Задачи вожатого в детском учреждении
КОДЕКС ЧЕСТИ ВОЖАТОГО
Штаб Студенческого Педагогического Отряда «Фиеста» Чумак Х.О.__________
Губайдуллина Р.Р.__________
Общие положения
Данный Кодекс распространяется на все виды профессиональной деятельности вожатого.
Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого. Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.
Введение
В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.
Кодекс содержит директивы для членов Студенческого Педагогического Отряда «Фиеста» (далее – СПО) (вожатых) детских учреждений (ДУ).
Положения Кодекса ориентируют вожатых выстраивать свою деятельность с учётом интересов ребёнка.
Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.
Согласие с Кодексом, его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.
Задачи вожатого в детском учреждении
Отвечать за физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное благополучие детей в период работы в детском учреждении (ДУ).
Вожатый обязан:
· следить за здоровьем и гигиеной воспитанников;
· проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, при которых возможно получение травм, знать, где находятся все его подопечные в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте;
· соблюдать дисциплину, составить чёткий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей;
· не создавать ситуации, при которых возможно психологическое травмирование детей, не применять манипулятивные техники и рукоприкладство, агрессивные и жёсткие методики, а также методики, в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.);
· создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, обеспечивать условия для развития чувства эмоционального комфорта.
Обеспечивать личностный рост каждого ребёнка.
Вожатый не имеет права выделять «любимчиков» в отряде; каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребёнок особенный по-своему, и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.
Вожатому следует:
· знать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, развивать в ребёнке позитивное восприятие его способностей;
· помогать ребёнку строить собственные планы и давать ему возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
· учить ребёнка общаться со взрослыми любого возраста;
· воспринимать вопросы и высказывания ребёнка всерьёз;
· создавать условия, при которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому;
· хвалить ребёнка только за конкретные успехи и поступки.
Сплачивать детский коллектив.
Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.
Вожатый должен знать специфику межличностных отношений в отряде, решать детские конфликты.
Вожатому нельзя держаться изолированно от детей, даже под предлогом необходимости давать детям свободу.
Содействовать успешной реализации программы.
Вожатый должен:
· проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе;
· привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.
Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.
Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ, и отдельные мероприятия в присутствии детей.
Сплачивать педагогический коллектив.
Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.
Вожатый руководствуется совместно поставленными общими целями, участвует в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.
Ценности вожатской работы
Человеческое достоинство и толерантность.
Вожатый признаёт ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.
Вожатый:
· уважает основные права ребёнка, указанные в Конвенции о правах ребёнка;
· демонстрирует доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;
· защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребёнка;
· способствует достижению благополучия и самостоятельности ребёнка, формирует и поддерживает в нём уважительное отношение к правам и свободам других людей.
Компетентность.
Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической
деятельности.
Вожатый:
· использует и распространяет знания, умения и навыки в вожатской практике;
· постоянно повышает уровень профессионализма, поддерживает и расширяет компетентность в целях повышения качества своей деятельности;
· осознаёт рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы.
Социальная активность, мобильность и гибкость.
Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребёнка.
Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.
Принципы вожатской работы
Принцип безусловной любви. Любовь предполагает активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Следовательно, безусловно любить – значит оберегать, направлять и развивать ребёнка без всяких ожиданий того, каким он должен быть. Любить не за поступки, слова, а за то, что он просто есть.
Принцип равноправия и уважения. Быть с ребёнком откровенным, уважительно относиться к его желаниям, мыслям. Предоставлять ему право самостоятельно принимать решения.
Принцип доверия. Передавать ребёнку ответственность за его личные дела. Постоянный контроль лишает детей инициативы и самостоятельности.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение с ребёнком, общение – мощный фактор и условие развития. Сотрудник не может наказывать сотрудника и командовать им. Сотрудничество формирует уважительные отношения, ориентированность на компромисс. Необходимо сотрудничать с детьми во всех видах деятельности.
Принцип содружества. Содружество – единый коллектив с равными правами и общими интересами. Необходимо создавать и поддерживать в детском коллективе атмосферу дружбы и равноправия.
Принцип сотворчества. Не делать за детей, а делать вместе с ними. В совместном творчестве между детьми и взрослыми естественно устанавливается подлинное равенство, возникает духовное общение.