Отсюда следует вывод, что существование той или иной формы государства напрямую зависит от его исторического типа.
Однако тип государства - хотя и главный, но далеко не единственный фактор, влияющий на форму государства. Среди таких факторов можно назвать также:
· соотношение классовых сил в данном обществе в данный исторический период (появление республик в странах Европы XVIII–XIX вв. было связано с усилением влияния буржуазии);
· размеры территории и национальный состав населения (крупные и многонациональные государства, как правило, организуются в федеративной форме);
· национально-культурные традиции страны (сохранение монархий в современных развитых демократических государствах);
· международная обстановка (многие бывшие колониальные государства, получив независимость, восприняли формы правления и государственного устройства наиболее популярные в развитых государствах мира) и др.
15. Форма государственного правления: понятие и виды.
Форма правления - элемент формы государства, который характеризует особенности организации и функционирования высших органов государственной власти. По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Формы правления делятся на монархии и республики. Монархия (от греч. Monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой основной объем государственно-властных полномочий сосредоточен в руках единоличного главы государства (монарха). К существенным признакам монархической формы правления можно отнести: 1) единоличность, 2) наследственность, 3) бессрочность власти главы государства, а также её независимость от волеизъявления подданных. Современная монархия имеет 3 основные разновидности: абсолютная, дуалистическая, парламентарная. Последние 2 разновидности называются ограниченными монархиями.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие государственных механизмов, ограниченных власть главы государства. Такая разновидность монархии была исторически первой формой монархического правления. В современном мире абсолютная монархия юридически уже не существует.
Дуалистическая монархия. В такой монархии создается парламент, наделенный исключительным правом принятия законов, управление государством осуществляет монарх. Он формирует правительство и контролирует его работу, обладает правом отлагательного вето и правом роспуска парламента. Подобные формы правления существовали в Турции, Ливии и т.д. В современном мире юридически не существует.
Парламентарная монархия. При такой форме правления монарх выступает с символом единства нации, олицетворением суверенитета страны, основные полномочия отнесены к компетенции правительства. Монарх же назначает членов правительства, как правило по указанию парламента, и составы партий или коалиций партий, имеющих в парламенте большинство. Монарх не имеет права вето по отношению к документам, принятым парламентом.
Республика – это форма правления, при которой глава государства (президент) является выборным и сменяемым, а его власть рассматривается как производная от власти народа или представительного органа парламента. Признаки республики: срочность полномочий, сменяемость, подконтрольность главы государства избирателем. Современной науке известные 3 формы республики: президентская, парламентская и смешанная.
Президентская республика. Президент является и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Бразилия, Боливия, Аргентина, Сирия). Он самостоятельно формирует правительство, руководит его работой, отстраняет министров от должности. Наряду с этим парламент таким правом не наделен. Президент не несет политической ответственности перед парламентом, хотя последний обладает механизмами влияния на президентскую власть: принятие законов, утверждение государственного бюджета, процедура импичмента. В то же время и парламент относительно независим от президента. Президент не вправе распускать законодательный орган, но может воздействовать на него правом отлагательного вето.
В классической парламентской республике правительство формируется политической партией (-ями) и несущие перед парламентом ответственность (германия). В случае необходимость парламент может объявить правительству квоту недоверия. Обычно состав правительства полностью меняется при изменении соотношении представительства партий в парламенте по итогам очередных выборов. Президент избирается парламентом. Юридически он может обладать широкими полномочиями, но на практике, как правило, является формальной главой государства.
Смешанная республика. Она характеризуется смешением признаков классической форм республики и установлением механизма двойной ответственности правительства. В такой республике и президент и парламент наделены сбалансированным объемом полномочий по формированию контроля за деятельностью правительства (Россия, Франция, Польша).
16. Форма государственного устройства: понятие и виды.
Форма государственно-территориального устройства – это элемент формы государства, характеризующий специфику территориальной организации власти и управлении. По данному признаку различают унитарные и федеративные государства
Унитарное государство – это единое слитное государства, вся или большая часть территории которого делится на административно-территориальные единицы (Таиланд, Великобритания). Такое государство отличаетсяединством территории, гражданства, властных органов, денежной единицы, государственного бюджета, налоговой системы и государственных символов. Вместе с этим различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Области, округа, районы, провинции) и строятся на принципе централизации власти. Сложные включают самоуправляющиеся образования (автономии). Такие автономии обладают правом самостоятельного решения вопросов, которые переданные им в ведения центральными органами.
Федерация – это союзная государство территориальной организации, состоящая из нескольких государств или государственных образований, основанная на принципах целостности государственной власти и её горизонтального разделения между федерацией и её субъектами (Россия, Германия, Австрия, Канада). Федерация состоит из нескольких субъектов (штаты, земли, султанат, провинции и т.д.), добровольно объединившихся для совместного решения общестратегических задач. Управление федерации строится на принципах децентрализации власти. Наряду с высшими государственными органами власти федерального уровня существуют и аналогичные структуры субъектов федерации. Субъекты федерации имеют право принимать собственное законодательство по вопросам их компетенции, определенных конституцией страны, разрабатывают собственные бюджеты и налоговую систему. Однако федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства и законы субъектов федерации не должны им противоречить. Отличительным признаком федерации может являться наличие двух систем гражданства. Федеративное государство образуется по территориальному принципу (США, Германия), по национальному принципу (СССР, бывшие страны Югославии, Чехия и Словакия), либо смешанным путём, т.е. национально-территориальным принципом (Россия, Индия, Канада). По форме территориального устройства государства от сложных следует отличать государственные союзы и международные объединения государств.
Наиболее известными формами межгосударственного объединенияназывается конфедерация (Европейский союз). Такие объединения представляют собой особые ассоциации союзы самостоятельных суверенных государств, образуемые для достижения общий политических, военных, экономических и иных целей. В рамках таких союзов создается общая система союзных органов власти, однако их решения носят рекомендательный, необязательный для союзников характер и не нарушают их суверенитета. Союз суверенитетом не обладает.
17. Политический режим: понятие и виды.
Форма государственно-политического режима – это элемент формы государства, отражающий систему средств и методов осуществления государственной власти.
Полуфеодальные теократические режимы отличаются сохранением значительных пережитков феодализма: полуабсолютная монархия, допуск к государственному управлению только привилегированных слоёв общества и духовенства, деление населения на категории с разным объемом прав и обязанностей, активное использования религиозной идеологии и т.д. (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ).
Тоталитарный режим отличается крайним централизованным характером власти, тотальным контролям государства над всеми сферами жизни человека. При таком режиме обладает …, устанавливается единая системы органов власти, однопартийная политическая система, провозглашается единственная государственная идеология. Тоталитаризм отвергает принцип разделения властей, всеобщее равное избирательное право, идеи естественных прав, как правило ему сопутствует культ личности главы государства, бюрократизм и произвол карательных органов (СССР, Куба, КНР, фашистская Италия и Германия, Ирак (до 2003г.)).
Авторитарные режимы характеризуются наличием государственной политики определенных элементов демократизма и законности. Демократические нормы провозглашаются в конституции государства, однако реально не функционируют. Фактически возможности граждан оказывать влияние на управление общественными делами существенно ограничиваются, нарушаются принципы разделения властей, гласности, политического плюрализма, среди методов руководства обществом доминирует принуждение, контроль и наказание (Марокко, Сирия).
Демократические режимы обычно присущи государствам с развитой социально-ориентированной экономикой, где существует значительный средний класс, оказывающий через выборы, СМИ и другие институты существенной влияние на государственную власть (Германия, Франция, Австралия). К неотъемлемым чертам демократии можно отнести: всеобщее равноизбирательное право, выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, политический плюрализм и многопартийность, свобода СМИ, гласность работы государственных органов, преобладание в государственном управлении методов убеждения и поиска компромисса, господство закона во всех сферах общественной жизни, реальное обеспечение эффективной государственной защиты прав и свобод человека.