синтаксиса:
1) Синтаксис публицистических текстов в основном книжный, с упорядоченным строем предложения, с развернутыми синтаксическими конструкции. Синтаксис отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью.
2) В целях выразительности используются также различные элементы синтаксиса разговорной речи:
w Эллиптические предложения (= безглагольные фразы, характеризующиеся краткостью, энергичностью выражения) (напр., в заголовках: В третье тысячелетие — без ядерного оружия. Наш девиз — качество!).
w Номинативные предложения, обозначающие наличие того, что названо. В языке газеты номинативные предложения, обладающие минимальной информативностью, обычно используются совместно с другими типами предложений (пример из языка газет: Яркий слепящий свет. Белые стены, потолок. Белый колпак, белая марлевая маска и над нею строгие глаза. И вновь белый потолок. Слабость такая, что не могу пошевелиться. Доктор сидит рядом с кроватью).
w В разных газетных жанрах широко используются т. н. сегментированные конструкции, или конструкции с «двойным обозначением», состоящие из двух частей:
— первая часть (сегмент, т. е. отрезок) находится обычно в начале предложения или текста и выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словосочетанием во главе с этой формой (= именительный представления); первая часть называет лицо или предмет;
— это лицо или предмет получает во второй части обозначение в форме местоимения.
Напр.: Часы — и те здесь были палубные; Инициатива — вот чего нам больше всего не хватает; Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней.
Иногда — наоборот: Кто они, индийские йоги?
Такие конструкции выразительные: местоимению придается «обобщающее», «интригующее» значение. Заголовки в публицистических текстах часто являются сегментированными конструкциями (напр.: Нравственный климат коллектива: из чего он складывается?; Вятские клевера. Где они?). Смысловые и экспрессивные возможности сегментированных конструкций широко используются в газетной практике.
w В разных публицистических жанрах распространение получили присоединительные конструкции (напр.: Не зря ли приехали? Да еще с узлами, с чемоданами; В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту).
w Особая выразительность присуща т. н. парцелляции (= это членение предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одном, а в двух и более интонационно-смысловых речевых единицах, следующих друг за другом после разделительной паузы — после точки, вопросительного или восклицательного знака) (напр.: Но доктор Коровина плакала от радости. И Бабкин. И старый священник Говоров. И тысячи, тысячи людей).
Парцелляция находит широкое применение в газетных жанрах: это средство усиления выразительности и действенный стилистический прием, позволяющий актуализировать смысловую и экспрессивную сторону высказывания.
2. В публицистических текстах часто встречается инверсия (на первый план выдвигаются логически выделяемые слова) (напр.: Вакцину против малярии надеются получить ученые в ближайшие несколько лет; Восемь дней соревновались столичные велосипедисты в многодневной гонке). Это экспрессивный прием.
3. Для публицистического стиля характерны следующие экспрессивные приемы: риторические вопросы, восклицания, обращения, побудительные предложения.
4. В функции сказуемого нередко встречаются перифрастические (=описательные) обороты, в которых логически выделяется не действие, а то, что с ним связано (напр.: брать на себя обязательства, вести переговоры / борьбу, находить применение, оказывать поддержку / помощь, писать надежду / ненависть, предпринимать шаги, принять меры, произвести осмотр, проявлять интерес).
5. Публицистический текст часто начинается вводной конструкцией, указывающей на источник сообщения (напр.: Как сообщает наш корреспондент; По данным Гидрометцентра…).
6. Стилистическую (стилеобразующую) функцию нередко выполняют заголовки текстов статей, корреспонденций, информационных заметок. Заголовки отличаются разнообразием синтаксических структур (номинативные заголовки, императивные безличные, вопросы – ответы и т. д.). Зачины текстов выполняют стилеобразующую функцию. Заголовки и зачины выполняют также рекламную функцию, ведь от заголовка и зачина во многом зависит, станет ли потенциальный адресат читать публикацию.
Заголовок концентрированно выполняет все три функции текста:
— информативную;
— оценочную и
— прагматичную.
В заголовках и зачинах публицистических текстов активизируется новизна выражения, в частности используются разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые неупотребительны в других стилях (примеры броских заголовков: Изыскать резервы! Мир тебе, планета! Ученик: какой он? За какую парту садится ученик? Учитесь дисциплине! Примеры зачинов: Кавказ! Кто, услышав это слово, не пытался … представить…; Можно ли планировать прошлое?).
Итак, своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.