Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Их сравнительная характеристика

Конституция 1918 г.Победа Советской власти на большей

части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не-

обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче-

ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся

общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-

туры власти, которые определялись понятием ≪диктатура пролета-

риата≫ (Советы, партия, профсоюзы).

Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:

• углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми-

ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после

Октября 1917 г.

• партийные методологические установки, которые подразуме-

вали, что республика, для которой составлялась Конституция,

есть переходный этап на пути к мировой социалистической

революции или федерации республик;

• организационные проблемы, связанные с переводом правитель-

ства из Петрограда в Москву.

1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению

проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов — пред-

седатель ВЦИКа

В Конституции закреплялась система государственного управ-

ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян-

ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры

пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос-

новы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию

прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все-

российском съезде Советов в январе 1918 г.

Конституция 1924

определяла верховным органом власти нового го-

сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были

созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез-

дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга-

ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет

Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-

нальностей. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК СССР образовал первое союзное прави-

тельство — Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Органами хозяйственного государственного управления в Сою-

зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы.

Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались

только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней

торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле-

графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись

в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково-

дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-

ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.

Конституция подчеркивала добровольность объединения рес-

публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза.

Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри-

торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только

с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра-

вом союзных республик было также право на собственное граждан-

ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра-

жданином Союза.

Конституция 1936 г.Происшедшие изменения в государственном

устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако-

не) Союза Советских Социалистических Республик.

5 декабря1936 г. Конституция была утверждена на VIII Чрезвычайном Все-

союзном съезде Советов.

В Конституции была фактически закреплена руководящая роль

ВКЩб) в обществе

Поскольку была провозглашена победа социализма в стране

(такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуата-

торских классов и невозможности вследствие этого реставрации ка-

питализма), в Конституции были отражены новые отношения в об-

ществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому

признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность лич-

ности, тайна переписки). Была изменена избирательная система:

провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избира-

тельного права при тайном голосовании.

Изменялась и структура государственной власти. Высшим орга-

ном власти являлся Верховный Совет СССР (ст. 30), состоявший из

двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национально-

стей. Между сессиями Верховного Совета власть осуществлял Пре-

зидиум в составе Председателя, одиннадцати заместителей, секре-

таря и 24 членов Президиума.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-

дарственной власти был Совет народных комиссаров.

Комиссариаты делились на общесоюзные (обороны, иностранных

дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,

тяжелой и оборонной промышленности) — они руководили отрас-

лями на всей территории СССР, и союзно-республиканские (пищевой,

легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно-

водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел,

юстиции, здравоохранения

Советы депутатов трудящихся являлись местными органами го-

сударственной власти, а исполнительными и распорядительными

органами — избираемые ими исполнительные комитеты.

В Конституции было законодательно закреплено преобразова-

ние Казахской и Киргизской автономных республик в союзные,

вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации, упразд-

нение ЗСФСР; Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в состав СССР

включались 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных

областей и 10 национальных округов (52 национальных государства

и национально-государственных образования).

В течение января—марта 1937 г. на основе Конституции СССР

были утверждены Конституции союзных республик.

Разумеется, принятие новой Конституции имело историческое

значение. Но, как свидетельствуют известные факты, продеклари-

рованные в ней принципы и нормы в значительной степени не реа-

лизовались.__

Конституция 1977 г

Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеоче-

редной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных

этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической

революции. Здесь же определяется понятие развитого социалисти-

ческого общества и фиксируется, что сложилась новая историче-

ская общность людей — советский народ, который и ≪закрепляет

основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра-

ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели

социалистического общенародного государства и провозглашает их

в настоящей Конституции≫.

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу

и 174 статьи.

В первом разделе представлены основные положения, характе-

ризующие политическую и экономическую системы страны, соци-

альные, культурные отношения, а также принципы внешней поли-

тики и защиты отечества.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их

взаимоотношения с государством, а также структура национально-

государственного устройства СССР, основанного на свободном

союзе 15 Советских Социалистических Республик.

Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принци-

пы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших орга-

нов государственной власти и управления в СССР, Союзных рес-

публиках и местных органов власти. Высшим органом государствен-

ной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению

Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из

двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национально-

стей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся

Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего

органа государственной власти в периоды между его сессиями. Ра-

бочими органами Совета Союза и Совета Национальностей явля-

лись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-

дарства являлся Совет Министров — Правительство СССР.

Последние разделы Конституции были посвящены организации

судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурор-

ского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб,

флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция 1993В непростой обстановке

после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-

ное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший

Верховный Совет. Одновременно 12 декабря на референдуме была

принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-

стему государственного устройства постсоциалистической России.

Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-

шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-

нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-

ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов

управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-

века и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации —

Россия есть демократическое федеративное государство с республи-

канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным

источником власти в стране является ее многонациональный народ,

который осуществляет свою власть непосредственно, а также через

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский

правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие

закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-

ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-

сийской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

суды Российской Федерации.

В новой системе органов государственной власти Российской

Федерации доминирующее положение занимает пост Президента

России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-

конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-

дентском характере республики.

Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-

лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть

преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении

Наши рекомендации