Цели, задачи и принципы идеологической работы в Республике Беларусь
Государственная идеология имеет два аспекта: с одной стороны, это метод
и способ, с помощью которого можно формировать общественное сознание,
а с другой – это умение и способность увидеть идеал гармоничного и духовно богатого общества, без которого ни один народ в мире не может успешно развиваться.
Основными целями идеологической работы в нашей стране являются: формирование у граждан высокой идейно-политической и морально-психологической готовности к решению задач социально-экономического развития страны (региона); выработка солидарной ответственности власти и граждан за проводимую в стране государственную политику; воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за принадлежность к своему государству, к истории и культуре белорусского народа.
Важнейшие цели и задачи идеологической работы в Республике Беларусь были концептуально обоснованы и изложены в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575. Концепция национальной безопасности – комплексный документ, представляющий собой систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности.
В ней используются следующие основные понятия: «национальная безопасность» и «национальные интересы». Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. Национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь[11].
Характеризуя в общем виде цели идеологической работы, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь является базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов и национальной безопасности. В Концепции утверждается, что «стратегическими национальными интересами являются: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан»[12].
Проблема безопасного и стабильного развития государства в XXI в. является особенно актуальной, поскольку в условиях глобализации растет уязвимость всех стран и народов перед разнообразными вызовами и угрозами. Их спектр постоянно видоизменяется и носит глобальный характер. К тому же увеличивается количество тенденций, оказывающих неблагоприятное воздействие на глобальную и региональную безопасность.
В таких условиях идеолог должен понимать, что современный мир сталкивается с новыми угрозами и вызовами, в том числе и с распространением международного терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, наркотиков, религиозным фанатизмом, агрессивным национализмом и др.
Современный финансовый кризис непосредственно затрагивает национальные интересы многих государств, серьезную угрозу безопасности создают также экономические и экологические проблемы, проблемы социального неравенства и международных отношений.
В современных условиях проблемы национальной безопасности не могут не накладывать отпечаток на всю систему идеологической работы в стране. По мнению З. Бжезинского, «в эпоху глобализации отсутствие безопасности превратится в долговременную реальность, а поиск укрепления национальной безопасности – в предмет постоянной заботы»[13]. «В таком контексте, – продолжает американский политолог, – первой и главной целью национальной мощи Америки является обеспечение ее собственной безопасности»[14]. В Российской Федерации, с которой Республика Беларусь строит Союзное государство, 12 мая 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой также формулируются способы решения проблем, связанных с защитой национальных интересов и укреплением национальной безопасности.
На фоне глобальных изменений в современном мире руководство нашей страны уделяет пристальное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности, в том числе и ее идеологическим аспектам, систематически представленным
в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
Строя Союзное государство с Российской Федерацией, решая задачи по формированию единого экономического пространства ЕврАзЭС, Республика Беларусь постоянно уточняет систему идеологических приоритетов, исходя из таких императивов, как:
· сохранение суверенитета и территориальной целостности государства;
· создание демократического государства при соблюдении гарантированных условий для свободной и безопасной жизни каждого его гражданина;
· обеспечение безопасности страны, учет факторов полиэтничности и поликонфессиональности белорусского народа;
· многовекторность внешней политики страны с учетом исторически сложившихся приоритетов.
К важнейшим задачам идеологической работы относятся:
· разъяснение и пропаганда в трудовых коллективах и среди населения основных направлений внутренней и внешней политики, проводимой государством;
· консолидация и сплочение трудовых коллективов и населения вокруг руководства страны в интересах успешной реализации главного национального проекта – построения государства для народа;
· раскрытие особенностей белорусской политической системы и социально-экономической модели развития, демонстрация достижений белорусского государства и динамики социально-экономического роста региона и страны;
· разъяснение мер, принимаемых государством по поддержанию стабильности и согласия в обществе, развитию и укреплению его демократических основ, обеспечению конституционных прав и свобод граждан, а также созданию условий
для свободного, всестороннего и гармоничного развития личности;
· формирование у населения активной гражданской позиции, чувства сопричастности ко всем созидательным начинаниям в стране, а также воспитание Нетерпимости к паразитическому образу жизни в любых формах и видах его проявления.
Идеологическая работа в Республике Беларусь строится в соответствии
соследующими основными принципами.
• Принцип профессионализма и компетентности заключается в научной подготовке, профессиональном обучении специалистов в области идеологической работы и привлечении их к работе с населением.
Компетентность идеологических работников невозможна без овладения ими инновационными методами, приемами работы, а также использования уже известных ее многообразных форм, постоянного обновления содержания идеологической работы.
• Принцип целостности и системности предполагает активное привлечение
к идеологической работе всех органов государственного управления, общественных организаций и объединений, СМИ, налаживание сотрудничества с различными социальными институтами. Целостность, системность идеологической работы проявляется в ее всеобъемлющем характере, повседневном присутствии в учебной, трудовой, досуговой и другой деятельности.
• Принцип практической ориентации реализуется через максимально возможное приближение идеологической работы к конкретным делам, поступкам, акциям, действиям. Ее результаты должны быть осязаемыми для граждан, приносить реальную пользу конкретному человеку и стране. Практическая ориентация идеологической работы предполагает активную включенность населения в идеологический процесс. Данный принцип не допускает конъюнктурности в идеологической работе, получения лишь личной выгоды, расхождения в ней слова и дела. Он позволяет критически оценивать фразы и лозунги, не подкрепленные конкретными поступками и делами.
Основные цели и принципы идеологической работы в Республике Беларусь являются открытыми, постоянно совершенствуются в соответствии с требованиями быстро меняющейся жизни.
Планирование и координация в организации идеологической работы
Планирование идеологической работы обеспечивает ее системность, организованность, согласованность, а также логику и последовательность реализации задуманного. План идеологической работы – обозначение приоритетов и своеобразный алгоритм действия идеологов. Он должен формироваться на основе глубокого анализа проблем и интересов людей на каждом конкретном этапе[15].
Перспективное планирование основывается на стратегических задачах идеологической вертикали с учетом решений, принятых на заседаниях исполкомов,
по вопросам, касающимся организации и совершенствования идеологической работы в трудовых коллективах и с населением по месту жительства, организации работы информационно-пропагандистских групп, проведения учебы идеологических кадров, вопросов взаимодействия с общественностью, контроля исполнения решений (поручений) облгоррайисполкомов.
Текущее планирование организуется на основе анализа выполнения мероприятий перспективного плана. Оно предполагает внесение коррективов в перспективный план с учетом складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране, регионе, реального состояния дел, а также поставленных вышестоящим органом управления задач.
План идеологической работы обычно разрабатывается на один год руководителем структурного подразделения (идеологического управления или отдела), подписывается начальником структурного подразделения, утверждается заместителем председателя облгоррайисполкома по вопросам социальной сферы и идеологической работе. На предприятиях и в организациях годовой план разрабатывается заместителем руководителя по идеологической работе, согласовывается с администрацией района по территориальной принадлежности (требует визы заместителя председателя горрайисполкома, начальника отдела идеологической работы).
План идеологической работы обычно содержит следующие разделы:
I. Цели и задачи;
II. Организационные направления работы;
III. Идеологическое обеспечение социально-экономических показателей;
IV. Информационно-пропагандистская деятельность;
V. Методическая работа;
VI. Рекламно-информационная работа;
VII. Идеологическое обеспечение общественно-политических мероприятий, государственных, профессиональных, культурно-массовых праздников, значимых
для региона (предприятия) дат и событий;
VIII. Взаимодействие с органами государственного управления;
IX. Работа со средствами массовой информации;
X. Работа с общественными объединениями, политическими партиями, религиозными организациями;
XI. Организация работы общественных комиссий и формирований;
XII. Работа с молодежью;
XIII. Социальная работа.
Планы идеологической работы в соответствии с ее принципами должны быть связаны с внутриполитической жизнью страны, учитывать особенности регионов, быть направлены на решение конкретных задач и проблем территорий или предприятия (см. прил. 3–5).
Планирование идеологической работы на очередной период должно быть завершено: на следующий год – к 25 декабря текущего года; на следующий месяц –
к 25 числу текущего месяца.
Контроль за выполнением мероприятий, определенных планами идеологической работы, осуществляется ежемесячно заместителем начальника управления (отдела) идеологической работы, заместителем руководителя по идеологической работе предприятия.
Координация идеологической работы осуществляется по принципу подчиненности идеологической вертикали:
•управления идеологической работы областных исполнительных комитетов –
с главным идеологическим управлением Администрации Президента Республики Беларусь;
•отделы идеологической работы горрайисполкомов – с управлениями идеологической работы облисполкомов;
•предприятия и организации – с отделами идеологической работы горрайисполкомов.
В случае необходимости внесения изменений в проводимую идеологическую работу, решения ситуативно возникающих важных задач и наиболее острых вопросов соответствующими должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий (организаций) производится корректировка планов идеологической работы.