Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона
Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя: а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона») В России нормативно-правовые акты вступают в силу: - в результате указания в НПА тексте даты, с которой юридический документ вступает в силу; - в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»); - в результате приложения общих установленных государством правил и сроков. В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное. Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования. Ведомственныеакты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции. Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате: - истечения срока, на который был принят юридический документ (безусловная отмена); - объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена); - принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);- устаревания юридических документов в связи с исчезновением обстоятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена); - признание акта не конституционным и вследствие этого – юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями). Обратная сила закона По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу: а) если указание на это имеется в самом акте; б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность. Переживание закона.Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит. (пример преступник совершил преступление в 2005г убийство в 2010г был принят новый закон следовательно судить будут по старому закону)
Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу
Лиц.
В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.
39 .Юридическая техника: понятие, значение, виды, характеристика основных средств и приемов.
Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и опубликования, систематизации нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов. Главное назначение юридической техники состоит в том, чтобы обучить будущего юриста навыкам выполнения юридической работы. Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Виды юридической техники: правотворческая(законодательная) - совокупность приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нпа; техника опубликования; техника систематизации нпа; правореализационная(правоприменительная); интерпретационная(истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык). Гос воля, чтобы она стала правом, должна быть возведена в закон. Для этого необходимо выразить ее на языке права. Это и осуществляется на основе юр терминологии при помощи спец средств юр техники. Ср-ва юр техники правила приема, разработки, принятия нпа, систематизации, толкования и др.
Глав ср-вами юр техники являются: юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); Требования к юр терминам:единство, однозначность теминологии; ясность, простота изложения материала; должны происходить из обычного, понятного всем языка. Юр конструкция -это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения; специфич построение нормативного материала, основанное на том или ином типе связи между его элементами (например, юридическая конструкция "договор", право собственности).Прав презумпция-предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверждённых предшествующим опытом (презумпция отцовства, авторства, добросовестности). Прав фикция.— это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы», «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна. Вот два примера фикций: Если сторона удерживает и не представляет письменное или вещественное доказательство, предполагается, что сведения, в нем содержащиеся, направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными, признание гражданина безвестно отсутствующим, если о нем не было сведение в течение 1 года (хотя это не доказано). Признание гражданина умершим!!! Правовая аксиома - в праве - очевидная истина, не требующая доказательств. Правовая аксиома отражают уже установленные и достоверные знания. В общей теории права аксиоматических положений много (нельзя быть судьей в собственном деле ; кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого и др.). Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль. Прав символы - это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Они предназначены воздействовать на эмоции и чувства людей. Формировать у них уважение и гордость к гос-ву и его институтам власти с целью законопослушно поведения. Прав. символы всегда предназначены наиболее полно отражать проводимую госидеологию. Виды: По предмету правового регулирования: символы конституционного права (герб, гимн, флаг); символы гражданского права (товарные знаки); символы финансового права (денежные знаки). По субъекту права: символы государства; символы министерств и ведомств; символы коммерческих организаций; индивидуальные и частные символы. Средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.; правовые оговорки — имеющие специальную нормативно - лексическую форму положения, которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок — те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах выражаются (устанавливаются) оговорки («как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.). Виды юридических терминов: общеупотребительные (дом, стол, машина, дерево); специальные не юридические (эпидемии, эпизоотия);специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, подозреваемый).Требования, предъявляемые к юридическим терминам: единство (однозначность), общепризнанность, устойчивость, краткость, ясность и простота.
Концепция НПА: в широком смысле – замысел, основная идея НА; в узком – документ, в котором содержится научно-практический подход к разрешению соц.проблемы, которая основана на имеющейся информации о соответствующей сфере общ.отношений, ставшей предметом правового регулирования. Концепция - документ, где планируется на какие отношения он будет направлен. Структуру концепции законопроекта включает элементы: наименование законопроекта, предмет правового регулирования, обоснование необходимости его принятия, характеристика недостатков правового регулирования данной сферы общественных отношений, характеристика основных положений законопроекта, его финансово-экономическое обоснование.
Приемы (способы) юридической техники: По степени обобщения конкретных показателей: абстрактный (при формулировании нормы права используются обобщающая формулировка); казуистический (при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует).По способу изложения элементов юридической нормы: прямой (гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта); ссылочный (отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного законы и к ним сделана отсылка); бланкетный (разновидность ссылочного. Но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов).