Организация проектной деятельности в течение учебного года.

Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

1.2. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и определяет цели, задачи, проектной, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ обучающихся.

1.3. Под проектной деятельностью коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее школа) понимает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

1.4. Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.5. В основе проектной деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО).

1.6. Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной и старшей школе.

Цели и задачи проектной деятельности.

2.1. Цели проектной деятельности:

- совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании нового интеллектуального или материального продукта, востребованного обществом;

- развитие исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) и ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;

- приобретение коммуникативных умений работы в группах (групповые проекты);

- включение в образовательного процесс форм развивающего обучения, базирующихся на системно-деятельностном подходе, способствующих сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

- обеспечение путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

2.2. Задачи проектной деятельности:

– обучать планированию (умению четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

– формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;

– развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения;

– развивать навыки мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании, классифицировании;

– обучать умению работать в команде;

– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии.

Основные понятия проектной деятельности.

3.1. Признаки проектной деятельности:

– ориентация на получение конкретного результата;

– предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

– относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

– предварительное планирование действий по достижению результата;

– программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

– выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

– получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

3.2. Основные этапы проекта:

Название этапа Действия членов проектной группы Действия руководителя проекта
Мотивационный Обсуждают, предлагают собственные идеи, определяют тему проекта. Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Подготовительный Определяют цели и задачи проекта, формулируют гипотезы разрешения проблемы, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности. Оказывает консультативную помощь.
Информационно-операционный Собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют установленные этапы проекта. Наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Итогово-аналитический Систематизируют и анализируют полученные результаты, оформляют конечный продукт. Оказывает помощь в грамотном оформлении результатов проекта.
Рефлексивно-оценочный Представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Таким образом, любой проект подчиняется правилу «шести П»:

Проблема – Планирование – Поиск информации –

– Продукт – Презентация – Портфолио

3.3. Типология проектов:

1) По срокам исполнения:

– проектная задача (для урока, учебного дня);

– краткосрочный (до одной недели);

– среднесрочный (до одного месяца);

– долгосрочный (до одного триместра в основной школе, до одного полугодия в старшей школе).

2) По объему и виду информации: монопредметный; межпредметный; надпредметный.

3) По количеству участников: индивидуальный; групповой.

4) По возрасту участников: моновозрастной; разновозрастной.

5) По доминирующей деятельности:

- Исследовательский (требует хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов).

- Творческий (не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)).

- Игровой (структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения).

- Информационный (направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация).

- Практико-ориентированый (четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы).

Организация проектной деятельности в течение учебного года.

4.1. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектной деятельности могут быть использованы все формы организации образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, творческая мастерская и др. Ресурсом для развития проектной деятельности являются программы и курсы внеурочной деятельности, внеклассная и внешкольная деятельности.

Домашнее задание может включать в себя элементы проектной деятельности.

4.2. Координацию и организацию проектной деятельности осуществляет заместитель директора по УВР, совет НОО и его руководитель.

4.3. Для осуществления проектной деятельности учащихся определяется руководитель проекта на основе устного соглашения учителя и школьника. Руководителем проекта может являться любой член педагогического коллектива школы: директор, заместитель директора, учитель, педагог-психолог или иной педагогический работник.

Если в проекте участвует творческая группа педагогов, то руководителем является один из участников группы.

Если проект групповой, то руководитель проекта совместно с участниками проекта формирует проектные группы и назначает их руководителей. Руководителем проектной группы может являться любой учащийся школы. В состав проектной группы могут входить учащиеся школы, члены педагогического совета школы, родители и члены семей учащихся, привлеченные специалисты.

4.4. Функциональные обязанности руководителя проекта:

– предварительное обдумывание темы проекта и возможностей для его реализации;

– формирование проектных групп, назначение их руководителей;

– информирование администрации школы о наличии проекта и ходе его реализации;

– обеспечение педагогических условий для творческого роста учащихся, проведение необходимых консультаций на протяжении всей проектной деятельности, координация усилий всех членов проекта;

– организация представления конечного продукта для внешней оценки.

Функциональные обязанности руководителя проектной группы:

обеспечение исследовательской роли каждого участника группы;

координация деятельности участников группы, обеспечение контроля над ходом и сроками производимых работ, своевременное информирование руководителя проекта о ходе работ;

поиск путей устранения выявленных в ходе работы недостатков;

сбор результатов деятельности каждого участника группы и координация процесса оформления конечного продукта.

заполнение Листа сопровождения учащегося при работе над проектом (Приложение 1)

4.5. Направление и содержание проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащимися производится в начале учебного года (не позднее октября).

Наши рекомендации