Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Их сравнительная характеристика
Конституция 1918 г.Победа Советской власти на большей
части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не-
обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче-
ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся
общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-
туры власти, которые определялись понятием ≪диктатура пролета-
риата≫ (Советы, партия, профсоюзы).
Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учитывать следующие обстоятельства:
• углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми-
ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после
Октября 1917 г.
• партийные методологические установки, которые подразуме-
вали, что республика, для которой составлялась Конституция,
есть переходный этап на пути к мировой социалистической
революции или федерации республик;
• организационные проблемы, связанные с переводом правитель-
ства из Петрограда в Москву.
1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению
проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов — пред-
седатель ВЦИКа
В Конституции закреплялась система государственного управ-
ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян-
ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры
пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос-
новы национальной политики, принципы Советской Федерации.
Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию
прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все-
российском съезде Советов в январе 1918 г.
Конституция 1924
определяла верховным органом власти нового го-
сударства Съезд Советов. Очередные съезды Советов должны были
созываться ежегодно. Допускался также созыв чрезвычайных съез-
дов Советов. В периоды между съездами Советов верховным орга-
ном власти СССР являлся Центральный исполнительный комитет
Союза, состоявший из двух палат: Союзного Совета и Совета Нацио-
нальностей. Обе палаты являлись равноправными. ЦИК СССР образовал первое союзное прави-
тельство — Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.
Органами хозяйственного государственного управления в Сою-
зе являлись общесоюзные и объединенные отраслевые наркоматы.
Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались
только в Союзе. Сюда входили наркоматы иностранных дел, внешней
торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и теле-
графа. Объединенными назывались наркоматы, которые имелись
в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руково-
дили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со-
ставили наркоматы, которые имелись только в союзных республиках.
Конституция подчеркивала добровольность объединения рес-
публик и сохраняла за ними право свободного выхода из Союза.
Гарантировалось право союзных республик на постоянство терри-
торий, хотя и допускались территориальные изменения, но только
с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным пра-
вом союзных республик было также право на собственное граждан-
ство. Гражданин каждой республики считался одновременно и гра-
жданином Союза.
Конституция 1936 г.Происшедшие изменения в государственном
устройстве были отражены в новой Конституции (Основном Зако-
не) Союза Советских Социалистических Республик.
5 декабря1936 г. Конституция была утверждена на VIII Чрезвычайном Все-
союзном съезде Советов.
В Конституции была фактически закреплена руководящая роль
ВКЩб) в обществе
Поскольку была провозглашена победа социализма в стране
(такой вывод был сделан на основе тезиса о ликвидации эксплуата-
торских классов и невозможности вследствие этого реставрации ка-
питализма), в Конституции были отражены новые отношения в об-
ществе. Отменялись ограничения прав граждан по классовому
признаку, провозглашались права граждан (неприкосновенность лич-
ности, тайна переписки). Была изменена избирательная система:
провозглашалась система всеобщего, равного и прямого избира-
тельного права при тайном голосовании.
Изменялась и структура государственной власти. Высшим орга-
ном власти являлся Верховный Совет СССР (ст. 30), состоявший из
двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национально-
стей. Между сессиями Верховного Совета власть осуществлял Пре-
зидиум в составе Председателя, одиннадцати заместителей, секре-
таря и 24 членов Президиума.
Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-
дарственной власти был Совет народных комиссаров.
Комиссариаты делились на общесоюзные (обороны, иностранных
дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта,
тяжелой и оборонной промышленности) — они руководили отрас-
лями на всей территории СССР, и союзно-республиканские (пищевой,
легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животно-
водческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел,
юстиции, здравоохранения
Советы депутатов трудящихся являлись местными органами го-
сударственной власти, а исполнительными и распорядительными
органами — избираемые ими исполнительные комитеты.
В Конституции было законодательно закреплено преобразова-
ние Казахской и Киргизской автономных республик в союзные,
вошедшие в состав СССР в качестве субъектов Федерации, упразд-
нение ЗСФСР; Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская
ССР стали субъектами Федерации. Таким образом, в состав СССР
включались 11 союзных и 22 автономные республики, 9 автономных
областей и 10 национальных округов (52 национальных государства
и национально-государственных образования).
В течение января—марта 1937 г. на основе Конституции СССР
были утверждены Конституции союзных республик.
Разумеется, принятие новой Конституции имело историческое
значение. Но, как свидетельствуют известные факты, продеклари-
рованные в ней принципы и нормы в значительной степени не реа-
лизовались.__
Конституция 1977 г
Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеоче-
редной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.
Во вводной части была дана краткая характеристика основных
этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической
революции. Здесь же определяется понятие развитого социалисти-
ческого общества и фиксируется, что сложилась новая историче-
ская общность людей — советский народ, который и ≪закрепляет
основы общественного строя и политики СССР, устанавливает пра-
ва, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели
социалистического общенародного государства и провозглашает их
в настоящей Конституции≫.
Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу
и 174 статьи.
В первом разделе представлены основные положения, характе-
ризующие политическую и экономическую системы страны, соци-
альные, культурные отношения, а также принципы внешней поли-
тики и защиты отечества.
В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их
взаимоотношения с государством, а также структура национально-
государственного устройства СССР, основанного на свободном
союзе 15 Советских Социалистических Республик.
Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принци-
пы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).
Разделы V и VI описывали структуру и функции высших орга-
нов государственной власти и управления в СССР, Союзных рес-
публиках и местных органов власти. Высшим органом государствен-
ной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению
Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из
двух равноправных палат — Совета Союза и Совета Национально-
стей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся
Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего
органа государственной власти в периоды между его сессиями. Ра-
бочими органами Совета Союза и Совета Национальностей явля-
лись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.
Высшим исполнительным и распорядительным органом госу-
дарства являлся Совет Министров — Правительство СССР.
Последние разделы Конституции были посвящены организации
судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурор-
ского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб,
флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.
Конституция 1993В непростой обстановке
после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федераль-
ное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший
Верховный Совет. Одновременно 12 декабря на референдуме была
принята новая Конституция Российской Федерации, определившая си-
стему государственного устройства постсоциалистической России.
Конституция РФ закрепила политические изменения, происшед-
шие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, нацио-
нальных отношений, закрепила федеративное устройство России, оп-
ределила структуру власти, отношения центральных и местных органов
управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод чело-
века и гражданина.
В соответствии со ст. 1 Основного Закона Российской Федерации —
Россия есть демократическое федеративное государство с республи-
канской формой правления. Носителем суверенитета и единственным
источником власти в стране является ее многонациональный народ,
который осуществляет свою власть непосредственно, а также через
органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Ст. 10 Конституции закрепила демократический республиканский
правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие
закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конститу-
ции, самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Рос-
сийской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации;
Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государственная Дума);
Правительство Российской Федерации;
суды Российской Федерации.
В новой системе органов государственной власти Российской
Федерации доминирующее положение занимает пост Президента
России. Соотношение полномочий, функций главы государства с за-
конодательной и исполнительной властями свидетельствует о прези-
дентском характере республики.
Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в це-
лом отвечает условиям переходного периода, который не может быть
преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении