Индустриализация и коллективизация в СССР: причины, ход, результаты

Политика индустриализации.

Во второй половине 20-х гг. возникла потребность корректировки экономической политики, которая была связана с объективным ходом развития страны.

1. Окрепли единоличные хозяйства, частный капитал стал играть заметную роль в экономике, обнажились диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики.

2. Одновременно сократился приток продуктов питания на городской рынок, появились трудности с экспортом сельскохозяйственных продуктов, начались заготовительные кризисы, возникла угроза инфляции.

3. Попытки правительства стабилизировать положение в стране при помощи административных методов не дали результатов.

Налицо был глубокий социально-экономический кризис, грозивший перерасти в политический.

В этих условиях неотложной потребностью стала модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства.

Индустриализация — создание крупного машинного производства, прежде всего тяжёлой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей); превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение её экономической независимости и укрепление обороноспособности; техническое переоснащение народного хозяйства.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был провозглашён курс на индустриализацию. Законодательно закреплён в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР.

Поставлена задача превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую, затем провести машинизацию всего народного хозяйства и на этой основе добиться ускоренного развития.

Индустриализация, таким образом, превращалась в орудие переустройства общества. Главной целью она ставила изменение социальной структуры и ликвидацию класса предпринимателей, упрочение политического господства большевиков.

В проведении индустриализации некоторые историки выделяют 3 этапа:

1) 1928—1933 гг.; 2) 1933—1937 гг.; 3) 1938—1942 гг. (прервана в июне 1941 г.). Первый пятилетний план (1928/29—1932/33 гг.) вступил в действие 1 октября 1928 г.

Главной задачей пятилетки было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

Темпы социалистического строительства («Пятилетку — в четыре года») вскоре были значительно повышены. Руководство страны выдвинуло лозунг — в кратчайшие сроки догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны.

В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. Вначале 30-х гг. темпы её роста упали в результате следующих причин:

— новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собою реальной основы;

— ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовложений; субсидирование промышленности велось в основном за счёт внутрипромышленного накопления.

Возникла необходимость перераспределения национального дохода через госбюджет в пользу индустриализации. Средства для неё предполагалось изыскивать:

— в сфере сельскохозяйственного производства;

— в лёгкой промышленности;

— от доходов, приносимых монополией внешней торговли;

— за счёт усиления налогового бремени;

— в результате получения дополнительных средств от займов;

— за счёт эмиссии денег (выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы), что вызвало резкое углубление инфляции.

С 1929 г. начинает развиваться массовое социалистическое соревнование трудящихся (движение ударничества, встречных планов и др.), с 1935 г. — стахановское движение.

С ноября 1932 г. вводятся строгие наказания за неявку на работу, трудовые книжки, в которых фиксировались все предыдущие места работы, предъявление их было обязательным при устройстве на работу. Вводилась система прописки, целью которой было уменьшение текучести кадров.

В 1930 г. прошла массовая чистка старых профсоюзных кадров, профсоюзы превращались в инструмент выполнения государственных планов.

В январе 1930 г. принято постановление ЦИК и СНК «О кредитной реформе». Госбанк становился единственным распорядителем краткосрочных кредитов. Частные кредитные организации, во множестве появившиеся в годы НЭПа, закрывались; в 1932 г. частным лицам запрещалось открывать магазины и лавки.

В годы первой пятилетки закладывались основы Турксиба — железнодорожной трассы протяжённостью 1500 км, тракторного завода на Волге. Начинается история Днепрогэса, химических комбинатов под Москвой, в Хибинах, Березниках, Соликамске, металлургических предприятий в Сибири и на Украине, новых шахт в Донбассе и др.

В 1933 г. было объявлено, что первый пятилетний план был выполнен досрочно за 4 года и 3 месяца, однако на самом деле «откорректированные» задания плана по выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось.

Второй пятилетний план (1933—1937 гг.) был утверждён XVII съездом партии в январе 1934 г. Задача: завершить переходный период от капитализма к социализму, построить материально-техническую базу социализма.

План сохранял тенденцию на приоритетное развитие тяжёлой индустрии в ущерб отраслям лёгкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей.

За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане — заводы по обработке металла.

Во второй пятилетке продолжалась борьба за повышение производительности труда. Главный лозунг пятилетки: «Кадры решают все!»

Завершение выполнения второго пятилетнего плана было объявлено досрочным — снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень высокие результаты. В 3 раза выросла выплавка стали, в 2,5 раза — производство электроэнергии. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо- и авиастроительная. Вместе с тем развитию лёгкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания. Сюда направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы, поэтому результаты выполнения второй пятилетки по группе «Б» оказались значительно ниже запланированных.

Задания третьего пятилетнего плана (1938—1942 гг.), утверждённого XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г., предусматривали дальнейшее приоритетное развитие тяжёлой промышленности. Главные усилия были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность страны. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

В годы третьей пятилетки на Урале, в Сибири, Средней Азии ускоренными темпами развивалась топливно-энергетическая база. Большое значение имело создание «второго Баку» — нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом. Особое внимание обращалось на развитие металлургиче­ской промышленности — основы военного производства (Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты).

Вместе с тем политика в области вооружения имела отстающий от Запада и в первую очередь от фашистской Германии характер. На ускорение внедрения военной техники повлиял опыт Советско-финляндской и начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны.

Главный политический лозунг третьего пятилетнего плана носил демагогический характер — догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма — жёсткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности.

Таким образом, индустриализация проходила с большим напряжением сил, так как не хватало ни капиталов для инвестиций, ни квалифицированных кадров — инженеров, конструкторов, рабочих. Источники накопления капитала для инвестиций в промышленности:

— продажа драгоценных металлов и художественных ценностей;

— ограбление деревни;

— труд заключённых;

— резкое снижение цен на западноевропейские промышленные товары в результате депрессии (кризиса конца 20—начала 30-х гг.).

В результате индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объёму промышленного производства. Индустриализация позволила быстро ликвидировать безработицу, но более половины промышленных рабочих было занято тяжёлым физическим трудом.

Главный итог «большого скачка» — закрепление командно-административных методов управления экономикой. Этот период по праву оценивается (несмотря на все недостатки) как промышленное преобразование страны, обеспечившее технико-экономическую независимость СССР в сложных внешнеполитических условиях.

Коллективизация сельского хозяйства

Коллективизация в СССР — объединение мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные, коллективные путём производственной кооперации.

Первые коллективные хозяйства стали возникать ещё «а рубеже 1917—1918 гг. Тогда же определились и три их формы, различающиеся степенью обобществления:

— ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли);

— артели (обобщены основные средства производства: земля, инвентарь, скот);

— коммуны (большая степень обобществления производства и даже быта).

Кооперативный план предусматривал преобразование сельского хозяйства на основе коренной технической реконструкции, подъёма общей культуры деревни.

Круг вопросов, связанных с историей коллективизации, весьма широк. Здесь и развитие сельского хозяйства в условиях нэпа, и расслоение крестьянства, сохранение в его среде кулачества на одном полюсе, бедноты и батрачества — на другом, и развитие кооперации, и внутрипартийная борьба вокруг вопросов, связанных с путями и темпами социалистических преобразований.

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Страна в середине 20-х гг. оказалась на грани экономического и политического кризиса. Причинами создавшегося положения являлись:

— возбуждение недовольства сельского населения из-за чрезмерного налогового обложения;

— непомерное увеличение цен на промышленные товары и одновременное искусственное занижение государственных закупочных цен на продукты сельского хозяйства, вследствие чего крестьяне, чтобы про­кормиться, стали выращивать технические культуры в ущерб производству продуктов питания, уходили на лесоразработки или стройки либо занимались кустарными промыслами;

— низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, разорявшие бедняков и середняков.

— нехватка продовольственных товаров, приводившая к повышению на них рыночных цен, что наносило удар по городскому населению;

— сокращение посевных площадей, обусловливавшее сокращение заку­пок сельскохозяйственной техники.

В конце 1927—начале 1928 г. разразился хлебный кризис. Государство, с одной стороны, вынуждено было прибег­нуть к чрезвычайным мерам в области хлебозаготовок, а с другой стороны, взять курс на сплошную коллективизацию.

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) определил, что коллективизация долж­на стать основной задачей партии в деревне.

Точно так же решение съезда о переходе к политике наступления на кулаче­ство имело в виду последовательное ограничение возможностей крестьянских хозяйств, их активное вытеснение экономическими методами, а не методами разорения или принудительной ликвидации. Кулацкими считались хозяйства, применявшие наёмный труд и машины с механическим приводом, а также занимающиеся торговлей.

Задачи наступления на капиталистические элементы и в городе и в дерев­не формулировались с большой осторожностью: обеспечить относительное сокращение при ещё «возможном абсолютном росте».

Первоначально тип кооперации не был определён, но уже в марте 1928 г. предпочтение явно отдавалось колхозам (с артельной формой кооперации). В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустрой­ства», предоставлявший колхозам льготы по получению земли и пользова­нию ею, кредитованию и налогообложению. Ограничивалась аренда земли кулаками, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В помощь колхозам с ноября 1928 г. создавались государственные машинно-тракторные станции (МТС).

