Индивидуальные предприниматели. 3 страница
Прежде всего к другим сведениям относятся указанные в ч. 2 комментируемой статьи:
- тип образовательной организации. Типы образовательных организаций указаны в ст. 23 комментируемого Закона, например общеобразовательная организация, образовательная организация высшего образования и т.д.;
- сведения об учредителе (учредителях) образовательной организации;
- виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, например образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, - содержится указание на уровень образования (начальное, основное, среднее) и направленность образования (общее);
- структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Кроме того, устав образовательной организации должен содержать указание на основные характеристики образовательного процесса, в том числе:
- язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание;
- правила приема обучающихся (воспитанников);
- порядок и основания отчисления из образовательной организации;
- продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
- наличие и возможность оказания платных услуг и т.п.
Устав образовательной организации также может содержать и иные сведения, в т.ч. об имуществе организации и порядке управления (распоряжения) таким имуществом, определенные учредителем.
Изменения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации, с момента которой приобретают силу для третьих лиц согласно п. 3 ст. 52 ГК РФ.
3. Устанавливается обязанность ознакомления с уставом образовательной организации работников, обучающихся, а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Обязанность возложена на образовательную организацию в лице администрации образовательной организации. Ознакомление с уставом осуществляется путем обеспечения свободного доступа к тексту устава, в т.ч. путем размещения на официальном сайте в сети Интернет, путем тиражирования экземпляров устава, создания информационных стендов и иными способами, которые обеспечивают возможность свободного ознакомления с полным текстом устава.
Статья 26. Управление образовательной организацией
Комментарий к статье 26
1. Комментируемая статья определяет основные положения об управлении образовательной организацией. Структура управления образовательной организацией не имеет особенных отличий от структуры органов управления других юридических лиц. Она также устанавливается учредительными документами и может меняться только учредителем. Текущее руководство деятельностью осуществляет исполнительный орган. Тем не менее статьей закреплены некоторые особенности этой структуры с учетом специфики деятельности образовательной организации и круга субъектов, участвующих в образовательной деятельности.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия. Такая система управления позволяет в полной мере учесть интересы каждого участника образовательного процесса, обеспечить защиту прав обучающихся, построить и обеспечить образовательный процесс более рационально и эффективно и в то же время оперативно решать текущие задачи.
Исполнительный орган образовательной организации действует на единоличном начале. Руководитель (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель в соответствии с уставом образовательной организации) осуществляет свои полномочия на основании устава образовательной организации, который в свою очередь не только очерчивает круг его полномочий, но и закрепляет порядок осуществления управления, взаимодействия с иными органами управления (общим собранием, педагогическим советом и др.), порядок принятия решений и срок полномочий руководителя. Правовой статус руководителя образовательной организации регламентирован ст. 51 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 51).
В зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран или назначен уполномоченным лицом. Статьей 51 комментируемого Закона установлено, что руководитель может быть:
1) избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначен учредителем образовательной организации;
3) назначен Президентом РФ в случаях, установленных законодательством. Так, Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" установлено, что ректоры данных образовательных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ;
4) назначен Правительством РФ (для ректоров федеральных университетов).
Руководители образовательных организаций должны отвечать следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам;
- отсутствие судимости или уголовного преследования за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
- отсутствие приговора суда о лишении права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.
После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления:
1) общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
2) педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет).
Общее собрание, хотя это прямо и не оговаривается в комментируемом Законе, является, по сути, высшим органом управления образовательной организацией. В его состав входят практически все участники образовательного процесса - работники образовательной организации, педагоги, обучающиеся и их родители. В соответствии с уставом они могут участвовать в деятельности общего собрания как непосредственно, так и через своих представителей. На общем собрании решаются, как правило, вопросы, касающиеся ликвидации, реорганизации образовательной организации, избрания руководителя, внесения изменений в устав. Тем не менее комментируемый Закон оставляет за учредителем право самостоятельно определить компетенцию данного органа управления.
Немаловажной в управлении образовательной организацией является роль педагогического совета, состоящего из педагогических работников. Педагогический совет решает вопросы управления непосредственно в сфере педагогической и воспитательной деятельности. На педагогическом совете принимаются решения, касающиеся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов, допуска обучающихся к экзаменам, аттестации педагогических работников, обсуждаются перспективные планы педагогического процесса, планирование деятельности педагогического коллектива и пр.
