Тема: Левобережное Приднестровье в составе Россий­ской империи. 1 страница

1. 1812 г. в судьбе молдавского народа

200 лет тому назад территория между Прутом и Днестром была присоединена к России.

Русско-турецкая война 1806-1812 гг. закончилась мирным договором, подписанным в Бухаресте, который предполагал перенос границы между Османской империей и Российской Империей с Днестра на Прут. При этом Приднестровье осталось в глубоком русском тылу. Исторический акт 1812 г. сыграл в судьбах молдавского народа выдающуюся роль.

И как всякое крупное историческое событие, крутой поворот в судьбе народа, он привлекает особое внимание потомков, выносящих ему свои приговоры, исходя из тех или иных собственных политических целей. Власти Молдовы объявили недавно "день траура" в годовщину "незаконной аннексии", прорумынские партии и движения в Кишиневе по этому поводу публично льют ведра горьких слез, а эксцентричный экс-президент Михай Гимпу даже заявил, что русские танки уже два столетия подряд давят землю Молдовы (несчастному молдовскому политику, видимо, в школе не рассказали, что танки были изобретены в годы первой мировой войны, т.е. менее 100 лет тому назад).

Но дело, конечно, не в танках. Еще в XIX – начале XX вв. румынские историки разработали концепцию сугубо отрицательной оценки Бухарестского мира. Последние два десятилетия ее основные положения настойчиво навязывались общественному мнению Республики Молдова и получили статус официальной доктрины, не подлежащей пересмотру и критике. Доктрина эта до примитивности проста и сводится к аксиоме: присоединение Бессарабии к России стало "трагическим событием" в истории народа, так как страну разделили на две части, что по своей сути является актом неприкрытой аннексии и расчленения единого суверенного государства.

Более того, Бухарестский мир является актом, полностью противоречащим международному праву, результатом сговора двух агрессивных империй – Османской и Российской, решивших судьбу молдавского народа, не спрашивая на то его согласия. Не вдаваясь в политические цели подобных построений, рассмотрим подробнее обоснованность предлагаемой трактовки событий, тем более что по формальным признакам такая оценка, на первый взгляд, действительно имеет основания. Нельзя не признать, что Пруто-Днестровское междуречье с XIV в. являлось частью Молдавского княжества.

Россия действительно присоединила Бессарабию, часть Молдавии в результате войны с Портой как военную добычу. Следовательно, ни о каком прогрессивном значении этого акта не может быть и речи? Как и не может быть в данном случае применен термин "освобождение", коль скоро Бессарабия попала из-под власти одной империи под власть другой столь же агрессивной империи? Но рассмотрим эти основания более подробно.

Прежде всего, следует отметить, что нормы современного международного права (которыми, кстати, и в наши дни не всегда руководствуются сильные державы в отношениях со слабыми) не могут служить надежным ориентиром при изучении причин и следствий тех или иных исторических событий, будь то разрушение Римом Карфагена, или завоевания Александра Македонского, или рождение и гибель многочисленных царств и империй эпохи великого переселения народов, или войны Чингис-хана. Во что превратилась бы история, если бы она стала направо и налево оценивать все события многотысячелетнего пути человечества с точки зрения изменяющихся норм современного международного права?! Собственно, никто в мире этим и не занимается, кроме акынов официальной историографии кишиневского режима.

И все же нельзя при этом не отметить, что Бухарестский мир находился в полном соответствии с практикой межгосударственных отношений той эпохи, не вызвал ни у одного правительства недоумения или каких бы то ни было протестов. Бухарестский мир фактически и юридически был признан мировым сообществом, всеми союзниками или противниками той и другой стороны. Это первое. Второе. Согласно современному праву аннексией считается всякое присоединение к большому или сильному государству всей или части территории другого государства, если это присоединение произошло насильственным образом, т.е. без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этого присоединяемого населения. Аннексия – это насильственное удержание какой-либо народности в рамках чужого государства. Следовательно, не всякое присоединение, а только насильственное присоединение или насильственное изменение границ может считаться аннексией.

Имеет ли акт 1812 г. этот ключевой момент для характеристики его как аннексии, присутствует ли в нем элемент насильственности? Ничего такого и близко не было. Наоборот. Если учитывать многократно выраженное желание молдаван присоединиться к единоверному православному Российскому государству, с которым они постоянно обращались к России, начиная с середины XVII в., то это присоединение Бессарабии представляется как исполнение на деле вековых чаяний народа. Царь Алексей Михайлович в 1656 г. даже принял присягу митрополита Гедеона за господаря и весь народ молдавский пребывать в Российском подданстве "навеки неотступно".

С подобной просьбой в 1674 г. в Москву отправился игумен Федор, а в 1684 г. с аналогичной миссией приехал митрополит Досифей, написавший восторженную оду Руси – "Из Москвы сияет свет, распространяя длинные лучи и доброе имя под солнцем". Переговоры о включении Молдавии в состав России осуществляли митрополиты Гедеон (1711 г.), Вениамин (1739 г.), Гавриил (1769-1774 гг.), Вениамин (1802, 1807 гг.) и другие патриоты молдавской земли. Около 20 раз обращались молдаване к России с просьбой принять их в состав этого православного государства. А незадолго до подписания Бухарестского мира в начале XIX в. духовный пастырь молдаван митрополит Вениамин Костаке выразил желания абсолютного большинства жителей, их надежды и чаяния только одной, но точной и меткой фразой: "Истинное счастье сих земель заключается в присоединении их к России".

Подтверждением этому желанию может служить и боевое братство по оружию во времена русско-турецких войн, когда в российской армии служили десятки тысяч молдавских добровольцев. Истории не известно ни одного случая, когда бы молдаване выступили против русских войск в союзе с турками и татарами. А ведь нашествие Наполеона на Россию менее чем через месяц после подписания Бухарестского мира давало отличную возможность жертвам "аннексии" нанести сокрушительный удар по своему обидчику – России и "освободиться" от нее, вернувшись в состав Турции!

Однако, как ни странно, ни до, ни после подписания Бухарестского мира не было никаких вооруженных, мирных или любых других действий, которые можно было бы расценивать как протест молдаван против "аннексии". Такие, с позволения сказать, "протесты" получили распространение лишь в наше время со стороны определенных кругов политической элиты, участвовавшей в развале Союза ССР. Антироссийских настроений в Молдавии ни прошлый, ни позапрошлый век не знает. Следовательно, ни о какой насильственной аннексии говорить не правомочно, когда речь идет об акте 1812 г.

Третье. Разделил ли Бухарестский мир единое Молдавское княжество на две части? Вероятно, на этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы к 1812 г. Молдавия представляла собой действительно единое государство. Но как раз этого-то и не было. Процесс расчленения Молдавии Портой начался еще в 1484 г., при Стефане Великом, когда турки захватили Белгород и Килию, где были созданы райи, которые не подчинялись молдавской государственной системе, управлялись пашой по турецким законам. В 1538 г. было захвачено турками славянское поселение на Днестре Тягинь и образована Бендерская райя. В 1590 г. создана Измаильская райя, в 1622-м – Ренийская, в 1715-м – Хотинская. Христианское население этих турецких территорий принуждалось жить по законам шариата.

Но это еще не все! В конце XVI в. в районы Буджака, примыкавшие к райям, турки переселили орду ногайских татар, административным центром которых стало местечко Каушаны. Если вспомнить, что в 1775 г. султан отдал Австрии северную часть территории Молдавии – Буковину, то станет понятно, что с конца XV до конца XVIII в. от княжества было фактически отторгнуто около 40% его территории. Что же касается территории Бессарабии, то к 1812 г. более половины ее земель не принадлежало Молдавскому государству.

На сколько частей было разделено княжество, подсчитать не трудно:

1) земли, находившиеся под юрисдикцией господарей-фанариотов, ставленников султана, и не обладавших даже толикой суверенитета;

2) северная (Хотинская) райя, где преобладало православное население – молдаване и украинцы;

3) четыре южные (Аккерманская, Измаильская, Ренийская и Бендерская) райи, заселенные, главным образом, турками и татарами;

4) территория Буковины в составе Австрийской империи с православным украинским населением;

5) Буджак с центром в Каушанах – столицей татар, уведенных османами и крымчаками с Волги еще в 1569 г.;

6) левобережное Поднестровье севернее р. Ягорлык, входившее в состав Брацлавского воеводства Польши;

7) левобережное Поднестровье между р. Ягорлык и Черным морем, составлявшее владения Крымского ханства.

Два последних региона восточнее Днестра, впрочем, никогда не входили в состав Молдавского княжества. О каком же едином, суверенном государстве, якобы разделенном коварной Россией на две части, нам толкует священная корова кишиневского официоза? Совершенно очевидно, что присоединение всех этих расчлененных и разобщенных земель к России, выселение мусульманского татарского населения в Крым, а затем – и польских магнатов с этих земель, привели к их объединению под сенью мощной Российской державы. Привели к быстрому заселению Пруто-Днестровского междуречья православным населением (в том числе и молдаванами из-за Прута), способствовали в дальнейшем консолидации на этих территориях молдавской нации.

Четвертое. Следует иметь в виду, что в русско-турецких войнах XVIII в. решался первостепенный тогда для молдаван вопрос: сохранится ли вообще молдавский народ как уникальный этнос или погибнет под гнетом невыносимого османского ига? В этом плане акт 1812 г. сыграл очень важную роль. Дело в том, что стратегические интересы Стамбула были постоянно направлены в Причерноморье, за Днестр, за Буг и Днепр к Крыму. Соединение Османской империи и Крымского ханства осуществлялось турками и ранее на небольшие периоды. В результате Айналы-Кавакской конвенции 1779 г. Порта даже сумела подчинить земли между Бугом и Днестром Буджакской орде, включив эту территорию в состав Каушанского пашалыка на несколько лет.

Очередная русско-турецкая война и подписание Бухарестского мира сорвала эти планы, осуществление которых могло бы привести к массовой резне и геноциду молдаван, которые были просто не нужны здесь османам. Трагическая история армян и других народов, познавших эти ужасающие акции в полной мере, говорит о высокой степени вероятности таких событий и в Молдавии. Бухарестский мир, наоборот, принес населению Бессарабии, уставшему от постоянных войн, грабительских набегов и кровопролитных сражений, долгожданный мир. На протяжении более чем 100 лет в Бессарабии не велось никаких военных действий, а население даже было освобождено от военной повинности и шесть десятилетий не призывалось в армию. Бухарестский мир сыграл спасительную роль в исторических судьбах молдаван, открывая перед ними перспективы национальной консолидации и развития. Конечно, объективный анализ акта 1812 г. требует всестороннего его рассмотрения, в том числе и содержащихся в нем противоречий.

Присоединение части молдавского княжества к России означало разделение единой феодальной народности, что нельзя признать явлением положительным. Дальнейшие пути некогда единой народности разошлись. Молдаване Запрутской Молдавии после объединения ее с Валашским княжеством и образования Румынского государства в 1859 г. постепенно интегрировались с валахами и сформировали румынскую нацию в Карпато-Дунайском регионе, а молдаване Бессарабии в составе России вместе с молдаванами Приднестровья консолидировались в собственную молдавскую нацию.

Назвать эти процессы какой-то вселенской трагедией, мы при желании, конечно же, можем. Только вряд ли нас поймут американцы, австралийцы, бельгийцы, исландцы, латиноамериканцы и еще многие другие народы мира, чей этногенез на каких-то этапах своего развития прошел через этническую сепарацию, включение части народа в иные государственные образования или вновь созданные. Таковы исторические реальности.

Присоединение Бессарабии к России не являлось актом аннексии, хотя сложная международная обстановка не позволила освободить от турецкого ига всю Молдавию – ее Запрутская часть осталась в составе Османской империи. Окончательно она была освобождена от турок с помощью России во второй половине XIX в. А для населения Бессарабии 300-летний период владычества жестокого восточного деспотизма закончился еще в 1812 г. Открывались широкие перспективы для сравнительно быстрой социальной эволюции на путях формирования буржуазного общества, для культурного и общественно-политического прогресса. Есть ли еще в истории примеры столь благотворной для народа и столь долгожданной народом "аннексии"?

2. Заселение края. Формирование многонациональной структуры населения.

Население в Приднестровье в большей части сложилось благодаря миграции – сложному и длительному социальному процессу перемещения жителей из других регионов как в форме народной колонизации, так и путем санкционированного и поддерживаемого высшей и местной администрацией переселения значительного количества крестьян.

В силу государственной необходимости переселенческая политика правительства по отношению к беглым и по линии привлечения на пустующие земли выходцев из-за границы, а также из центральных и украинских губерний носила в основном покровительственный характер. Малонаселенность Очаковской области, строившиеся города и поселки, пограничное положение Приднестровья и его стратегическая важность требовали незамедлительного и большого притока работоспособных крестьян, ремесленников, специалистов разных профилей.

На территории Приднестровья сложилось достаточно многообразное по социальной структуре, конфессиональной принадлежности и этническому составу народонаселение, устойчиво связанное с местожительством. Кроме того, его характерной демографической чертой являлась повышенная подвижность. На структуре населения сказывались историческое прошлое регионов исхода, часто менявшаяся классовая политика государства и его ставленников в Приднестровье в отношении миграции.

В южной, колонизуемой, зоне на протяжении нескольких десятилетий проблемы заселения непосредственно вытекали из задач скорейшего хозяйственного освоения больших площадей, а в более старожильческих Балтском и Ольгопольском уездах Подольской губернии на первый план выдвигались социальные аспекты. Если северная зона к 1793 г. уже имела многочисленные населенные пункты, то южная (Тираспольский, Одесский и Ананьевский уезды) с начала 90-х годов XVIII в. была колонизуемой. Численность жителей Тираспольского уезда до середины 30-х годов XIX столетия постоянно колебалась. С одной стороны, здесь шел процесс естественного прироста и миграции (из-за рубежа прибывали колонисты, из украинских и центральных губерний – беглые и переселенцы с ведома царского правительства), а с другой – изменение границ уезда в 20–30-е годы, когда из его обширных частей были сформированы Одесский и Ананьевский уезды, влекло за собой передачу вместе с землей и населения. К середине XIX в. здесь проживало более 70 тыс. человек, тогда как в 1793 г. (в первоначальных границах) – только 27 тыс.

Неуклонно росло число крестьян и горожан во второй половине XIX – начале XX в. К 1859 г. население южной зоны достигло 85,5 тыс., к январю 1885 г. – уже 144 тыс., в 1900 г. – 211 тыс., в 1905 г. – 226 тыс. и в 1908 г. – 242 тыс. жителей, т. е. за полстолетия его численность увеличилось почти на 156,5 тыс. человек. В этом периоде главным источником пополнения был естественный прирост, отчасти влиял и фактор миграционного притока.

С середины 90-х годов XVIII в. на территории Тираспольского уезда происходит процесс усиленной помещичьей колонизации. В 1795–1796 гг. на этих землях возникло 47 частновладельческих селений, в 1797–1802 гг. – 38, в 1803–1816 гг. – 72, а всего за два десятилетия их насчитывалось уже 160. Соответственно увеличивалось и число зависимого от них населения. В 1808 г. оно составляло 8,6 тыс., в 1842 г. – 51 тыс., в 1859 г. – 53,5 тыс. человек. Здесь оседали в основном украинцы, молдаване, русские.

К концу XIX в. приднестровская часть Тираспольского уезда была почти полностью заселена. Как писал тогда современник, «...густо покрыты поселениями извилистые берега реки». Все это явилось результатом усилий многих тысяч семей, прочно утвердившихся в этом регионе отчасти до 90-х годов XVII в., но главным образом в XIX столетии.

Этнический состав государственных крестьян Тираспольского округа (34 села) был достаточно разнородным: большинство составляли молдаване, рядом с которыми проживали украинцы, русские, поляки, цыгане и др. Однако во многих селениях 20–35% от общего числа крестьян составляли украинцы и русские. Особенно в этом отношении выделялись Слободзея, Незавертайловка, Коротна, Глиное, Терновка, Кошница, Дубово, Шипка. К северу от Терновки такие села, как Спея, Дороцкое, Перерыта, Делакеу, также имели смешанный состав. В то же время в некоторых селениях жили главным образом молдаване, в с. Плоское и его выселках и хуторах – только русские, в с. Парканы – болгары, в пригородах Тирасполя и Бендер – украинцы, к востоку от пойменной полосы – немцы, в Григориополе – армяне.

Впрочем, этнический состав населения Тираспольского уезда в целом был типично «новороссийским», т. е. весьма разноплеменным. В 1859 г., в канун буржуазных реформ, украинцы здесь составляли 36 880 человек, молдаване – 27 720, немцы – 8 550, русские – 5 890, болгары – 4 360, евреи – 1 400, поляки – 650, греки – 50 человек, а в целом по уезду – 85 500 человек. По официальным демографическим данным, этнический состав жителей Тираспольского уезда в 1905 г. распределился по убывающим величинам: украинцы – 97 176 человек, молдаване – 71 367, русские – 46 648, немцы – 28 951, евреи – 26 138, болгары – 10 847, поляки – 2 117, армяне – 487, белорусы – 406, прочие – 883 человека. Молдаване составляли 25% от общей численности населения уезда, славяне (украинцы, русские, болгары, поляки и белорусы) – 55%.

Остановимся на очерково-обзорных характеристиках отдельных этносов, проживавших в Приднестровье в течение исторического периода с 90-х годов XVIII в. до начала XX в.

Украинцы.

В северной зоне главным этносом по численности, исторической давности проживания, хозяйственной роли и месту в многовековой борьбе с завоевателями были украинцы. Они расселялись в определенном отдалении от Днестра на территории Тираспольского уезда. Непосредственно в пойме реки и несколько восточнее от нее проживало многонациональное население с преобладанием молдаван.

Как уже отмечалось, одним из немаловажных факторов, влиявших на миграционные процессы в Приднестровье, было историко-географическое положение исследуемого региона, который являлся молдавско-украинским пограничьем. Здесь на протяжении длительного периода добрососедские контакты нашли проявление в формировании устойчивых совместных поселений украинцев и молдаван. В ряде сел отмечались и другие этнические компоненты, однако по своей численности они были весьма незначительными.

В подольском Приднестровье сельское население формировалось в сложных, порой даже трагических условиях. Эта зона неоднократно подвергалась разорительным набегам, которые вынуждали население мигрировать в разных направлениях, что приводило к смешению этносов. К началу 90-х годов XVIII в. здесь проживали украинцы, поляки, армяне, русские, болгары, евреи, греки, которые расселялись компактными группами, а чаще – рассредоточено. Сохранившиеся статистические данные конца 90-х годов о землях и населенных пунктах бывшего «Побережского имения» князя Любомирского зафиксировали эту этническую разнородность. Из табл. 1 хорошо видно, что здесь явно преобладали молдаване и украинцы.

По детальным сведениям Подольского епархиального комитета о Балтском и Ольгопольском уездах приднестровской полосы (от Грушки до Ягорлыка), к концу XIX в. население большинства из 46 селений оказалось смешанным с преобладанием либо украинско-молдавского, либо молдавско-украинского этноса. Моноэтничность сельских общин расшатывалась – шел заметный процесс миграции в приднестровские села украинцев и евреев. Усиление и расширение экономических межрегиональных связей, подвижность населения, стирание разрядных различий в крестьянской среде и укрепление капиталистических рыночных отношений (в частности, в сфере аграрного рынка) способствовали увеличению этнической разнородности населения. Все это нашло повсеместное проявление в развитии земельного рынка – помещики были вынуждены продавать большие массивы угодий крестьянским коллективам (формировалась групповая земельная собственность), в которых было немало украинцев. Молдаване также приобретали и заселяли участки земли в отдалении от Днестра.

Более сложным оказался этнический состав населения местечек, где формировалось полиэтническое население. Так, в первые годы XIX столетия в Рашкове проживала 201 украинская и русская семья, 103 молдавские, 68 еврейских, 30 польских, 15 греческих, 12 армянских и 2 немецкие семьи. Аналогичным было и «разнонародье» в местечке Каменка. По сведениям конца 40-х годов, здесь числилось 1 250 молдаван, 263 немца и несколько сотен евреев, украинцев, русских, поляков и др. В Рыбнице на 1800 г. зафиксировано 77 семей, в том числе 38 молдавских, 21 украинская, 8 еврейских, 6 польских, 1 цыганская и 3 семьи других национальностей.

Следует подчеркнуть, что в XIX столетии процесс формирования полиэтнических селений захватил территорию всего Приднестровья.

В южной зоне украинцы жили со времени образования Ханской Украины (Очаковской области). В середине 50-х годов XIX в. они проживали в 59 селениях Тираспольского (54% населения уезда) и в 51 селении Ананьевского уезда, в подавляющем большинстве совместно с молдаванами, евреями и русскими. Кстати, отметим, что в конце 60-х годов украинцы составляли 71% всего населения Херсонской губернии.

Статистические данные о народонаселении в Тираспольском уезде за 1859 и 1905 гг. позволяют заключить, что в этот период численность украинцев возросла там с 36 880 до 97 176 человек, или более чем в 2,6 раза, а в относительных показателях снизилась с 43 до 34%, хотя еще в конце 80-х годов держалась на уровне 40%. Эти цифры говорят о том, что данный перелом произошел за какие-нибудь 15–20 лет, когда в городе и на селе утвердился капитализм, существенно повлиявший на миграционные процессы в Приднестровье.

Молдаване.

В течение 90-х годов XVIII и в первой трети XIX в. рост молдавского населения происходил преимущественно за счет миграционного притока. Многие тысячи крестьян заселяли Приднестровье, земли Очаковской области и южной части Балкан в порядке народной колонизации. Они шли сюда в составе казачьих полков и формирований волонтеров, по призыву бояр, получивших в качестве «пожалований» сотни тысяч десятин, которые требовалось, по условиям царских распоряжений, срочно заселить и хозяйственно освоить.

Правительства Екатерины II и Александра I открыто проводили политику привлечения на обширные свободные земли жителей придунайских княжеств и Балкан и всячески оказывали им государственную поддержку. Так, в рескрипте Екатерины II на имя екатеринославского губернатора В. В. Каховского от 13 января 1792 г. специально обращалось внимание на привлечение в Очаковскую область молдавских бояр с их царанами на «порожние земли», «наипаче вблизи границ молдавских, для удобнейшего населения оных».

В марте 1803 г. министр иностранных дел России А. Р. Воронцов сообщил генеральному консулу в Молдавии А. А. Жерве о желательном переселении жителей Молдавского княжества в пределы степей между Бугом и Днестром, где обещал обеспечить им «надежное прибежище», т. е. землю, «всякие выгоды» и нужные пособия «для заведения их нового хозяйства». Такое же «приглашение» предполагалось и в отношении Валахии. С 1792 г. и в начале XIX столетия мигранты из-за Днестра, большую часть которых составляли молдаване, русские и поляки, шли через Скулянский, Перерытский, Парканский, Чобручский и Маяцкий кордоны.

На территории Тираспольского уезда в приречной полосе веками складывался историко-географический район, состоящий в основном из молдаван. В Балтском и Ольгопольском уездах селения молдаван располагались более разреженно и перемежались с украинскими селами. Численность молдаван в Херсонской и Подольской губерниях, и в частности в приднестровских уездах, на протяжении всего XVIII в. неуклонно увеличивалась за счет естественного прироста, а также благодаря поселению мигрантов из-за Днестра и из уездов Екатеринославской губернии. После Ясского мира 1791 г. на территории будущего Тираспольского уезда в течение 1792–1794 гг. основано 41 селение; в некоторых из них молдаване проживали совместно с украинцами, русскими, евреями и др. В середине 50-х годов молдаване занимали 75 селений Тираспольского уезда и 44 – Ананьевского.

По сведениям ревизских сказок середины 30-х годов XIX столетия, в Херсонской губернии числилось 75 тыс. молдаван, в том числе в Тираспольском уезде – 20 тыс. В конце 50-х годов в Тираспольском уезде их насчитывалось уже 27 720 тыс. (32,4% от всего населения уезда), в Ананьевском – 21,5 (22%) и Одесском уезде – 8 118 тыс. (5,2%). В Подольской губернии, куда входили Балтский, Ольгопольский и Ямпольский уезды, в начале 60-х годов молдаване составляли 41,6 тыс. В 1868 г., судя по отчету губернатора, в Херсонской губернии численность молдаван достигла 116,3 тыс. (9% от населения губернии), а в 1905 г. только в Тираспольском уезде – более 71 тыс. человек (25% от всего населения). Вообще приднестровские села государственных имуществ Тираспольского округа (уезда) были самыми многолюдными. Во второй половине 40-х годов численность жителей-молдаван распределялась здесь следующим образом: Малаешты – 1 272 человека, Кошница – 1 248, Бутор – 1 006, Ташлык – 774, Перерыта – 721, Карагаш – 684, Спея – 666, Кучи – 664, Дороцкое – 639, Лунга – 621, Суклея – 600, Коржево – 527, Моловата – 518, Делакеу – 498, Гоян – 405, Магала – 390, Погребя – 362, Дойбаны – 351, Роги – 332, Тея – 319, Токмазея – 317 человек.

В то же время в ряде селений сложились устойчивые смешанные общины. По статистическим данным на январь 1849 г., в Незавертайловке 2/3 населения составляли молдаване и 1/3 – украинцы. В Глином отмечалось то же соотношение, в Коротном – из 321 жителя 311 были украинцами и 10 молдаванами, в Чобручах из 851 жителя – 822 молдаванина и 30 украинцев, в Слободзее – 3/5 молдаван и 2/5 русских и украинцев, в Терновке молдаване составляли 229 человек и украинцы – около 30. В Шипке на январь 1849 г. проживало всего 734 жителя, из которых молдаван было только 10 человек, а подавляющее большинство составляли украинцы и русские. В с. Погребя насчитывалось 10 украинцев и 181 молдаванин, в Кошнице основную массу также составляли молдаване – 617, остальные были украинцами, в с. Дубово – 300 молдаван и 30 украинцев. Почти во всех селениях в небольших количествах проживали цыгане.

В Балтском уезде насчитывалось 48 селений, в которых расселились молдаване. По данным VIII ревизии (середина 30-х годов XIX в.), в 12 селениях молдаване составляли небольшое число: Гидирим и Домницы – по 36 человек, Зазуляка – 34, Дойбаны – 24, Ержово – 20, Ягорлык и Констанция – по 17, Любомирка – 14, Сарацеи – 11, Флера – 9, Терноватое – 4, Глубочки – 3 человека. В то же время более 30 молдавских селений были достаточно многолюдными. Наиболее крупные из них: Плоть – 564, Лозоватая – 503, Тымково – 375, Цыбулевка и Лобушна – по 353, Молдаванка – 347, Кульна – 302, Нестоиты – 300, Гонараты – 285, Топалы – 274, Гармацкое – 265, Черное – 264, Рыбница – 255, Красненькое – 234, Воронково – 203. Такие селения, как Коссы, Борщи, Колбасна, Гаваносы, Выхватинцы, Дубово, Тысколунга, Жура, Кривое озеро, Долгая пристань, насчитывали до 200 жителей; остальные – Мокра, Бутучаны, Попенки, Михайловка, Мошняги, Еленовка, Большая Мечетя, Мироны, Малая Мечетя и ряд других – от 40 до 100 человек.

Сведения за 1859 г. о численности молдаван в селах Балтского уезда представляют следующие данные: Лозоватая – 806, Молдаванка – 435, Слободзея (Слободка) – 371, Тымково – 229, дер. Бруштены – 228, Кричуновка – 178, Великая Мечетя – 87, Богеша – 83, Барадки – 50. В Ольгопольском уезде: Каменка – 1 254, Подойма и Подоймица – по 838, Строенцы – 605, Загнитовка – 584, Рашков – 320, Катериновка – 195, Кузьмин – 182, Севериновка – 153, Алексеевка – 38, Щенизовка – 15, Хрустовая – 1 513, Валя Адынка – 503, Грушка и Болганов – по 395, Кукулы – 326, Требусовка – 305, Студеная – 164, Олычанка – 99, Дмитрашковка – 26, Вербка Волоская – 23, Окница – 13 человек.

Несмотря на длительное пребывание молдаван в разных историко-экономических зонах, они всегда оставались единым этническим образованием.

В смешанных селениях Ольгопольского уезда, где численность молдаван была незначительной, – Щенизовка, Дмитрашковка, Алексеевка, Вербка Волоская, Богеша, Барадки, Окница – в конце 50-х годов основную массу жителей составляли украинцы. Из иностранных поселенцев (колонистов) в Приднестровье укоренились немцы и болгары.

Немцы.

Юридическое оформление и закрепление социально-правового статуса колонистов в России (царские манифесты и сенатские указы от 24 декабря 1751 г., 24 апреля 1752 г., 22 июля 1763 г.) началось в середине XVIII столетия. Однако в начале XIX в., 20 февраля 1804 г., были опубликованы новые правила «О приеме и водворении иностранных колонистов», которые являлись основополагающим руководством для местных властей в деле устройства мигрантов.

Наши рекомендации