Методические указания для обучающихся по прохождению практики
Производственная практика
(по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
Сроки практики группы Z4ИН-31 на 2016-2017 учебный год:
С 13 марта 2017 г. по 26 марта 2017 года
Формы отчетности по практике
По окончании практики студент представляет методистам соответствующую документацию:
1. Характеристика на практиканта (подписанная руководителем учреждения с указанием дифференцированной оценки и заверенная печатью учреждения).
2. Дневник практиканта, где отражены:
1) общие сведения о базе практики;
2) план работы в период психолого-педагогической практики (план-сетка);
3) ежедневный отчет о проделанной работе;
4) общий отчет-анализ студента о проведенной работе;
5) характеристика на практиканта.
3. Социальный паспорт класса (Ф.И.О. ученика, год рождения, состав семьи, секционно-кружковая деятельность и выявление личных предпочтений и интересов учащихся).
4. Карта-наблюдения за одним учеником в урочное и внеурочное время.
5.Психолого-педагогическая характеристика на одного ученика с исследовательским заданием на выявление его профессиональных интересов.
6. План-конспект внеклассного мероприятия профориентирующего характера.
7. Самоанализ внеклассного мероприятия.
8. План-конспект выступления на родительском собрании и педагогическом совете по актуальным проблемам психического развития детей.
Методические указания для обучающихся по прохождению практики
В период практики в образовательных учреждениях обучающийся обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка, распоряжениям администрации, руководителей практики.
Обучающийся несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками образовательного учреждения.
Обучающийся обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; тщательно готовиться к проведению мероприятий практики.
Обучающийся обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение и проведение мероприятий, оформление документации, и др.) не менее 6 часов в день.
По результатам практики обучающийся получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы обучающегося выводится в результате обсуждения руководителем практики, методистом. Оценка утверждается на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.
Методические рекомендации по оформлению дневника практики.
В дневнике практиканта, должны быть отражены:
1). Общие сведения о базе практики: координаты и название организации, ФИО руководителей практики, основные цели, задачи, направления деятельности. Фамилии методистов по педагогике и психологии расписание своей работы (с расчетом на 6-часовой рабочий день).
2,3). План работы в период психолого-педагогической практики (план-сетка). Ежедневный отчет о проделанной работе по схеме
Дата | Содержание работы | Отчет о выполнении |
4) Общий отчет-анализ студента по практике:
· Место прохождения практики, общий анализ работы, целей и задач организации, где проходили практику
· Какие задания были выполнены в ходе практики, Какие из выполненных заданий были более удачными, на Ваш взгляд? Какова, на Ваш взгляд, причина успеха? Выполнение каких психолого-педагогических заданий принесло Вам чувство удовлетворения.
· Выполнение каких заданий показалось Вам сложным? Объясните причины возможных затруднений. Как Вы вышли из сложившейся ситуации?
· Что дала данная практика для профессионального развития? В каком направлении следует совершенствовать свои профессиональные компетенции?
· Оцените результаты проведенной Вами работы.
· Ваши выводы и предложения по совершенствованию организации и проведении практики.
5) Характеристика на студента подписывается руководителем учреждения, указывается рекомендуемая дифференцированная оценка за прохождение практики и заверяется печатью учреждения. Она должна отражать отношение студента к работе (степень систематичности работы, самостоятельности, ответственности, инициативности, творчества, проявления профессиональной культуры и этики), анализ проведенных мероприятий; положительные стороны в деятельности студента и на что необходимо обратить его внимание при дальнейшей работы с детьми, замечания и предложения.
Методические рекомендации по проведению и оформлению внеклассного мероприятия и самоанализа внеклассного мероприятия.
Примерная схема самоанализа внеклассного мероприятия
1. Тема, цель, воспитательные задачи мероприятия. Его роль в системе воспитательной работы.
2. Актуальность избранной темы.
3. Подготовительная работа и ее характер.
4. Теоретический уровень мероприятия:
· раскрытие основных понятий и категорий;
· новизна используемых примеров и фактов;
· конкретность, доказательность фактов и документов;
5. Организация мероприятия:
· организационное начало;
· материальное обеспечение (наглядные пособия, ТСО и т.д.);
· оптимальный психологический режим;
· последовательность и четкость отдельных этапов и элементов, распределение времени;
· дисциплина.
6. Отношение студента-практиканта к мероприятию:
· степень активности в ходе проведения мероприятия;
· самостоятельность, инициатива, творчество.
7. Методическое мастерство студента-практиканта:
· правомерность использования данных методов и приемов;
· опора на знания и жизненный опыт обучающихся;
· приемы активизации деятельности обучающихся;
· контакт с группой;
8. Выводы:
· воспитательная эффективность мероприятия;
· степень достижения цели;
· задачи на самовоспитание, связь с предыдущей работой,
· достоинства и слабые места.
Методические рекомендации по оформлению карты–наблюдения за учеником в урочное и внеурочное время
Студент, наблюдая за учеником, заполняет следующие данные:
1. Ф.И.О. ученика
2. Дата рождения
3. Класс
4. Школа
5. Дата проведения наблюдения.
Студент, наблюдая за учеником в урочное и внеурочное время, записывает данные в таблицу и прикладывает к данным ученика.
Дата, место наблюдения | Поступки, действия, высказывания, реакции ребенка | Психолого-педагогическая интерпретация |
После заполнения карты-наблюдения студент делает заключение.
Методические рекомендации по оформлению социального паспорта класса
При оформлении социального паспорта класса студент заносит данные в таблицу:
№ п/п | Ф.И.О. ученика | Дата рождения | Состав семьи | Секции, кружки | Выявление личностных предпочтений ученика |
Методические рекомендации по оформлению методической разработки
Для выступления на родительском собрании, педагогическом совете с целью психологического просвещения и родителей (законных представителей) педагогических работников по актуальным проблемам психического развития детей определяется тема и вид, форма работы и оформляется согласно образцу:
1. Методическая разработка (методические рекомендации, консультация, …) для родителей (педагогических работников) на тему «….».
2. Цель.
3. Содержание (не более 4 печатных листов, включая иллюстративный материал, А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал – 1,5).
4. Список использованной литературы (в соответствии с требованиями).
Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики ученика
Психолого-педагогическая характеристика ученика составляется на второй недели практики, но на протяжении всей практики студент наблюдает за этим учеником.
В характеристики должны быть отражены следующие моменты:
- общие сведения о ребенке (фамилия, имя; дата рождения; общее физическое развитие; состояние здоровья; состав семьи);
- особенности личностного развития (развитие самосознания: уровень притязаний и самооценка, развитие самоконтроля, осознание нравственных норм; нравственные черты личности; интересы и склонности, мотивы поведения; волевые черты личности; особенности развития эмоций и чувств; проявление темперамента и характера);
- особенности развития видов деятельности (учебная; трудовая; игровая; общение с родителями, учителем и сверстниками);
- особенности развития речи (диалогической; монологической (связной));
- особенности развития познавательной сферы личности (внимание, восприятие, память, воображение, мышление);
- основные направления в развитии психики ребенка;
- рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.