Научиться плавать можно только в воде
Как нам обустроить российскую школу
По мнению доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Российской Академии образования Артура Александровича Реана, основной задачей школы является повышение у детей адаптационного потенциала (одновременно это является и основной задачей профилактики аддиктивного поведения, в том числе и злоупотребления психоактивными веществами). А.А. Реан выделяет семь аспектов, которые должны лежать в основе работы современной школы.
А. Реан
Вечная проблема
С момента появления школы как социально! о института, перед ней стоит одна и та же извечная задача. Только в разные времена задача эта выступала в разных формах: в первобытном обществе надо было научить будущего охотника ориентироваться в лесу, различать запахи, в средние века — этикету, а нынче, в числе прочего, - владеть компьютером и иностранными языками. И все это на современном научном языке называется повысить адаптационный потенциал в жизни. Иными словами, подготовить молодого человека к самостоятельным поступкам в современной ему действительности.
Реализует ли современная российская школа эту задачу? Сказать - “нет” было бы полуправдой. Такую задачу мы провозглашаем сейчас, провозглашали и прежде. Но осуществляется она преимущественно в аспекте интеллектуального развития — памяти, мышления, внимания. Присутствует дидактическая доминанта. И вся педагогическая практика исходит из того, что “для успеха в жизни нужны знания основ науки”.
А в действительности этого недостаточно. Школа должна учитывать, на мой взгляд, как минимум семь аспектов:
1. Развитие интеллекта;
2. Развитие эмоциональной сферы;
3. Развитие устойчивости к стрессорам (то есть к факторам, вызывающим стрессы);
4. Развитие уверенности в себе и самопринятия;
5. Развитие положительного отношения к миру и принятие других;
6. Развитие автономности личности;
7. Развитие мотивации к самосовершенствованию и мотивации к учению как важнейшему элементу саморазвития и самореализации личности.
Загружая память, интеллект не разовьешь
С первым аспектом деятельности школ дело обстоит в целом нормально. В хороших школах занимаются развитием интеллекта. Но, к сожалению, некоторые педагоги сводят свою деятельность лишь к загрузке памяти учащихся новыми знаниями. А это нетождественно развитию интеллекта. Интеллект подразумевает возможность генерировать новое знание и вести себя в нестандартных ситуациях, опираясь на полученные ранее знания.
Залог счастья
Недаром говорят, залог счастья — это умение подчинять эмоции разуму. И, мне кажется, нет нужды доказывать, что школа должна развивать эмоциональную сферу ребенка и его устойчивость к стрессорам. Если школа должна повышать адаптационный потенциал личности, она должна учить и противостоять стрессорам, то есть умению реагировать на ситуации.
Развитие эмоциональной сферы предполагает развитие эмпатии — способности к сочувствию и сопереживанию. Сегодня в обществе в целом велика нетерпимость, агрессия, а от этого страдает и сама личность, и общество. Только два института - семья и школа могут решать проблему эмоционального развития личности.
Будьте уверены
Почему уверенность в себе и самопринятие — важнейший фактор адаптации личности? Десятки исследований в разных странах показывают — чем выше самопринятие, уверенность в себе (но не самоуверенность), тем выше социальная адаптация личности, социальный успех. Последнее подразумевает не только рост карьеры, но и принятие человека другими.
Уверенность в себе выполняет и компенсаторную функцию — позволяет добиться успеха при определенных недостатках (скажем, при невысоких профессиональных знаниях) и даже помогает усвоению новых знаний. Эксперименты показывают: из двух учеников 9 класса, одинаковых по успеваемости, к 11 классу уровень знаний выше у того, у кого выше уровень самопринятия.
В психологии известен эффект самореализующегося предсказания или эффект Розенталя. Этот американский ученый 30 лет назад протестировал на развитие интеллекта учеников одной из школ. Результаты он не обрабатывал, а взял несколько произвольно (подчеркиваю — произвольно) выбранных фамилий и объявил учителям, что по его данным, скорее всего эти дети в ближайшее время покажут особые успехи. И что вы думаете? Через год ученый провел те же исследования по тестам интеллекта, но уже обработал данные, и обнаружил: именно эти ребята и показали наивысшие успехи. Механизм розенталевского эффекта до конца неизвестен. Возможно, учителя, узнав про “одаренность” ребенка, начинают к нему особо относиться: его хвалят, дают ему сложные и интересные задачи, полагая, что он способен их решить. А ведь отношение значимого взрослого ведет к изменению самооценки ребенка. Появляется большая уверенность в себе. Таким образом, эффект Розенталя косвенно подтверждает данные других исследований: самопринятие — один из факторов успешной адаптации личности.
К сожалению, наша школа целенаправленно не занимается развитием уверенности в себе. Исключeниe составляют отдельные учителя и образовательные учреждения, где частью гуманистической парадигмы воспитания является развитие самопринятия. Наша школа подспудно решает скорее противоположную задачу. Впрочем, авторитарная позиция педагогики по отношению к ученику в разное время прослеживается во всем мире. Есть и теоретические обоснования этому: неравенство заложено изначально — один большой, другой маленький, один знает, другой нет.
В российской школе, согласно ряду исследований, большая часть учителей придерживается авторитарного стиля педагогического общения. По разным оценкам от 20 до 30 процентов педагогов предпочитают демократический стиль общения (это, разумеется, не означает панибратства и заигрывания с учениками). Причем нет строгой корреляции между возрастом учителя и его стилем общения. Существенную роль играет уровень профессионализма. Чем выше профессионализм, тем скорее проявляется демократический стиль педагогического общения.
Возлюби и ближнего своего
Поскольку наши недостатки есть продолжение наших достоинств, то чувство уверенности в себе может легко перейти в самоуверенность. И если нет разумного баланса между развитием самопринятия и развитием принятия других, то гуманистическая педагогика будет сводиться к эгоцентристской педагогике.
В силу коллективистских традиций советской школы у нас неплохо развивается принятие других. Но существует другая опасность: дурной коллективизм может привести к потере своего “я”.
Почему вопросы развития самопринятия и принятия других взаимосвязаны? Исследования в области психологии личности и педагогической психологии показали: глубина принятия других коррелирует с глубиной принятия себя. Оказывается, это миф, будто можно принимать других, уничижительно относясь к себе.
Вспомним библейское “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Здесь призыв возлюбить себя даже не звучит. Это предполагается априорно. А есть призыв — “возлюби ближнего своего”. Высшая благость — возлюбить ближнего, как самого себя.
Аутоагрессия — непринятие себя — коррелирует с негативным отношением к социальному окружению, например, с противоправным поведением подростков. Хотя часто аутоагрессия может и не проявляться в форме внешней агрессивности, поскольку есть сдерживающие внешние факторы. Но она все же присутствует на уровне психологических процессов и в любой момент может выплеснуться наружу. Известная мысль “сильные всегда добрые” на языке психологии звучит так: позитивная я-концепция коррелирует с принятием других.
Научиться плавать можно только в воде
Если задаться вопросом, ставится ли в нашей школе задача развития самостоятельной личности, то, скорее всего, ответ будет отрицательным. В начале 90-х годов мы с коллегами проводили исследования по автономности и зависимости личности у школьников 14,5 —17 лет. Оказалось, от 65 до 70 процентов приходится отнести к разряду зависимых личностей, и лишь 15 — 20 процентов можно считать самостоятельными. Остальные занимают промежуточное положение.
Подчеркну, что изучалась автономность в учебной деятельности, то есть владение учебными навыками, умение самостоятельно добывать знания. И коль скоро даже в этом отношении дела выглядят столь удручающе, что же говорить о развитии самостоятельности в целом?
Автономность и свобода идут рука об руку. Мы боимся отпустить ребенка от себя, контролируем его, с кем он дружит — и все из благих побуждений. Поле для проявления автономности детей сужается нашей опекой. Все мы хотим ребенка научить самостоятельности, следуя дурной логике: учись плавать, но не входи в воду, а то утонешь. Надо помнить: если ребенку навязываем решение, то он и не несет ответственности за свои поступки. Лишая человека автономности и свободы, мы воспитываем безответственную личность.
Дайте учителю шанс
О важности развивать мотивацию самосовершенствования и самоактуализации — это седьмой из выделенных мною аспектов деятельности современной школы — говорит такой факт: каждые 10 — 12 лет информационный поток обновляется. Понятно, что без мотивации самосовершенствования адаптационный потенциал человека снижается.
Все отмеченные семь направлений не требуют привлечения новых специалистов, дополнительных часов, финансирования (если отвлечься от того, что вообще нельзя платить учителям так, как платят сегодня). Надо изменить концепцию образования и критерии оценки профессионализма учителя.
То, о чем я говорил, жизнью востребовано, но не востребовано системой образования. Что проверяется любой комиссией в школе или при аттестации учителя? Методический аспект деятельности. Поэтому с предметным образованием у нас, в основном, все в порядке. А о развитии личности говорится на общенациональном уровне, но дальше идея выхолащивается, поскольку степень развития эмоциональной сферы “пощупать” трудно.
А ведь учитель физики не просто специалист-физик, учитель биологии не просто специалист-биолог... В противном случае надо было бы закрыть пединституты, потому что физфак лучше готовит физиков, чем пединститут. На самом деле учитель готов к профессиональной деятельности во всех ее аспектах, а не только к предметному преподаванию. Наша система высшего педагогического образования дает базу и предметникам, и воспитателям по развитию личности. Но потом, как любое невостребованное знание, оно затухает.
Некоторые школы пытаются самостоятельно компенсировать однобокость только предметного подхода к образованию. Но порой это носит формальный характер. Возможно, в силу неготовности решать серьезные задачи. Недавно мы сравнили три образовательных учреждения: обычную школу, многопрофильную гимназию и гимназию с эстетическим уклоном. На протяжении года отслеживали изменения личностного развития учащихся. Никаких различий не выявили. Изменение параметров идет одинаково. Но как казус обнаружилось: личностная агрессивность (то есть готовность к агрессии) выше в гимназии с эстетическим уклоном. Хотя очевидно, что эстетическое развитие должно вести к снижению агрессивности. Как видим, декларации учебного заведения о реализации той или иной образовательной концепции и педагогическая практика не всегда совпадают. Чтобы этого не происходило, в наших программах развития образования на всех уровнях необходимо учитывать все аспекты развития адаптационного потенциала к жизни молодых людей. Тем более, что большинство наших учителей эту задачу выполнять могут.