Описание места курса в основной образовательной программе НОО
Программа « Курс настоящего первоклассника» реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также направлена на реализацию воспитательных задач, заложенных в разделе этой программы: «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» и программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные установки, заложенные в программу «Курс настоящего первоклассника», соответствуют ценностным установкам ООП и ее разделов - программы духовно-нравственного развития и воспитания и программы формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни, а именно:
· Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
– уважения достоинства человека, равноправия, ответственности;
– заботы и помощи, честности.
· Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи, коллектива и образовательного учреждения и стремления следовать им;
· Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
· Развитие самостоятельности, инициативы и ответственностиличностикак условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения уважать результаты труда других людей.
· Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а именно:
– формирование представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
– обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
– формирование навыков позитивного коммуникативного общения, сохраняющего здоровье;
– формирование навыка делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Планируемые воспитательные результаты 1-го уровня
– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
– знание традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
– мотивация к самореализации в познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
Планируемые воспитательные результаты 2-го уровня
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудолюбие.