Выявление объемности розетки с помощью светотени
Ход урока
Организационный момент:
Взаимное приветствие учителя с учениками. Проверка рабочих мест, готовности к уроку, проверка отсутствующих, обратить внимание учащихся, объявление темы.
Проведение урока:
1. Учитель объявляет тему. Объявляет задачи и цель.
2. Объясняет ее ученикам, наглядно показывая примеры работ.
3. Учитель повторяет технику безопасности.
4. Ученики начинают выполнять работу под присмотром педагога.
Проведение итогов:
Учитель подводит итоги, делает небольшой просмотр, указывает ошибки.
Сценарий проводимого урока
Организация:
Представиться учащимся (ФИО), познакомиться с учащимися, означить отсутствующих, объявить тему, цели и задачи.
Основная часть
Плита расположена на стене вертикально. Освещение орнамента контрастное, с левого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.
Этапы работы:
Первый этап (выполняется на первом занятии)
Композиционное размещение рисунка на листе
Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали.
Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения.
Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.
Второй этап (выполняется на первом занятии)
Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения
Сложную пластическую форму сводим к простым геометрическим объемам и плоскостям.
Начните рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты, для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы. Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в пространстве. Учтите, что от правильности определения плиты во многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.
На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определим середину плиты, проведя диагонали.
Наметьте линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка. Затем, в зависимости от формы розетки, постройте основные линии розетки(тонкими линиями намечаем форму). Заключите в нее многоугольник. Отметьте точками все основные узлы элементов. Если розетка находится под углом, располагайте все фигуры пропорционально с учетом перспективы.
Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии конструкции. Тщательно стройте даже невидимые линии, так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами условно отметьте основные пятна теней.
Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой плите, выявляем характерные формы.
Третий этап (выполняется на втором занятии)
Выявление объемности розетки с помощью светотени
После проверки и уточнения построения орнамента переходим к светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени, определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых отношений. Проработаем каждую деталь орнамента тоном, выявив ее объем.
Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности орнамента. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени освещенности на рисунке и настоящей розетке. Не задерживайтесь долго на одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией, чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем изображении.
Проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты, старайтесь верно передавать оттенки в черно-белом рисунке, для этого установите связь между тонами, сравнивайте их по светлоте и насыщенности.
Четвертый этап (выполняется на втором занятии)
Обобщение
Детали на переднем плане требуют более тщательной прорисовки. В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части розетки друг с другом, соблюдаем тональные отношения между частями.
Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.
IV. Итог урока
Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия)проводится в конце каждого занятия.
Выставление оценок(проводится в конце каждого занятия)
Критерии оценки работы:
• грамотность построения;
• соблюдение пропорциональных соотношений частей розетки;
• культура исполнения штриховки;
• цельность изображения;
• согласованность и единство деталей и целого.