Общее собрание и педагогический совет формируются в образовательной организации в обязательном порядке. Кроме них, на усмотрение учредителя, могут формироваться иные коллегиальные органы:
- попечительский совет;
- управляющий совет;
- наблюдательный совет;
- другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, носящее рекомендательный характер и на сегодняшний день в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании не отмененное.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения.
Попечительский совет содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения, содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников общеобразовательного учреждения, содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения, содействует совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.
5. Комментируемая статья закрепляет за обучающимися, их законными представителями и педагогическими работниками право на создание по своей инициативе советов и профсоюзов. Данное право призвано обеспечить законные интересы данных участников образовательного процесса, учитывать их мнение при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, решении органами управления тех или иных вопросов. Такие органы создаются по собственной инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации. Они действуют на общественных началах. Могут организовываться:
1) советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы);
2) советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) иные органы, создаваемые обучающимися или их законными представителями;
4) профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
При этом комментируемый Закон не оговаривает, что такие органы могут создаваться в случае, если это предусмотрено уставом. Инициативные лица независимо от того, предусмотрено это уставом образовательной организации или нет, могут создать соответствующий совет или профсоюз, самостоятельно обозначить круг его участников, разработать и утвердить положение, закрепляющее порядок работы. Необходимым элементом всего этого является согласование с органами управления образовательной организацией - руководителем, общим собранием, а в случае необходимости и с иными органами. Согласование обеспечит более эффективную работу и взаимодействие всех органов управления в решении общих вопросов.
Правовое положение профсоюзов регулируется также нормами ТК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Статья 27. Структура образовательной организации
Комментарий к статье 27
1. Структура организации представляет собой внутренний состав различных функциональных единиц организации (структурные подразделения - филиалы, отделы и пр.), каждая из которых выполняет определенные функции в строгом взаимодействии с другими структурными подразделениями и в единстве с ними в достижении уставных целей. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры (за исключением случаев, когда иное установлено федеральными законами). Структура образовательной организации, как правило, определяется учредителем и закрепляется в уставе. Однако образовательная организация в лице органа управления (общего собрания или иного органа, соответствующие полномочия которого закреплены в уставе) вправе выйти к учредителю с предложением об изменении структуры, создании дополнительных структурных подразделений.
2. В образовательной организации в зависимости от ее типа могут создаваться различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся:
- филиалы, представительства;
- отделения, факультеты, институты, центры, кафедры;
- подготовительные отделения и курсы;
- научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения;
- лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские;
- клиники, медицинские кабинеты;
- учебно-опытные хозяйства;
- учебные театры;
- библиотеки, музеи;
- спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы;
- общежития, интернаты;
- иные предусмотренные комментируемым Законом, локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения.
Вид структурного подразделения зависит от того, каковы основной и дополнительные виды образовательных программ, осуществляемые образовательной организацией.
Так, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Порядок создания структурных подразделений данных образовательных организаций определяется Минобрнауки РФ. Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 6 марта 2013 г. N 159. Кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований. Положение о кафедре утверждается по согласованию с организацией в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.
3. Структурные подразделения образовательной организации не могут являться самостоятельными юридическими лицами. Данное правило распространяется также на филиалы и представительства образовательной организации.
Согласно ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Филиал, представительство и иное структурное подразделение действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
4. В представительстве образовательной организации запрещается осуществление образовательной деятельности, функции представительства сводятся только к представлению интересов образовательной организации (прием и выдача документов, заключение договоров, информирование о работе образовательной организации и пр.).
Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией. Создание или ликвидация представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляются в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения представительства, если иное не установлено международными договорами РФ.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется с учетом особенностей, предусмотренных комментируемой статьей. Создание и ликвидация филиалов образовательных организаций имеют особенности в зависимости от типов таких организаций и уровня их подчинения:
1) филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки РФ;
2) создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта РФ или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала;
3) создание или ликвидация филиала образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала, если иное не установлено международными договорами РФ.
