Правовое регулирование и правовое воздействие
До настоящего времени отсутствует всесторонний комплексный анализ такого важного базового понятия, как «правовое регулирование». Ученые вкладывают в него разное держание и, соответственно, по-разному определяют и характеризуют данное понятие. В некоторых учебниках тема «Правовое регулирование» не рассматривается, хотя имя в правовом регулировании заключается основное социальное назначение права.
Рассмотрим качественные свойства категории «правовое регулирование», а также его соотношение с понятием «правовое воздействие».
Направление деятельности субъектов общественных отношений является одним из главных социальных свойств государственной власти. Оно осуществляется в особой нормативно-правовой форме, организующей взаимоотношения властвующих и подвластных, обеспечивающей необходим порядок в различных социальных связях. Одной из разновидностей государственного властного воздействия в широком смысле этого слова является правовое регулирование общественных отношений, составляющее важнейшую часть деятельности государства и, в частности, его правотворческих и правоприменительных органов.
Правовое регулирование - это регламентация общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением.
Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки». Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.
Правовое регулирование как специфический процесс отмечают многие юристы. Так, профессор А. П. Коренев утверждает, что «правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования».
Как уже отмечалось, правовое регулирование - это особая регламентация общественных отношений, которая представляет собой систему разнообразных юридических средств: нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление дееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.
К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Правовое регулирование можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права с целью согласовать их поведение с интересами граждан, общества и государства.
Правовое регулирование требует комплексного изучения, поскольку оно складывается из определенных звеньев, находящихся во взаимодействии: каждое последовательно вытекает из предшествующего, обусловливается им. Поэтому правовое регулирование предполагает системный анализ, а также создание системы юридических категорий, отражающих многообразный процесс регулирования.
Согласно диалектике все понятия, отражающие явления материального и социального мира, должны находиться в определенной закономерной взаимосвязи. Без этого они не могут правильно отражать реальную действительность.
Вместе с тем при изучении правового регулирования какого-либо явления далеко не всегда учитывается органическая связь между звеньями системы регулирования и отражающими ее категориями. Это приводит к узкому, изолированному, несистемному исследованию правового регулирования. Однако взаимосвязь категорий, отражающих процесс правового регулирования, не допускает их смешения или противопоставления. В юридической литературе, например, справедливо подчеркиваются различия в таких понятиях, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование», но противопоставлять их нельзя. Понятия «правовое воздействие» и «правовое регулирование» совпадают в отдельных частях и в целом во времени, так как отражают один и тот же процесс.
Правовое регулирование представляет собой сложное переплетение структурных элементов (составных звеньев), которые невозможно всесторонне исследовать, опираясь на изучение (пусть глубокое) только одного из них. Автор, разумеется, выступает против изучения в дальнейшем составных частей правового регулирования в качестве отдельных, выделенных из него. Исследуя определенные структурные элементы, модно выявить их конкретные особенности, индивидуальные черты. Здесь лишь обращено внимание на необходимость более широкого, комплексного исследования правового регулирован как целостной системы.
Необходимо иметь в виду, что связь между элемента всякой целостной системы, в том числе и правового регулирования, весьма органична. Изменение какого-либо элемента (звена) в ней в той или иной степени вызывает изменение других звеньев. Нередко оно может оказать влияние на всю систему. Примерами могут служить изменение правовой нормы, наступление юридического факта и т. п. Так, изменение правовой нормы может привести к возникновению, прекращению или изменению правоотношений между субъектами права; наступление правового факта означает «включение в действие» правовой нормы, появление субъективного права или юридической обязанности у лица или группы лиц.
Приведенные примеры свидетельствуют о взаимозависимости элементов правового регулирования и в то же время показывают, что правовое регулирование - это действительно целостная, единая система. Она имеет необходимую стройность, органичность, упорядоченность. Для нее характерно наличие различных функциональных связей: прямой (норма права - юридический факт - правоотношение) и обратной (правоотношение - норма права).
Вместе с тем взаимозависимость отдельных элементов системы регулирования не лишает их относительной самостоятельности. Во-первых, само существование звена регулирован, (юридического факта, например) уже свидетельствует о совокупности свойственных ему отдельных признаков, выделяющих его из числа других звеньев. Во-вторых, именно определенное число звеньев правового регулирования позволяет нам говорить о системе, видеть ее как совокупность элементов.
Перечисленные выше элементы правового регулирования не исчерпывают всех форм и средств правового регулирования. Важную роль в системе регулирования играют устанавливаемая нормами права праводееспособность граждан и правовой статус различных организаций, субъективные права, юридические обязанности и т. д.
Изучение правового регулирования как целостной системы требует также анализа методов регулирования (т. е. совокупности его юридических приемов и средств (способов), пронизывающих процесс регулирования). Метод не является самостоятельным звеном регулирования, но служит сопутствующим фактором любого из звеньев. Это же можно сказать о правосознании и законности. Спорными являются предложения В. А. Шабалина, А. Ю. Ларина и других авторов считать законность, правосознание элементами механизма правового регулирования. Анализ правового регулирования как целостной системы предполагает выяснение правовых форм правотворческой, правоисполнительной и правоприменительной деятельности государства.
Наконец, полнота познания правового регулирования предполагает выяснение его социальной эффективности, а это невозможно без анализа обеспечивающих его предварительных условий, которые существенно влияют на результаты регулирования.
Таким образом, анализ правового регулирования как целостной системы должен включать выяснение условий эффективности регулирования; процесс правового регулирования; социальные результаты регулирования. Условия эффективности правового регулирования разделяются на объективные и субъективные.
Объективными условиями являются социально-экономическое состояние общества, формы собственности, политический режим, государственный строй и т. д.
К субъективным условиям относятся:
- необходимость регулирования общественных отношений средством права, всесторонний анализ тенденций развития общественных отношений (учет объективных законов, влияние смежных факторов, связь с другими отношениями, специфика развития в условиях правовой формы и т. п.);
- выбор оптимального варианта регулирования (правового метода, формы нормативного или индивидуального акта);
- четкое определение целей (задач) регулирования;
- своевременность правотворчества;
- совершенствование действующего законодательства (приведение нормативных требований в соответствие с требованиями практики);
- обеспечение стабильности правового регулирования (недопущение необоснованных изменений форм и методов регулирования);
- ясность, четкость правовых предписаний;
- активность правоприменительных органов в деле воплощения в жизнь правовых требований;
- сознательность, психологическая подготовленность граждан в осуществлении ими субъективных прав и юридических обязанностей.
Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.
Начальная (организационная) стадия, в которую входят:
- определение дееспособности граждан;
- установление правового статуса граждан;
- определение компетенции органов власти;
- установление правового положения различных юридических лиц (хозяйственных, общественных и т. п. организаций).
Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение - две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.
Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:
- реализованные гражданами субъективные права и обязанности;
- выполненные органами государства задачи;
- реализованная юридическая ответственность и т. д.
Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирование вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.
Анализируя понятие правового регулирования, важно определить его сходство и различие с весьма близким (и потому часто употребляемым в качестве синонима) понятием «правовое воздействие».
Соотношение категорий «правовое регулирование» и «правовое воздействие». До последнего времени юристов не очень беспокоило смысловое несовпадение терминов «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Однако дальнейшее проникновение в сущность права и в особенности процесса познания его социального назначения неумолимо требует уточнения рассматриваемых категорий, уяснения их сходства и различия.
Правовое регулирование и правовое воздействие имеют между собой теснейшую связь и обусловленность, но не совпадают полностью, а соотносятся как часть и целое. Самое главное их отличие - это несовпадение панорамы (объема) действия. Если правовое регулирование во всех случаях должно быть связано с процессом регламентации действий участников общественных отношений, с расстановкой их по юридическим местам, то правовое воздействие осуществляется и помимо этой регламентации. Правовое регулирование - это особый формализованный метод государственной регламентами действий субъектов права. По времени оно совпадает со сроком действия нормы права. Правовое воздействие имеет свои сроки, формы и методы действия, не совпадающие со всеми компонентами правового регулирования. Норма права может быть отмененной, т. е. уже не способной осуществлять регулирование общественных отношений, но она может оставаться в памяти людей и при этом воздействовать на их сознание.
В юридической литературе иногда предлагается различать понятия «правовое регулирование» и «регулирование правом».
Правовое регулирование, по мнению Д. А. Керимова, осуществляется всеми юридическими средствами в их совокупном влиянии на общественные отношения, а регулирование правом состоит в нормативности и общеобязательности воздействия в интересах господствующего класса и поэтому обеспеченного государственным принуждением.
Представляется, что правовое регулирование в том смысле, в каком его понимает Д. А. Керимов, правильнее именовать правовым воздействием. Дело в том, что правосознание, правовые принципы и другие юридические явления оказывают влияние на субъектов права, предопределяют их поступки действия и т. п. Но в этом влиянии нет того четкого, гарантированного, формально-определенного порядка, который осуществляется при регулировании посредством правовых норм. Кроме того, примеры, приводимые Д. А. Керимовым в подтверждение выдвинутого им предложения о разграничении правового регулирования и регулирования правом, не совсем удачны. Он не относит к средствам регулирования правом правоотношения и ненормативные акты, считая, что они влияют на общественные отношения, но не являются общеобязательными правилами.
Это действительно так, но, во-первых, ненормативный акт и правоотношение - это результаты действия правовой нормы; именно с их помощью во многих случаях достигается упорядоченность, четкость регулирования. Сама по себе норма не всегда может быть непосредственным регулятором общественного отношения. Для этих целей нередко требуется издание дополнительного правового акта, наступление юридического факта и т. д. А правоотношение - это вообще необходимый, безусловный элемент правового регулирования, без которого норма права сама по себе не может выполнить до конца свою функцию регулятора общественных отношений.
Разграничение правового регулирования и регулирования правом является следствием того, что до настоящего времени не изучены до конца такие правовые явления, как правовое воздействие и правовое регулирование, а без этого трудно охарактеризовать истинный процесс действия права в обществе.
В первом случае речь идет о возможности права самореализоваться, т. е. непосредственно осуществляться в действиях субъектов без дополнительных правовых средств (правоприменительных и правообеспечительных актов, конкретных правоотношений и т. п.). Во втором случае имеется в виду реализация права посредством его применения или путем возникновения конкретных правовых отношений, без правоприменения.
Нормы права обладают двумя свойствами: они могут воздействовать на поведение людей (оказывают на них мотивационное влияние) и регулировать его, порождая конкретные правоотношения или вызывая необходимость издания правоприменительных актов в целях внесения четкости, формальной определенности и гарантированности в регулируемые отношения.
Воздействовать на сознание людей могут мотивы закона и намерения законодателя, но само по себе это не регулирует общественных отношений, не порождает конкретных правоотношений.
Всякое регулирование предполагает, разумеется, определенное воздействие, как правильно пишет Н. И. Матузов, но не всякое воздействие есть регулирование, т. е. нормирование общественной жизни.
На примере субъективного права он приводит для этого вполне убедительные аргументы.
Субъективное право, пишет Н. И. Матузов, участвует как в механизме правового регулирования, так и в общем механизме воздействия, но его роль при этом неодинакова. В первом случае оно определяет меру конкретного поведения субъектов, а во втором - может оказывать лишь общее стимулирующее и мотивационное влияние. Н. И. Матузов правильно отметил, что такие правовые явления, как правосознание, правотворчество, законность, правовая культура, правопорядок и др., не регулируют непосредственно общественных отношений, а являются предпосылкой, результатом, отражением либо просто сопутствующими моментами регулирования.
Необходимым свойством правового регулирования должна являться способность регламентировать отношение на основе юридических норм. Правовое регулирование, указывая субъектам права (а не вообще любым субъектам) вид и меру действия, предусматривает правовые последствия (положительные и отрицательные), оно властно обеспечено государственной силой принуждения.
А для правового воздействия эта четкость, определенность не характерна. Ю. К. Толстой считает, что норма оказывает воздействие на поведение людей определением правоспособности граждан и организаций, юридическим фактом и правоотношением. При определении правоспособности нормы права еще не регулируют поведение людей, а лишь воздействуют на их волю и сознание.
«Для правового регулирования, - пишет Ю. К. Толстой, - по сравнению с воздействием характерна большая конкретность в определении юридически возможного и должного поведения участников общественных отношений». По его мнению, «норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта (причем, при совершении ими правомерных действий) и заканчивает его в момент прекращения действия правоотношения, когда будет достигнут определенный правовой эффект».
Рациональное зерно рассматриваемой позиции состоит в том, что Ю. К. Толстой различает стадии правового воздействия и правового регулирования.
В то же время многие авторы (Б. В. Шейндлин. Л. С. Явич и др.) относят к правовому регулированию все формы юридического воздействия государства на поведение людей.
Очень широкое понимание правового регулирования предлагает А. С. Пиголкин, считая, что оно охватывает собой все формы воздействия права на общественную жизнь: правотворчество, общевоспитательную роль права, осуществление правовых предписаний в конкретных действиях субъектов права, обеспечение исполнения этих предписаний, т. е. само правомерное повеление, а также все то, что создает основу и предпосылку для такого поведения, обеспечивает его.
Еще более широко понимает правовое регулирование Д. А. Керимов. Он включает сюда даже пропаганду права и проверку целесообразности и эффективности действия правовых норм. При этом фактические действия могут совершаться помимо действия права и его предписаний. Е. А. Лукашева считает, что «правовое регулирование начинается с момента издания правовой нормы независимо от того, реализуется данная норма в конкретном правоотношении или нет».
Такой широкий подход к рассматриваемым правовым явлениям вряд ли будет способствовать конкретизации этих различных категорий, уяснению сущности права и его социального назначения. Он еще более усложняет понимание особенностей, сходства и различия правового воздействия и правового регулирования.
Несколько отличается от приведенных выше позиция В. В. Лазарева, считающего, что «понимание правового воздействия как нормативного правового регулирования более соответствует реальности, ибо право представляет собою совокупность норм». Несмотря на стремление различить правовое регулирование и правовое воздействие, он, по существу, их отождествил, а взятый им для противопоставления правовому воздействию термин «нормативное» не является в данном случае достаточно четким. Дело в том, что норма права одинаково успешно может воздействовать на волю, мысли и чувства человека, предписывать ему строго определенный вариант действия, устанавливать права и обязанности (являться одной из предпосылок правоотношения), т. е. выступать в качестве как воздействующего, так и регулирующего фактора.
В. М. Горшенев к правовому регулированию относит даже правотворческий процесс, называя его начальным звеном регулирования.
Такое противоречивое понимание правового регулирования объясняется тем, что многие авторы связывают с регулированием любое влияние права на его субъектов. Но важно найти специфику именно регулирования, а не любого влияния права на поведение людей. Нужно различать в сложном механизме социального регулирования особый вид регулирования, подчеркивающий его индивидуальную характеристику, специфику права как регулятора общественных отношений. Правовому регулированию присуще и воспитательное воздействие, но воздействовать на сознание людей право может и вне процесса регулирования их действий.
В последнее время именно на этот момент различия рассматриваемых категорий обращается внимание в юридической литературе.
Правовое регулирование - это только один из многих аспектов действия права в обществе. Оно оказывает специально-юридическое, а не информативное, ориентационное или мотивационное воздействие на поведение и деятельность субъектов права.
