Помоги маме найти своего детеныша
Ход игры описан в конспекте предыдущего занятия. Малыш складывает картинки парами, называет их: кошка — котенок; собака — щенок; корова — теленок; свинья — поросенок.
Затем взрослый и ребенок еще раз называют животных. Выясняют, что все они живут рядом с человеком и человек заботится о них. Значит, это домашние животные.
Динамическая пауза
См. пальчиковую гимнастику предыдущего занятия.
Дидактические игры
Кто где живет?
Взрослый называет животного и бросает мяч ребенку. Малыш называет жилище животного .и возвращает мяч взрослому: собака — конура (будка); корова — коровник; свинья — свинарник.
Назови ласково
Взрослый демонстрирует ребенку картинки с изображением коровы и теленка. Затем просит показать части тела коровы, активизируя речь малыша вопросами: «Что ты показал? (хвост). Как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично: голова — головушка; нога — ножка; рога — рожки; копыто — копытце; ухо — ушко; глаз — глазик.
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Ребенок вспоминает всех домашних животных, которых знает. Называет их детенышей.
Наклеивает в альбом картинки с изображением коровы, теленка, свиньи и поросенка.
Русские народные потешки
У меня свинья
Порезвей коня.
Сяду и поеду —
Прискачу к обеду.
для чтения
Я теленочка ласкала
, Был он маленький,
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Дай молочка,
Бурснушка,
Хоть капельку — на донышко!
Ждут меня котята, Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Ой, ду-ду, дуду, ду-ду...
Потерял пастух ду-ду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала. —
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши ка на лужок.
Там буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
Сашу кашкой кормить.
КОЗА И ЛОШАДЬ
Цели:
© уточнить и активизировать словарь по теме, обобщить;
О употреблять существительные с суффиксами -енок;
© формировать навык практического употребления предлога «у»;
О развитие мелкой моторики, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки с изображением козы, козленка, лошади, жеребенка, кошки, котенка, собаки, щенка, коровы, теленка, свиньи, поросенка; мяч, альбом, клеящий карандаш, настольная игра «Чей домик?».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:
Голодна — мычит, Идет, идет, бородой трясет,
Сыта — жует, Травки просит: «Ме-ме-мс,
Малым ребяткам дай-ка вкусной мне-е-с». (Коза.)
Молочка дает. (Корова.)
Хвост крючком, Пашет землю трактор без колес.
Нос пятачком. (Свинья.) Для него горючее - овес. (Лошадь.)
М. Шварц
Ребенок отгадывает загадки. Взрослый демонстрирует предметные картинки, соответствующие отгадкам. Если малыш затрудняется при выполнении этого задания, выложите все предметные картинки с изображением животных и предложите ему выбрать отгадку. Затем подбирается обобщение — домашние животные.
Дидактические игры
У кого кто
Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает: «У кошки кто детеныш?». Малыш отвечает целым предложением: «У кошки — котенок» и возвращает мяч взрослому. Вспоминаются все изученные домашние животные и новые (корова — теленок, коза — козленок). Предлог «у» выделяется голосом.
Кто как кричит?
Взрослый подражает голосам животных. Ребенок показывает соответствующую картинку и говорит, кто на ней нарисован.
Динамическая пауза
Упражнения пальчиковой гимнастики «Коза» (большой, средний и безымянный пальцы загнуты, указательный и мизинец — рога) и «Лошадка» (правая ладонь — на ребре, большой палец кверху; на нее накладывается левая ладонь, образуя пальцами гриву; два больших пальца изображают уши). Сопровождается стихами В. В. Цвынтарного.
У козы торчат рога,
Забодать может она.
У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Дидактическая игра
Чей домик?
Используется готовая печатная игра «Чей домик?» (как PUZZLE). Ребенок подбирает домашнему животному жилище, называет его. Можно использовать игру с мячом: собака — конура; свинья — свинарник; корова — коровник; лошадь — конюшня.
5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Ребенок наклеивает в альбом лошадь с жеребенком, козу с козленком. Вспоминает всех домашних животных, которых знает.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал
Русские народные потешки для чтения
Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся,
Белая березка,
Стой, не качайся.
Как у нас козел
Что за умный был:
Сам по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабою кормил.
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Вес Коленушки-то — бряк! бряк! бряк!
Золотые они — звяк! звяк! звяк!
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
На мельницу ездил,
Диковинку видел,
Ай-люли, ай-люли,
Диковинку видел:
Коза муку мелет.
Козел засыпает,
Малые козляточки
Муку выгребают,
Ай-люли, ай-люли,
Муку выгребают.
Игры
Давай познакомимся
Цель:уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушечное домашнее животное (кошка, собака, корова, лошадь) в мешке.
Ход. Взрослый показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например, собаку, и беседует о ней с ребенком.
Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Какие звуки она произносит? Что умеет делать? Где живет?»
Если ребенок затрудняется ответить, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака — это домашнее животное, так как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней.
Аналогично проводится беседа о кошке, корове, лошади.
Кто как кричит?
Цель: научить ребенка узнавать животное по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет животное и возвращает мяч: мяу-мяу — кошка; гав-гав — собака; му-му — корова; и-го-го — лошадь.