Для принятия решения о реорганизации или ликвидации филиала образовательной организации, которое может быть принято федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, необходимо получить положительное заключение комиссии по оценке последствий такого решения. В случае же принятия решения о реорганизации или ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенного в сельском поселении, требуется непременно учесть мнение жителей данного сельского поселения.
6. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются. Данная запрещающая норма вполне обоснованна с точки зрения особенностей самих отношений в образовательной сфере и особенностей субъектного состава, главным элементом которого являются обучающиеся. Несовершеннолетние, обладающие не до конца сформированной и незрелой психикой, не способны оценивающе воспринимать поступающую информацию, внушаемы. Данная норма направлена на их защиту и основывается на конституционных нормах. Статьи 13 и 14 Конституции РФ устанавливают, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрет на создание и деятельность в образовательных организациях политических партий и религиозных организаций также обеспечивает соблюдение указанных конституционных норм.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Комментарий к статье 28
1. Комментируемая статья определяет правовой статус образовательной организации - закрепляет ее основные права и обязанности как субъекта правоотношений в сфере образования, определяет компетенцию, а также устанавливает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Образовательная организация комментируемым Законом наделена автономией и свободой в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Автономия в указанном смысле определяется как самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с комментируемым законом, иными нормативными правовыми актами в сфере образования и уставом образовательной организации.
2. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Локальные нормативные акты принимаются образовательной организацией в порядке, определенном уставом. Как правило, они принимаются коллегиальным органом управления (общим собранием, педагогическим советом и др. - в зависимости от установленных полномочий и сферы регулирования отношений в образовательном процессе) и утверждаются руководителем;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Финансирование материально-технического обеспечения является обязательством учредителя образовательной организации.
Недостаточное финансирование образовательных организаций, которое имеет место на сегодняшний день, ставит руководителей таких организаций в затруднительное положение. С одной стороны, они не могут обеспечить необходимый уровень финансирования, который бы в полной мере сформировал материально-техническую базу в соответствии с установленными требованиями и стандартами, с другой стороны, ответственность за качество материально-технической базы лежит именно на них. Комментируемый Закон не устранил эту законодательную недоработку, которая имела место в утратившем силу Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". На практике имеются случаи привлечения руководителей образовательных организаций к ответственности за несоблюдение требований и норм, установленных законодательством, к оборудованию помещений образовательных организаций, материально-техническому обеспечению. Отсутствие финансирования при этом не является доводом, исключающим вину руководителя по данному составу правонарушения. Руководитель должен принять все необходимые меры для соблюдения установленных требований - поставить в известность учредителя, предъявить к нему требования, привлечь иные источники финансирования в виде благотворительной помощи и пр.;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования. Бухгалтерская отчетность предоставляется учредителю ежегодно, что позволяет ему не только вести контроль за экономической деятельностью образовательной организации, но и спланировать объем финансирования на следующий год. Ежегодный отчет предоставляется общественности, как правило, путем оглашения на общем собрании и размещения на официальном сайте образовательной организации. Самообследование представляет собой форму внутреннего аудита, осуществляемого образовательной организацией самостоятельно;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ. Штатное расписание устанавливается образовательной организацией с учетом фонда оплаты труда, утвержденного учредителем, а также количественных характеристик штата организации, в случае если они также подлежат утверждению учредителем.
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. Образовательная организация выступает в отношении своих работников в качестве работодателя. В связи с этим на нее возложены все права и обязанности, предусмотренные для работодателя ТК РФ. Трудовой договор (контракт) с руководителем заключается с учредителем образовательного учреждения;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации. Образовательная программа разрабатывается педагогическим советом образовательной организации и утверждается руководителем. Основная образовательная программа разрабатывается на основании примерной основной образовательной программы, в основе которой лежит ФГОС. Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено комментируемым Законом. Программа развития определяет организационную основу политики образовательной организации, стратегию приоритетного развития образовательной организации и меры ее реализации. Согласование программы с учредителем обязательно, поскольку затрагиваются финансовые вопросы;
8) прием обучающихся в образовательную организацию. Согласно ст. 53 комментируемого Закона основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании. В случае приема на целевое обучение изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Образовательная организация издает акты о приеме обучающихся и в установленных случаях заключает с ними договоры, являясь стороной договорных отношений;
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями. Так, на 2013 - 2014 учебный год Перечень учебников утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";