А. М. Витченко считает, что под правовым регулированием следует понимать упорядочение общественных отношений путем подчинения участников этих отношений воле государства при помощи норм права с момента наступления юридического факта. Этот взгляд имеет преимущество перед другими, поскольку в данном случае подчеркиваются важнейшие звенья в цепи правового регулирования - юридические факты и конкретные правоотношения, наступление которых довольно четко расставляет по местам участников регулируемых общественных отношений.
Но требует уточнения предложение А. М. Витченко, рассматривающего правовое регулирование в двойном аспекте: как собственно регулирование и как воздействие в процессе регулирования. В действительности просматриваются три аспекта в процессе социального действия права. Следовало бы различать собственно регулирование (регламентацию), воздействие в процессе регулирования и воздействие вне регулирования, т. е. интеллектуально-волевую и воспитательную стороны действия права.
Социальная роль права в значительной степени проявляется через его влияние на волю и сознание людей. Это влияние осуществляется как в процессе воздействия права на участников общественных отношений (вне конкретных правоотношений), так и непосредственно в ходе правового регулирования. Причем это вовсе не обусловливает последовательность, которую предлагает А. М. Витченко (сначала воздействие, потом регулирование). И воздействие права, и регулирование - процессы, способные протекать одновременно. Кроме того, возможно только воздействие права на сознание людей, без регулирования им общественных отношений, например эмоциональное воздействие.
Правовое воздействие осуществляется через существующие постоянно общие правоотношения, ибо связь субъектов права с государством и между собой постоянна, в силу чего участникам общественных отношений приходится соблюдать правовые нормы, хотя некоторые могут так никогда и не вступить в определенные виды конкретных правоотношений. Одновременно с воздействием одних норм может осуществляться правовое регулирование другими, в частности, использоваться субъективные права, применяться нормы права, издаваться правоприменительные акты.
В этих случаях также имеет место влияние права на волю и сознание людей, ибо невозможно представить ни один из моментов правового регулирования как механическое действие правовой нормы и автоматическое бессознательное подчинение ей людей.
«Правовое регулирование, - правильно пишет Е. А. Лукашева, - независимо от его форм неразрывно связано с сознанием человека, с восприятием тех принципов и правил, которые закреплены в правовых нормах». Другое дело, что при добровольном исполнении правовых предписаний и в случаях принудительного осуществления обязанности психическое восприятие действия нормы бывает неодинаково и даже прямо противоположно. Но влияние права на волю и сознание наблюдается в обоих случаях.
Влияние права на участников общественных отношений нельзя рассматривать как критерий разграничения правового воздействия и правового регулирования. В качестве основания разграничения этих правовых явлений целесообразно брать формы их реализации, исходя из того, что правовое регулирование - это центральное ядро правового воздействия. Такими формами являются общие правоотношения для правового воздействия и конкретные - для правового регулирования. Реализация правового воздействия в форме общих правоотношений имеет более упрощенный вид и может выражаться в соблюдении субъектами прав правовой нормы.
Осуществление же правового воздействия в форме правового регулирования характеризуется большим числом юридических элементов и вполне справедливо именуется механизмом. Объединяющим началом правового воздействия и правового регулирования выступает система права, принципы которой в основном воздействуют на сознание людей, а нормы могут одновременно воздействовать и регулировать поведение людей, но могут, так же как и принципы, только воздействовать.
Правовое воздействие может быть охарактеризовано как многостороннее и разнообразное (психологическое, государственно-волевое, формальное, нормативное и т. п.) действие права. Воздействие права можно сравнить с действием двигателя автомобиля. Одновременно с тем, что он придает автомобилю способность ехать, двигатель воздействует и на окружающих (самим фактом движения, шумом, выхлопными газами), и с этим вынуждены считаться пешеходы, другие автомобилисты.
Правовое регулирование - это специфическое, отличающееся и по форме, и по содержанию действие права, осуществляемое через юридические права и обязанности субъектов права, выступающих в качестве субъектов конкретных правоотношений. В этом случае имеет место не просто влияние права (как воздействие на чувства, мысли, волю участников общественных отношений), а строго определенное предписание возможного и должного поведения.
Отличие правового регулирования от правового воздействия состоит в том, что при воздействии отсутствует государственное принуждение как один из элементов правового регулирования.
Если правовому регулированию свойственны принуждение, убеждение, добровольность исполнения, то правовое воздействие (вне регулирования) характеризуется невозможностью применения принуждения.
Нормы права издаются в расчете на их добровольное исполнение, а запреты - на добровольное воздержание от запрещаемых поступков. И когда правомерное правоотношение возникает добровольно, то действие нормы права выражается в правовом регулировании, поскольку возникает отношение, в котором каждая из сторон имеет определенные субъективные права и юридические обязанности. Государственное принуждение здесь отсутствует, но оно возможно в любой момент, как только одна из сторон нарушит свою обязанность.
Было бы неверно брать в качестве основного критерия разграничения правового воздействия и правового регулирования наличие в последнем принуждения. Отсутствие принуждения в процессе правового регулирования является одной из отличительных черт действия права в демократическом правовом обществе. Механизм правового регулирования здесь сохраняет принуждение лишь как возможность. Правовое воздействие всегда как бы сливается, совпадает с иными видами социального регулирования (нормами нравственности, обычаями и т. п.), где имеет место социальная регуляция вне государственного принуждения.
Под правовое регулирование подпадают все действия субъектов права, которые совершаются по указанию, дозволению, предписанию или запрету, содержащимся в правовой норме.
Правовое регулирование - это регулирование поведения людей посредством правовых велений. Главенствуют здесь осознанные правомерные действия субъектов: не отношение к нормам права и их оценка, а юридически значимые поступки, совершенные в соответствии с правовыми требованиями.
Такое понимание правового регулирования будет соответствовать объективной действительности; оно реально, поскольку правильно отражает фактическую регулирующую роль права. Недостаток такого понимания состоит в невозможности установления критерия разграничения правомерных поступков, совершенных под влиянием требований права, и таких же поступков, совершенных безотносительно к правовым нормам. Это выражается в том, что человек совершает правомерные поступки, совершенно не подозревая, что они находятся в русле правовых предписаний. На первый взгляд может показаться, что здесь правовое регулирование отсутствует, хотя в действительности оно имеет место. Вот почему требуется более конкретное определение правового регулирования. Необходимо такое его понимание, которое давало бы возможность иметь объективный критерий разграничения правового воздействия и правового регулирования даже в тех случаях, когда они почти неразличимы.
При правовом воздействии субъекты права испытывают на себе его влияние, вполне воспринимая те положения, которые выдвигает законодатель и которые вытекают из правовых установлений (предписаний, дозволений, запретов и т. п.).
При правовом регулировании подобное восприятие у какого-либо из субъектов может и отсутствовать, но механизм регулирования должен сработать как только наступят все условия, необходимые для действия правовой нормы (наступает юридический факт, лицо обладает должной дееспособностью и т. п.). Поэтому и существует правило, согласно которому незнание закона не освобождает правонарушителя от ответственности. Этим самым обеспечивается более высокая эффективность именно правового регулирования, а не правового воздействия.
При правовом воздействии оказывается влияние на субъектов права, нередко предопределяются их поступки, действия и решения, но здесь нет четкого, регламентированного, формально-определенного и гарантированного порядка, который имеет место при правовом регулировании.
Вариативность поведения при воздействии права значительно шире, чем в процессе правового регулирования, где конкретные правоотношения создают определенные рамки, в пределах которых обязаны действовать субъекты права.
Правовое воздействие отличается от правового регулирования и по объекту, на который они направлены. Объектом правового воздействия в первую очередь является сознание и поведение человека, а объектом правового регулирования — общественные отношения: экономические, политические, социальные, национальные, имущественные, личные и т. д.
Различие воздействия и регулирования состоит и в том, что право может воздействовать на правосознание, формируя у людей определенные взгляды, оценку норм права, законности, отношение к ним и т. д., а регулировать правосознание оно не в состоянии. Право по отношению к правосознание выступает лишь как воздействующий фактор, а не как регулятор, способный расставить по местам мысли и чувства участников регулируемых отношений.
Таким образом, пределы правового воздействия и регулирования не одинаковы. Воздействие охватывает более широкую социальную сферу, имеет более разносторонние социальные проявления.
Рассматривая процесс воздействия права на людей в аспекте его отличия от правового регулирования, нужно попытаться сопоставить воздействие и такую форму реализации права, как соблюдение правовых норм. В последнем случае нормы права соблюдаются добровольно, без вмешательства правоохранительных органов государства. Соблюдение выражается в совершении требуемых действий либо в воздержании от запрещаемых действий, причем происходит это незаметно, обычно, повседневно.
Представляется, что в случаях соблюдения правовых норм чаще имеет место именно воздействие, чем правовое регулирование, когда правовая регламентация, расстановка субъектов по юридическим местам всегда конкретна и более ощутима. А поэтому можно сказать, что правовое воздействие реализуется и путем соблюдения субъектами права юридических норм в рамках общих правоотношений.
Более сложна взаимосвязь правового воздействия и такой формы его реализации, как использование правовых норм.
Использование (реализация) субъективного права - это активное осуществление субъектами права своих субъективных прав, вытекающих из норм права. Использование, как правило, осуществляется в рамках конкретных правовых отношений, иначе трудно достигнуть желаемого правового эффекта. Очень часто этот процесс проходит без помощи компетентных органов государства. К ним прибегают в тех случаях, когда обязанная сторона добровольно не выполняет своей обязанности или когда реализовать субъективное право без решения государственного органа невозможно (получение пенсии, изменение имени, фамилии и т. п.).
В юридической литературе использование права понимается некоторыми учеными (П. Е. Недбайло, М. С. Строговичем и др.) как его применение.
М. С. Строгович, например, писал: «Применение права не ограничивается только действиями государственных органов и общественных организаций, оно производится и посредством действий граждан... Так, если граждане вступают в брак, они осуществляют свое право, и этим самым происходит применение соответствующей нормы...». Применение права в этом случае действительно происходит, только осуществляется оно органами ЗАГСа, а не действиями граждан. На вопрос: регулирует ли здесь право действия субъектов правоотношения или только воздействует на них, ответить значительно труднее. Мы склоняемся к тому, что в случаях использования права происходит правовое регулирование, так как норма права реализуется в конкретных правоотношениях, хотя действия их субъектов добровольны и совершаются по инициативе граждан.
Как замечает И. Сабо, в случае применения права государство не только стоит за этими отношениями, стремясь своим присутствием обеспечить его правомерное развитие, но и непосредственно вмешивается в него, опираясь на аппарат власти и принуждения.
О воздействии же нельзя судить только по тому, применяется или не применяется правовая норма. Оно может быть проверено еще и по шкале «соблюдения», которая служит одним из показателей разнообразного влияния права на общественное развитие.
Итак, «правовое регулирование» и «правовое воздействие» - категории, находящиеся в одной плоскости, но не совпадающие, не идентичные. Правовое воздействие более широкое, объемное явление, чем правовое регулирование. Критерием разграничения правового регулирования и правового воздействия могут быть виды правоотношений, различающиеся по уровню их урегулированное и по степени юридической связи их субъектов.
Таким образом, юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляется всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.
Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
Если правовое регулирование связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и другие авторы).
Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного).
Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Разумеется, все вышеназванные формы воздействия права (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общественные отношения взаимосвязаны. Аналогичное положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия - специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой стороны - полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматривать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно связано с выделением различных граней общего действия права.