Идеологическая работа в трудовом коллективе

Пути, ведущие к общим целям идеологической работы в коллективе, состоят
из частных задач, тактических целей, которые соотносятся с ними, но имеют
по отношению к ним подчиненное значение. Невозможно прописать идеологические рецепты на все случаи жизни, для всех коллективов и групп населения. Однако умение построить ежедневную идеологическую работу, решение практических задач таким образом, чтобы все работало на достижение стратегических целей, входит
в задачу идеолога. Предположим, что в той или иной организации Республики Беларусь ставится тактическая задача укрепления ядра коллектива, тогда необходимо, чтобы идеологический актив не образовывал замкнутую, обособившуюся группу. Решение данной тактической задачи повышает эффективность идеологической работы
в целом, работает на стратегию. Реализуются стратегические и тактические задачи через конкретную, повседневную деятельность трудового коллектива.

Сегодня общество нуждается во внимании, доверии, взаимной помощи. Необ­ходимо выявлять и закреплять связь власти и народа, постоянно находить то, что их объединяет. В основе всего этого лежит информационно-идеологическая работа, значимость которой трудно переоценить, ведь в конечном итоге именно идеология через пропаганду и агитацию, являющиеся мощнейшим инструментом воздействия на чело­веческое сознание, реально оказывает воздействие на экономику, а следова­тельно, и на об­щественно-политическое развитие общества. От того, насколько граждане будут отож­дествлять свои интересы с интересами общества, зависит развитие самого общества.

При этом надо учитывать особенности восприятия нашими людьми инфор­мации, носящей идеологический, программный характер. Люди склонны восприни­мать быстро и эффективно решаемые вопросы (мысля категориями: «сейчас, сегодня, максимум через неделю – месяц»). Поэтому так близки людям программы малых дел, решающих проблемы личности, семьи, отдельного дома, квартала, отстаивающих социальную справедливость на местах, напрямую влияющих на «местный» патри­отизм. Интересны и приоритетные национальные программы, их ход, реализация на местах.

Люди хотят получать все сегодня, поэтому любые общие и страте­гические идеи необходимо транслировать с учетом этой психологии людей, сформи­рованной историческим опытом.

С идеологической точки зрения важно, чтобы принятие в коллективе любого стратегического решения вызывало сопричастность сотрудников организации процес­сам, происходящим в государстве, чтобы они могли лично оценить блага социально ориентированной политики. В результате возрастает лояльность сотруд­ников
не только по отношению к своей организации, но и в целом к государственной власти.

Организация идеологической работы в трудовом коллективе включает: инфор­ма­ционное обеспечение деятельности коллектива, трудовое соперничество, формиро­вание высоких профессиональных качеств и трудовой дисциплины, обучение идеоло­гического актива, формирование потребности здорового образа жизни и т. д.

Идеологу нужно тщательно изучить обстановку на предприятии, морально-психологический климат в коллективе, затем перейти к постановке задач в идеоло­гической сфере и планированию работы в данном направлении. И уже потом определить основные направления, формы и методы работы в трудовом коллективе для достижения поставленных целей – формирования у членов организации пони­мания и осознания идеологии белорусского государства, государственной политики
и воспитания гражданина-патриота.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 111, руководители госу­дарственных и иных организаций Республики Беларусь несут персональную ответствен­ность за состояние идеологической работы в коллективах работников. Непо­средствен­ная организация этой работы в данных коллективах возлагается на одного из заместителей руководителя.

Для лучшей организации идеологической работы на предприятии необходимо первоначально определить основные цели, функции, направления, формы и методы деятельности заместителя руководителя по идеологической работе, разработать
для него примерную систему работы (что делать ежемесячно, один раз в квартал,
в полугодие, ежегодно), сформировать идеологический актив на предприятии.

Изучив морально-психологический климат и состояние дел в коллективе, нужно разработать систему организации идеологической работы на предприятии,
в которую должно войти:

· ежемесячное и ежегодное (перспективный план) планирование идеологи­ческой работы;

· организация и проведение инструктивно-методических семинаров, дней учебы идеологического актива;

· организация освещения в СМИ своей работы;

· непосредственная организация, контроль и принятие участия в проведении единых дней информирования и работе территориальных и отраслевых информа­ционно-пропагандистских групп;

· организация и проведение пресс-конференций, круглых столов, деловых встреч по вопросам идеологической работы и многое другое.

В повседневной жизни на первый план обычно выходят не политические,
а социальные проблемы. Общественный запрос на социальную справедливость
и в будущем будет расти, активизируя общественность. В этой ситуации идеологи­ческая работа в трудовом коллективе должна формировать у работников понимание того, что социальная справедливость есть вознаграждение за хорошее качество
и организацию труда, создание нужной обществу продукции, а не поддержка сотруд­ников, не выполняющих возложенных на них функций, и организаций, не справля­ющихся со своими обязанностями, за счет работающих хорошо.

Современная практика организации и проведения идеологической работы
в различных коллективах Республики Беларусь убедительно свидетельствует о том, что правильно и умело организованная идеологическая работа в трудовом коллективе является важным условием его высоких социально-экономических и социально-политических показателей, вклада в развитие сильной и процветающей страны.

Наши рекомендации