Реализация и применение конституции. Прямое действие конституции

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях.

Реализация Конституции - это деятельность компетентных органов по воплощению конституционных норм во все сферы жизни общества.

Реализация осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

1. Соблюдение заключается в воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

(П) в ст. ч.2 ст. 15 К говорится что за всеми закреплена обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15).

2. Исполнение это активное действие, направленное на воплощение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

Эта форма осуществляется связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами.

(П) обязанность граждан выполнять конституционные обязанности (налоги, воинская повинность, защита культурного наследия)+

3. ИспользованиеПроявляется в совершении дозволенных действия и осуществление предоставленных им прав.

Здесь участники общественных отношений своими дей­ствиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов по­ведения.

(П) право на митинги, демонстрации, право избирать и быть избранными, право на обращении, право на предпринимательскую деятельность

4. Применение права –деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев.

Нормы конституционного права применяются тог­да, когда необходима защита прав и законных интересов. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат госу­дарственного принуждения. Эффективным правоприме­нительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Выделяют четыре способа применения конституцион­ных норм:

= обособленное, самостоятельное осуществление субъ­ектами норм Конституции РФ;

= применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;

= привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительно­сти;

= использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.

Прямое действие конституции.

В конституции закреплен принцип прямого действия (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, т.е. каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.

15. Толкование конституции: значение, субъекты, способы.

Толкование права – это раскрытие содержания правовых норм,

Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают ситуации, которые требуют разъяснения точного смысла и содержания правовых норм.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ — официальное разъяснение содержащихся в нормах Конституции понятий.

Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Право толкования возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются:

– ОФИЦИАЛЬНОЕ толкование – даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный характер

Виды официального толкования:

* аутентическое — разъяснение содержания нормы права тем органом, который их установил.

* делегированное (легальное) — толкование норм права тем органом, который их не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

* нормативное — толкование норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяются толкуемые нормы.

* казуальное — толкование норм права при рассмотрении конкретного юридического дела; оно обязательно для применения только в отношении этого дела.

– НЕОФИЦИАЛЬНОЕ – даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер

Неофициальное толкование права тоже дифференцируется по его субъектам.

* обыденное толкование (осуществляется гражданами, не имеющими юридического образования для собственных потребностей),

* специально-юридическое (осуществляется юристами — судьями, адвокатами, нотариусами, прокурорами и пр.

* доктринальное (осуществляется учёными-юристами в процессе научных исследований).

Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

Грамматический – состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

Исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

Систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

Результаты толкования в большинстве случаев воплощаются в интерпретационном акте. Это может быть как акт нормативный или правоприменительный компетентного органа власти (например, судебное решение), иной юридический документ (исковое заявление, договор), так и текст, не обладающий юридической спецификой (научная или публицистическая статья, заключение эксперта и т. п.).

16. Охрана конституции: понятие, значение и модели. Проблемы охраны Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимаетсясовокуп­ность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Т.е. это создание необходимых условий, наличие гарантий, которые обеспечивают действие конституционных норм.

Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Консти­туции РФ).

– Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту РФ. Согласно ст.80 К Президент - как глава государства является гаран­том Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

– осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции.

Важную роль в охране Конституции играетКонституционный суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов го­сударственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

– В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной россий­ским законодательством.

– Кроме того, охрана конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на всех лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы;

17. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания.

Ответственность- обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Конституционная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционная ответственность возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.

Конституционное правонарушение- виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.

Субъекты конституционной ответственности- высшие должностные лица и органы государственной власти + граждане.

Формы конституционной ответственности-

- отмена или приостановление антиконституционного акта;

- отрешение от должности;

- признание выборов или результатов референдума недействительными,

- официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной;

- досрочное расформирование подотчетного органа.

Видыконституционно-правовой ответствен­ности:

1) ответственность за нарушение основ кон­ституционного строя РФ;

2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и граж­данина;

3) ответственность за нарушение политиче­ских прав и свобод человека и гражданина;

4) ответ­ственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;

5) ответствен­ность за нарушение культурных прав и свобод чело­века и гражданина;

6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законода­тельства органами государственной власти и мест­ного самоуправления и т. д.

18. Конституционное право РФ как нормативное образование: предмет, метод, наименование.

Конституционное право (государственное право) – отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а так же иных лиц.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Предметотрасли конституционного права составляют следующие сферы общест­венных отношений:

основы конституционного строя

правовое положение личности

государственное устройство

организация и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления:

Предмет конституционного права по сравнению с другими отраслями имеет свои особенности.

Во-первых, он охватывает общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, ду­ховной и др., в то время как предмет других отраслей составляют общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Во-вторых, к его предмету относятся только те отноше­ния, которые являются основополагающими, базовыми в каждой из указанной сфер. Поэто­му конституционное право выступает ведущей базовой отраслью системы права России.

Конституционное право не имеет своего специальногометода правового регулирования.

В КП применяется совокупность двух методов:

императивного;

диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методыобязыванияи запрещения.

Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Наши рекомендации