Возникновение таможенных пошлин

Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и таможенных пошлин. Таможенные пошлины представляют собой вид косвенных налогов на импортные, экспортные и транзитные товары, которые взимаются таможенными органами данной страны при поступлении товаров на ее таможенную территорию или при вывозе товаров за рубеж. Величины ставок таможенных пошлин устанавливаются законодательными и нормативно-правовыми актами. Взимание обязательных таможенных платежей, установленных государством, возлагается на таможенную службу.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет .
История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям .
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. Товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

Ставки таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин определяются по нескольким признакам. Например, в зависимости от страны происхождения товаров. Для стран слабо развитых в экономическом отношении или стран-политических союзников, может быть установлен льготный таможенный режим (режим наибольшего благоприятствования), а для государств недружественных, осуществляющих террористические действия или военные экспансии — режим эмбарго, или введения повышенных таможенных пошлин.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

  • Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
  • Преференциальные (льготные) ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
  • К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

В зависимости от направления движения облагаемых товаров различают:

- экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей — например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке.

Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;

  • импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
  • транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.

В международной практике используется несколько основных видов таможенных пошлин, в числе которых:

  • Адвалорные — (от латинского ad valoren — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости (см. рис.2.2). Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
  • Прогрессивные - ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке. В РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть.
  • Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,5 евро за килограмм;
  • Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм.

Наши рекомендации