О переходе к созданию коллективных хозяйств Сталин объявил в статье «Год великого перелома», опубликованной в «Правде» 7 ноября 1929 г. Он определил и сроки коллективизации — три года. Таким образом, фактически был взят официальный курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств.

Отсутствие чётких указаний и законов, на основе которых должен был осу­ществляться этот процесс, привело к административному произволу. К орга­низации колхозов были привлечены городские жители, плохо знакомые с сельским хозяйством, с традициями деревенской жизни, психологией сель­чан.

Выделено три зоны коллективизации с различными сроками её проведения:

1. основные районы товарного земледелия (Поволжье, Северный Кав­каз) — один год;

2. Украина, Сибирь, Урал, Центрально-Чернозёмная область — два года;

3. остальные районы страны — три года.

Главной задачей коллективизации партия провозгласила ликвидацию ку­лачества как класса. Порядок раскулачивания определялся секретной инст­рукцией ЦИК СССР и Совнаркома от 4 февраля 1930 г., согласно которой за­прещалась аренда земли и наёмный труд; кулачество было разделено на три категории:

— кулаков, участников антисоветских движений, предписывалось аресто­вывать (их дела передавали в ОГПУ);

— зажиточных крестьян, пользовавшихся влиянием, переселять в преде­лах области или в другие области;

— остальных кулаков расселять на худших землях, вне колхоза.

Раскулаченными оказались не только «крепкие» крестьяне, но и так назы­ваемые середняки. В целом в результате раскулачивания из деревни были из­гнаны наиболее грамотные, опытные, предприимчивые крестьяне.

Начавшееся в феврале-марте 1930 г. массовое раскулачивание вызвало крестьянские выступления, в которых принимали участие более 700 тыс. че­ловек. Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания.

Чтобы сбить волну нарастающего протеста, Сталин в марте-апреле 1930 г. опубликовал статьи «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам кол­хозникам». В них вся вина за «перегибы» была возложена на местное руковод­ство. Тогда же, 1 марта 1930 г., был утверждён Примерный устав сельскохозяй­ственной артели: наряду с «обобществлением» основных средств производ­ства в единоличном пользовании колхозников сохранялись приусадебные земли, мелкий инвентарь, домашний скот, птица. ЦК партии принял поста­новление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении». Темп коллективизации снизился, но уже осенью 1930 г. нажим на единоличника вновь усилился.

Коллективизация позволила увеличить количество зерна на рынке. Но трудности с заготовками зерна сохранялись. Забирали не только товарную продукцию, но и семена, а также зерно, предназначенное для оплаты труда колхозников. 7 августа 1932 г. был принят закон «Об охране социалистической собственности», получивший в народе название «закон о пяти колосках».

Голод 1932—1933 гг. приостановил коллективизацию. С января 1933 г. по ноябрь 1934 г. при МТС действовали политотделы, кото­рые завершили чистку деревни от «классово чуждых элементов». В июне 1934 г. было объявлено о начале нового, завершающего, этапа коллективиза­ции. Повышены ставки сельхозналога с единоличников. На 50% увеличились нормы обязательных поставок государству по сравнению с колхозниками.

В начале 1935 г. на II съезде колхозников констатировалось, что 99% всех обрабатываемых земель в стране стали «социалистической собственностью». Примерно к 1937—1938 гг. коллективизация фактически завершилась.

В целом на сельское хозяйство распространялись принципы хозяйствования, ранее утвердившиеся в государственном секторе промышленности: уравнительность, жёсткая централизация.

Ломка социальных отношений сопровождалась разрушением производи­тельных сил, гибелью миллионов голов рабочего и продуктивного скота, главное же — разрушением человеческих отношений и крахом святых идеалов. Эти изменения оказали глубочайшее влияние на крестьянство.

1. Поддавшись призывам к вступлению в колхозы и обобществлению средств производства, крестьянство фактически оказалось обмануто, так как было отчуждено от средств производства и утратило всякое право на них.

2. Был нанесён мощный удар по крестьянскому чувству собственника, так как крестьяне были лишены права распоряжаться результатами своего труда, произведённой продукцией, судьбу которой стали решать местные партийные и советские власти.

3. Формально считавшиеся хозяевами колхоза, колхозники фактически решали второстепенные вопросы жизни и быта коллектива, так как решение всех принципиальных вопросов оказалось в руках руководящих партийных и советских органов.

4. Колхозник потерял даже право самостоятельно решать вопрос о том, где он хотел бы жить и работать (на это требовалось разрешение властей).

Наши рекомендации