Межнациональные конфликты в современной России

Россия - огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»...

Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по-разному... Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и, самое главное, на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.

В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде.

(Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадрия Ф.Д., Савченко И.П., )

C 1.Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили

отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием

молодежи?

C 2.На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.

C 3.Авторы обращают внимание на конфликты как одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональные отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знание курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера

C 4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве

Текст 2.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи;; им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой. В одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью Традиционные семейные отношения не таковы.
Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.
Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л Туроу

С1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отноше­ний в современном обществе? Укажите два его проявления.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

СЗ. Почему традиционная патриархальная семья уходит в про­шлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществовед­ческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустри­ального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ценности в жизни человека и развитии общества Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и кото­рым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения че­ловеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека скла­дывается восприятие одних объектов как ценных, а других - не ценных и даже «антиценных»...

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечелове­ческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкрет­ного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, на­пример, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле - как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как при­нятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для боль­шинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социаль­ные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, ре­гулируются формы деятельности людей.

И.Г.Петров

С1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

СЗ. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

С4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.

Социальные ценности и социальные нормы.

Социальные ценности - это ценностные представления, принятые данной социальной группой. Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры, если речь идет о народе, и спецификой рода занятий и социальным статусом группы, если речь идет о более дробных группах, поэтому они классифицируются на общественные, стратификационные, политические, этнические, религиозные...

Те ценности, которые действенно определяют поведенческие стратегии людей, обязательны для всех членов данной социальной группы и за пренебрежение которыми в группе применяются санкционированные группой наказания, называются социальными нормами.

Не все ценностные представления отражаются в нормах. Нормами становятся только те ценности, которые способны реально регулировать действие. Позитивные состояния вещей, которые не могут быть достигнуты человеческими усилиями, нормами не ста­новятся, как бы они ни были хороши и желательны...

Некоторые позитивные оценки человеческих поступков и дей­ствий... никогда не становятся социальной нормой, потому что люди не в состоянии им следовать в массовом порядке...

Нормой не могут быть и действия, не совершать которых человек никак не может...

Функция норм в обществе не сводится только к непосредст­венному регулированию социального поведения индивидов; они делают такое поведение в достаточной мере прогнозируемым.

Нормы, позволяя заранее с большой долей вероятности прогнозировать поведение других членов данной социальной группы, экономят время и силы людей, которые бы непродуктивно растрачивались в разнообразных ситуациях.

Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определенной ситуации вести себя строго определенным образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных санкций, а выполнение - ожиданием поощрения.

Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами общества...

(Ю.Г. Волков)

1.Какими тремя особенностями, по мнению автора, обладают те социальные ценности, которые становятся социальными нормами?

2.Назовите две любые функции социальных норм, о которых пишет автор.

3. Какие представления и действия никогда, по словам автора, не становятся нормами? Укажите три таких представления и приведите пример, иллюстрирующий любое из них.

4. Опираясь на содержание текста и знание курса, сформулируйте любые три признака общепринятых норм

Семья

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и определенные виды экономической деятельности (производительно-потребительские или только потребительские)...

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относитель­ная самостоятельность...

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей)...

Молодежь все раньше покидает родительский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родителей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в разрушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день (несколько типов) семьи.

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 1. В чем, по мнению автора, проявляется двойственность семьи?

C 2. Назовите четыре функции семьи, на которые указывает автор

C 3.С опорой на текст и обществоведческие знания назовите любые два известных вам типа семьи и укажите три черты одного из них

C 4.Используя текст и знания обществоведческого курса, сформулируйте четыре основные тенденции развития семьи в современном обществе.

Этнические группы

По общепринятому определению, этническая группа - это группа людей, имеющих некоторые особые этнические, т. е. культурные, языковые, религиозные или расовые черты, которых объединяет полное или частичное общее происхождение, и которые сами осознают свою причастность к общей группе. Освоенные и воспринятые этнические различия - это язык, культура и религия, в то время как расовые черты, конечно, передаются наследственно...

Характерная черта этнической группы - это то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить...

Этническая группа может быть идентифицирована только в том случае, если ее отличительные черты (язык, культура, раса) начинают приобретать социальный смысл: с одной стороны, окружающие должны идентифицировать эту группу как этнически особую, с другой стороны, и сама группа должна осознавать свою специфичность и особенность...

Центральный фактор принадлежности к этнической группе - это собственное желание индивида принадлежать к ней, т.е. классифицировать себя как члена группы. Дефиниция со стороны основывается, как правило, на внешних приметах, таких как знание языка или внешний вид.

Происхождение - это второе условие принадлежности к группе. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе общей национальности, унаследованной из поколения в поколение. Другие члены группы вошли в нее через брак...

Этническая группа, или этническое меньшинство, может занимать в обществе принципиально разную позицию, т.е. быть дискриминируемой или быть равноправной...

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, СИ. Самыгин)

C 1. Авторы выделяют две группы этнических различий. Назовите их и объясните существующее между ними отличие.

C 2.Опираясь на текст, укажите два способа вхождения индивида в этническую группу.

C 3. Какую характерную черту этнической группы называют авторы? При каких условиях ее отличительные особенности приобретают социальный смысл? Назовите два условия.

С4.Опираясь на обществоведческие знания, сформулируйте любые два признака дискриминируемой этнической группы. Какая норма Конституции РФ позволяет человеку защитить себя от дискриминации по этническому признаку?

Девиантное поведение

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы или девиантным.

Девиантность не следует понимать как объективное качество конкретного поведения. Это относительное, оценочное понятие. Каждое общество вырабатывает свои представления о социальной норме и, следовательно, свои представления о девиации. Более того, социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества...

... общество само расставляет акценты, один вид поведения расценивая как норму, а другой - как девиацию. ... Варьируется только степень социального осуждения деяний и жесткость санкций, направленных на подавление этих форм девиации...

В исторически стабильных обществах, особенно традиционных, девиантные формы поведения выделяются на основе сложившейся системы ценностей, религиозной традиции, принятых норм морали.

Некоторые виды поведения повсеместно считаются девиациями, поскольку наносят реальный вред людям и обществу и харак­теризуются высокой степенью социальной опасности. Общество защищается от такого рода поведения, потому что оно способно вызвать глубокие социальные дисфункции...

Социальные следствия девиантного поведения однозначно негативны. Действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое количество отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования всего социального организма, но постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить или подорвать организованную социальную жизнь...

(Ю.Г. Волков)

1.Укажите два обстоятельства, которые, как считает автор, позволяют рассматривать девиантность как «относительное, оценочное понятие».

2. Укажите два признака поведения, которое по мнению автора, повсеместно считается девиантным.

3. Какие три основания выделения девиантных форм поведения указаны автором? Какие другие основания вам известны из обществоведческого курса? Укажите любые два.

4. Приведите три примера, иллюстрирующие мысль автора о том, что «социальная норма разнится у разных классов и групп одного и того же общества».

МАРГИНАЛЫ

«Маргиналы — обозначение личностей и групп, находящихся на «окраи­нах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного об­щества основных структурных подразделений или господствующих социо­культурных норм и традиций...

Маргинальная ситуация... бывает источником нового восприятия и ос­мысления Вселенной и общества, ... форм интеллектуального, художествен­ного и религиозного творчества. ...Многие обновляющие тенденции в духов­ной истории человечества (мировые религии, великие философские систе­мы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десяти­летий придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между но­сителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размы­вание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массо­вой коммуникации — все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой суще­ствования миллионов и миллионов людей. На переломе 70—80-х гг. ...в мире начался бурный процесс становления так называемых «неформаль­ных» общественных движений — просветительских, экологических, пра­возащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворитель­ных и др., — движений, смысл которых во многом связан с подключени­ем к современной и общественной жизни именно маргинализированных групп...

Однако есть проблема, представляющая трудность для современного де­мократического сознания: как обезопасить общество от тех маргинальных групп, которые берут на вооружение тоталитаристские и человеконенави­стнические идеологии? И в то же время — как не сделать эти группы объ­ектом превентивного беззаконного насилия... Однозначного ответа на этот вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистиче­ской культуры и демократического правосознания, развития в обществе принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое фило­софское и научное осмысление тех общественных проблем, которые и по­рождают антидемократические формы сознания».

(Е. Рашковский)

С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сфор­мулируйте собственное определение понятия «маргиналы».

С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и тради­ций»? Приведите два объяснения.

С 3. Укажите названные автором причины появления маргинализированных групп и , опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте одну из них примером

С 4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих на вооружение тоталиристические и человеконенавистнические идеологии. Назовите две подобных идеологии и объясните, в чем заключается опасность каждой из них.

Текст 1. Патриотизм

И.А. Ильин - отечественный философ.

«Патриотизм есть чувство любви к родине... Обретение родины должно быть пережито каждым из людей самостоятельно и самобытно. Никто не может предписать... человеку любить его родину..., ибо любить, и радоваться, и творить по предписанию... невозможно. Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное; и потому он может возникнуть только в порядке автономии (свободы) - в личном... духовном опыте. <...>

Любить свой народ... не значит закрывать себе глаза на его слабости, несовершенства... пороки. <...>

Настоящий патриотизм видит не только духовные пути своего народа, но и его... слабости и несовершенства. <...> Любить свой народ -не значит льстить ему или утаивать... его слабые стороны, но честно и мужественно выговаривать их и неустанно бороться с ними».

Текст 2. Патриотизм и нация

А.И. Солженицын - русский писатель, публицист.

«Патриотизм — это цельное, настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них...

Любовь к своему народу так же природна, как и любовь к своей семье... Как бы ни был круговертей и разбросчив современный мир - но ведь свою семью мы силимся сохранить и мерим особою меркой, пронизанной внутренним пониманием. А нация - это тоже семья, только следующего уровня и объема; и ее тоже скрепляют неповторимые внутренние связи - общий язык, общая культурная традиция, воспоминание об общей истории и задачи ее на будущее».

И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

1.И.А. Ильин и А.И. Солженицын пишут о патриотизме. Выпишите из каждого текста по два положения, иллюстрирующие сходство точек зрения двух авторов на патриотизм.

2. Чем данные суждения А.И. Солженицына о патриотизме дополняют предложенные суждения И.А. Ильина? Укажите два смысловых дополнения.

3.В последние годы в российском обществе активно обсуждается вопрос о необходимости патриотического воспитания граждан. С опорой на текст и личный социальный опыт сформулируйте два возможных направления такого воспитания и приведите пример, иллюстрирующий одно из них.

4.С опорой на знания обществоведческого курса назовите любые четыре внутренние связи, которые, по мнению А.И. Солженицына, скрепляют нацию.

Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи <...> формальное главенство всегда принадлежало мужчине (т.е. мужу, отцу, родителю) <...> даже слабохарактерного отца дети обычно уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных и религиозных установок. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность <.. .>

Все руководство домашним хозяйством было в руках <...> женщины, жены, матери. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет <.. .> Весь скот и вся домашняя живность находились под ее присмотром. Под ее неусыпным надзором было все, связанное с питанием семьи: приварок, соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, бани и т.д. Само собой, все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу начинали делать что-то полезное. Она отнюдь не стеснялась в способах поощрения и наказания, когда речь шла о домашнем хозяйстве <.. .>

Хозяин, глава дома и семьи, был прежде всего посредником в отношениях подворья и общины, то есть земельного общества; семьи и местной власти. Он же ведал главными сельхозработами (пахотой, севом), а также строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах. Дед (отец хозяина) часто имел во всяком деле не только совещательный, но и решающий голос. Кстати, в добропорядочной семье любые важные вопросы решали на семейных советах, причем открыто при детях. Лишь дальние родственники (обычно убогие или немощные) <.. .> благоразумно не участвовали в них.

(По В. И. Белову)

1. Какие установки, по мнению автора, определяли характер семейных отношений? О каких качествах этих отношений он пишет? Назовите любые четыре из этих качеств.

2. Автор пишет о «формальном главенстве» мужчины в семье. Выполнение каких обязанностей делало это главенство не формальным, а реальным? Назовите любые три обязанности, указанные в тексте.

3. К какому типу можно отнести описанную в тексте семью? Укажите два

признака, по которым вы это определили.

4.Какие две функции семьи описывает писатель? Опираясь на текст, аргументируйте свой ответ. Укажите одну любую неупомянутую функцию семьи.

В современном мире существует устойчивая тенденция глобализации. Она оказывает серьезное влияние на процессы объединения людей, представляющих разные народы, религии, страны и континенты, будь то в рамках транснациональных корпораций, либо посредством все более и более унифицирующейся массовой культуры, либо при помощи средств массовой коммуникации и особенно Интернета. Но существует и другая тенденция - тенденция национального обособления. Американский исследователь С. Коэн делает прогноз, согласно которому к 2020 г. на планете Земля может появиться несколько десятков новых государств <.. .>

Какие же это государства, которым предсказывается столь печальная участь? Конечно, каждому приходят на ум регионы и страны Азии, где межэтнические конфликты не утихают десятилетиями <.. .>

Ирландия - тема особого разговора, и дело вовсе не в том, что она была первой колонией Англии - слишком много накопилось в памяти жителей «зеленого» острова за прошедшее столетие <...> Пока ирландец при встрече с представителем другого этноса будет спрашивать не о его национальности, а о том, католик он или протестант, а на ответ: «Атеист», настаивать: «Какой атеист, католический или протестантский?», никакие переговоры не принесут мира в Ольстер, так же как ирландцы не согласятся, что это Ольстер - а не часть Ирландии (пусть пока и оторванная от страны Святого Патрика).

Традиционно считается, что Италия, в общем-то, моноэтничная страна. Исследование, проведенное Европарламентом, показало, что из 28 языков национальных меньшинств в рамках Европейского Союза 13 приходится на Италию <...> и в качестве одной из главных заслуг телевидения считается то, что «почти все итальянцы понимают по-итальянски и почти вся молодежь говорит на нем». Но главная проблема современной Италии - это национализм экономический, т.е. противоречия между динамически развивающимся Севером и отсталым Югом. Конфликт этот все более обостряется с каждым градусом к северу, становясь все более непримиримым со стороны северян по отношению к южанам.

(М. И. Панов, Г. Г. Кириленко)

1.Какие две тенденции развития современного мира выделяют авторы?

2.Какие факторы глобализации названы в тексте? Укажите три любых фактора.

3.Назовите любые две из охарактеризованных авторами причин межэтнических конфликтов внутри государства

4.Опираясь на текст и знания курса, предложите три меры для разрешения межэтнических конфликтов в условиях глобализации.

Наши рекомендации