Классификация конституционно-правовых отношений

1) В зависимости от характера взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений выделяют:

Ø общие конституционно-правовые отношения – в них не определены конкретные субъекты;

Ø конкретные конституционно-правовые отношения – в них определены конкретные субъекты с правами и обязанностями.

2) По своему содержанию выделяют:

Ø материальные правоотношения – возникают при реализации материальных норм;

Ø процессуальные правоотношения – возникают при реализации процессуальных норм.

3) По времени действия выделяют:

Ø постоянные (бессрочные) правоотношения;

Ø временные (срочные) правоотношения, например, правоотношения, возникающие в процессе проведения выборов, референдума и т.д.

4) В зависимости от субъектного состава выделяют различные виды конституционно-правовых отношений:

Ø правоотношения, возникающие между народом в целом, с одной стороны, и государством – с другой (республиканский референдум);

Ø между избирателями и органами государственной власти (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

Ø между избирателями и депутатами (отзыв депутата);

Ø между различными государственными органами (например, между Президентом Республики Беларусь и Палатой представителей – роспуск Палаты, дача согласия на назначение Премьер-министра, реализация Президентом права законодательной инициативы и др.);

Ø между государственными органами и политическими партиями, общественными объединениями (регистрация политических партий, общественных объединений) и др.

№ 4. Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия

Источники конституционного права – это документы, в которых зафиксированы конституционно-правовые нормы.

Для признания документа источником конституционного права достаточно, чтобы в нем имелась хотя бы одна конституционно-правовая норма. Несмотря на неразрывную связь источника и норм права, данные понятия не идентичны.

Норма – это основная часть источника, его содержание.

Кроме норм в источниках есть еще и другие компоненты: название акта в целом и его статей, дата принятия акта, подпись уполномоченного должностного лица и другие компоненты (реквизиты).

Мы сформулировали более простое понятие источника конституционного права. Но мы не отрицаем наличие других источников права, кроме документов! У нас только те источники, которые носят письменный характер.

В конституционном праве Беларуси 2 вида источников:

1) НПА (официальный документ, который принят государственным органом или народом и содержит нормы права. НПА могут не только устанавливать новые нормы, но и вносить изменения, дополнения в существующие, признавать их утратившими силу, приостанавливать, толковать);

2) Международный договор (содержащие нормы права, соглашения между государствами, международными организациями, органами различных государств).

НПА отличаются от международного договора по порядку принятия и юридической силе. НПА принимаются в одностороннем порядке, а международный договор предполагают согласие нескольких равноправных субъектов. Юридическая сила международных договоров превышает юридическую силу большинства НПА.

Международные договоры, чтобы стать источником права Беларуси, должны пройти две стадии:

1. Подписание уполномоченным должностным лицом (Президентом, Премьер-министром, министром);

2. Утверждение международного договора нормативным правовым актом Беларуси. Наиболее важные международные договоры утверждаются законами Парламента. Это называется ратификация.Другие международные договоры утверждаются указами Президента, постановлениями Правительства.

Конкретными разновидностями источников конституционного права Беларуси выступают:

1. Конституция – это НПА, имеющий высшую юридическую силу.
2. Решения республиканских референдумов – правовые акты, которые принимаются всем населением страны путем голосования.
3. Международные договоры – применительно к международным договорам не выделяются разновидности, используются только различные наименования международных договоров, которые не влияют на их юридическую силу, порядок принятия, другие черты. ü Договор ü Конвенция ü Пакт ü Декларация ü Меморандум Ратифицированные международные договоры имеют большую юридическую силу, чем законы, другие НПА, кроме Конституции и решений республиканских референдумов.  
4. Законы(принимаются Парламентом); Законы – ключевой источник конституционного права. Они подвергают широкому правовому регулированию наиболее важные отношения людей.  
  1. Декреты Президента
Декреты Президента = законам по своей юридической силе. Однако декреты имеют более узкий предмет регулирования и должны издаваться только в случаях, предусмотренных Конституцией.
6. Указы Президента (подзаконные).Большинство указов Президента уступают по юридической силе законами и декретам. Однако существует группа подконституционных указов,(Президент устанавливает государственные праздники, и Президент издал указ «О государственных праздниках» и поэтому он будет стоять выше)не уступающих по своей силе законам и декретам.
7. Постановления Палат Парламента 8. Постановления Правительства
9. Постановления и приказы РОГУ (республиканских органов государственного управления): ü Министерств ü Государственных комитетов ü Иных органов (высшая аттестационная комиссия – ВАК) Постановления регулируют более важные отношения по сравнению с приказом.
10. Решения местных референдумов.Они принимаются населением административно-территориальных единиц. (Нет ни одного примера за всю историю Республики Беларусь).
11. Решения местных советов депутатов – это органы, избираемые населением административно-территориальных единиц. Юридическая сила их решений зависит от территориального уровня местных советов депутатов. Например, решения областных советов депутатов имеют большую силу, чем решения районных советов депутатов. К источникам относятся: · решения местных советов депутатов об утверждении их регламента (процедуры). · решения местных исполнительных распорядительных органов: исполком и местные организации. Юридическая сила их решений также зависит от территориального уровня. Источниками конституционного права будут, например, решения местных органов об определении мест проведения демонстраций, митингов и других публичных мероприятий.
     

№ 5. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь

Конституционное право играет особую роль в правовой системе. Данная роль обусловлена тем, что конституционное право ведущая, самая важная отрасль права. Она оказывает руководящее воздействие на остальные отрасли. Данное воздействие осуществляется по 2 главным направлениям :

1. Конституционное право устанавливает основы содержания всех без исключения отраслей права.Это становится возможным благодаря регулированию конституционным правом отношений в тех же сферах, что и другими отраслями права вместе взятыми,однако конституционное право регулирует соответствующие отношения неисчерпывающе, закрепляя лишь их основы.

Конституционное право определяет виды, юридическую силу, порядок принятия нормативных актов, являющихся источниками всех отраслей права. Например, конституционное право регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов), устанавливает виды НПА, издаваемых Президентом, Правительством, местными органами власти и т. д.

Однако, неверно было бы думать, что конституционное право не испытывает обратного воздействия. Другие отрасли влияют на конституционное право следующим образом:

Ø Другие отрасли права устанавливают ответственность за нарушения большинства конституционно-правовых норм, тем самым эти отрасли охраняют конституционное право от нарушений. (Конституционное право закрепляет право человека на жизнь, но если кто-то лишает человека жизни, то ответственность определяется не конституционным правом, а уголовным правом, а в конституционном праве нет санкции, эта отрасль зависит в данном случае от уголовного права);

Ø Многие конституционно-правовые нормы могут быть реализованы лишь через нормы других отраслей права. Например, статья 60 Конституции гласит: «Каждый имеет право в соответствии с закономне только на возмещение имущественного вреда, но и на материальную компенсацию морального вреда». Закон, который упоминается в этой норме Конституции, принадлежит не конституционному праву, а гражданскому праву.

Конституционное право отсылает к закону! А сам этот закон не входит в отрасль конституционного права. Вот это и есть слабость конституционного права. Оно вынуждено опираться на другие отрасли.

С местом конституционного права в правовой системе связан и вопрос названия отрасли. В советское время отрасль называлась исключительно «советское государственное право». Это было обусловлено тем, что наиболее распространенным субъектом отношений, регулируемых отраслью, было государство и его органы, однако термин «государственное право» имеет и недостатки. Он не позволяет отличить отрасль от других публичных отраслей права. (1974 год – издан учебник в Ленинграде под редакцией Русиновой «Советское конституционное право» – единственный случай подобного названия). В начале 90-х годов в период распада СССР на смену термину «государственное право» пришел термин «конституционное право». Основной причиной данного изменения послужило провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью общества. Именно личность, а не государство, стала считаться главным субъектом любых правоотношений. В связи с этим от названия «государственное право» отказались (но не ввели термин «человеческое право»). Термин «конституционное право» производен от Конституции, однако и он имеет недостатки, поскольку Конституция, хотя и основной, но далеко не единственный источник отрасли.

№ 6. Наука конституционного права Республики Беларусь, предмет, система, источники. Представители белорусской науки конституционного права, их труды

«Конституционное право» это название не только отрасли, но также науки и учебной дисциплины. Наука конституционного права представляет собой совокупность знаний о сущностных чертах отрасли конституционного права, добываемых учеными и организациями с помощью специальных методов. Если отрасль права – это совокупность норм, закрепленных в источниках, то наука являет собой знания об этих нормах и источниках. Предметом конституционно-правовой науки выступают сущностные признаки.

Сущность – главная черта объекта.

Она не лежит на поверхности, носит внутренний, скрытый характер. Требует для своего появления специальных методов.

Научные знания фиксируются в источниках науки, которыми можно назвать:

1) Монографии (книги, посвященные одной теме);

2) Диссертации – научные работы, за которые присуждают ученые степени кандидата и доктора наук;

3) статьи, журналы, сборники, материалы и тезисы конференций.

Высшей ценностью любой науки выступает истина.

Истина – это знание, которое верно отражает признаки объекта.

Истине противостоит заблуждение.

Субъектами конституционно-правовых научных исследований выступают ученые, объединения научных организаций. Конституционно-правовая наука Беларуси развивается в научных организациях, ВУЗах. Они выполняют одновременно 2 функции:

ü образование:

ü научная функция.

Ведущим центром ВУЗовской подготовки по конституционному праву и в целом является кафедра конституционного права юрфака БГУ!))

Отраслевые научные организации находятся в подчинении государственных органов и проводят научные исследования для обеспечения работы этих государственных органов. Пример: Национальный центр законодательства подчинен Президенту и Администрации Президента.

Учебная дисциплина конституционного права – совокупность знаний об отрасли конституционного права, которые передаются студентам во время обучения.

Научные знания составляют основную часть учебной дисциплины, однако, в отличие от науки, учебная дисциплина включает и внешние знания, которые не отражают сущностных признаков объекта. Это знания о конституционно-правовых нормах, необходимые для практической деятельности. Таким образом, учебная дисциплина конституционного права представлена научными и некоторыми другими знаниями. Однако научные знания не входят целиком в учебную дисциплину, поскольку она включает только основные знания, необходимые студентам.

Представители белорусской науки конституционного права, их труды
Г. Василевич · Парламент Республики Беларусь (Конституционно-правовой аспект) · Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий · Органы государственной власти Республики Беларусь: Конституционно-правовой статус. Учебное пособие для высших учебных заведений · Конституция и некоторые аспекты защиты прав и свобод граждан · Нормативные правовые акты государственных. органов Республики Беларусь · Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства
А. Головко · Конституция подлинного народовластия · Человек, личность, гражданин · Основы права · Теоретические основы демократии (конституционно-правовой аспект)
О. Чуприс · Понятие и правовая характеристика гражданства · Единое гражданство Союза Беларуси и России · Принципы гражданства в СНГ · Гражданство детей в странах Содружества Независимых Государств: сравнительно-правовой аспект. //Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь · Государственная служба

№ 7. Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства

Конституция – это нормативный правовой акт (совокупность актов), имеющий высшую юридическую силу и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Преамбула

Наши рекомендации