Реализация и применение конституции. Прямое действие конституции
Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях.
Реализация Конституции - это деятельность компетентных органов по воплощению конституционных норм во все сферы жизни общества.
Реализация осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.
1. Соблюдение заключается в воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
(П) в ст. ч.2 ст. 15 К говорится что за всеми закреплена обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15).
2. Исполнение это активное действие, направленное на воплощение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.
Эта форма осуществляется связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами.
(П) обязанность граждан выполнять конституционные обязанности (налоги, воинская повинность, защита культурного наследия)+
3. ИспользованиеПроявляется в совершении дозволенных действия и осуществление предоставленных им прав.
Здесь участники общественных отношений своими действиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов поведения.
(П) право на митинги, демонстрации, право избирать и быть избранными, право на обращении, право на предпринимательскую деятельность
4. Применение права –деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев.
Нормы конституционного права применяются тогда, когда необходима защита прав и законных интересов. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат государственного принуждения. Эффективным правоприменительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
Выделяют четыре способа применения конституционных норм:
= обособленное, самостоятельное осуществление субъектами норм Конституции РФ;
= применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;
= привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительности;
= использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.
Прямое действие конституции.
В конституции закреплен принцип прямого действия (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, т.е. каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.
15. Толкование конституции: значение, субъекты, способы.
Толкование права – это раскрытие содержания правовых норм,
Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают ситуации, которые требуют разъяснения точного смысла и содержания правовых норм.
ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Конституции понятий.
Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).
Право толкования возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.
В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются:
– ОФИЦИАЛЬНОЕ толкование – даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный характер
Виды официального толкования:
* аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.
* делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.
* нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.
* казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.
– НЕОФИЦИАЛЬНОЕ – даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер
Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.
* обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей),
* специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.
* доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).
Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.
Грамматический – состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
Исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.
Систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.
Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это может быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический документ (исковое заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.).
16. Охрана конституции: понятие, значение и модели. Проблемы охраны Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.
Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимаетсясовокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Т.е. это создание необходимых условий, наличие гарантий, которые обеспечивают действие конституционных норм.
Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
– Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту РФ. Согласно ст.80 К Президент - как глава государства является гарантом Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.
– осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции.
Важную роль в охране Конституции играетКонституционный суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
– В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной российским законодательством.
– Кроме того, охрана конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на всех лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы;
17. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания.
Ответственность- обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
Конституционная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Как и любая другая юридическая ответственность, конституционная ответственность возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.
Конституционное правонарушение- виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.
Субъекты конституционной ответственности- высшие должностные лица и органы государственной власти + граждане.
Формы конституционной ответственности-
- отмена или приостановление антиконституционного акта;
- отрешение от должности;
- признание выборов или результатов референдума недействительными,
- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;
- досрочное расформирование подотчетного органа.
Видыконституционно-правовой ответственности:
1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;
2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.
18. Конституционное право РФ как нормативное образование: предмет, метод, наименование.
Конституционное право (государственное право) – отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а так же иных лиц.
Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.
Предметотрасли конституционного права составляют следующие сферы общественных отношений:
≈основы конституционного строя
≈правовое положение личности
≈государственное устройство
≈организация и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления:
Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности.
Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни.
Во-вторых, к его предмету относятся только те отношения, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэтому конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.
Конституционное право не имеет своего специальногометода правового регулирования.
В КП применяется совокупность двух методов:
императивного;
диспозитивного.
Так, императивный метод объединяет методыобязыванияи запрещения.
Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.