Ход от Мурманска до Лондона по Баренцеву, Норвежскому, Северному морям в 4.000 км по генеральному курсу за 88 суток.
4 июня, суббота.
Утро пасмурное, идет дождь. Надо же, вчера было так хорошо. Радость вероятного отхода скрашивает мрак непогоды. Неужели все-таки отпустят?
В 9 часов Вася (Василий Галенко) побежал в Норвежское консульство, а мы с Сашей в порт, готовить лодку к отплытию. По пути зашел в таможню. Эту смену не предупредили о нашем отходе, значит, могут возникнуть трудности. Сказал, что в 12.00 отходим. Пограничникам на КПП отдал паспорта и документы. Они команду получили. Слава Богу, наконец-то. В 13 часов – последний визит к пограничникам, сколько крови они нам попортили!
Вот они – первые гребни вдаль от Родины. Как долго «МАХ-4» не коснется вновь ее берегов? Гребки тяжелые, на встречную волну и ветер. Скребемся еле-еле, огибая громады военных кораблей всех мастей.
7 июня. 0 часов. Море успокаивается. Вахту Саша сдает, зайдя в бухту Вайда. На северной стороне множество строений, локаторы, вышки. Стоянки не получится: разбирать на виду барахло – травить любопытство. Надо уходить с глаз долой, а то начнут опять задерживать, глумиться. Может, дремлет солдат на посту, - надо смываться. Выхожу в эфир, пытаясь узнать погоду. Молчит 16 канал.
У мыса Немецкий заложил курс 315 ° к берегам Норвегии. 4 часа, еще раз включаю рацию. Неожиданно: «МАХ-4», счастливого плавания вам, легкой воды и попутного ветра! Погоду? Сейчас запрошу. Днем – север, северо-запад 10-15 м/сек. Говорит дежурный наблюдатель, младший сержант Семенов.
Ну, слава Богу, прорвало! На родной земле последнее слово хорошее.
Гребется легко, вода хорошая. Берег удаляется быстро. Часа через два подруливает небольшое рыбацкое судно. Рыбкой не угостили, да не ее – сдали всю. Посудачили немного и разошлись. В 7.00 сдаю вахту Саше. Мыс Хибергнесет обозначился отчетливо. В 10 часов принимаю вахту уже при слабом северном ветре. Такой не особенно мешает. Гребу под небольшим углом к волне. Отработали по одной двухчасовой вахте и перешли на часовые. Уже виден маяк на мысу. Грести все труднее. Ветер повернул к западу, маяк перестал приближаться. Попробовали работать в четыре весла, лодка зарывается в крутую волну. Вот он – северо-запад в 15 м /сек!
До двадцати двух часов держали лодку на месте на одной поре, меняясь через час, надеясь, что ветер ослабнет. Не стихает. Обидно – до берега всего 10-15 км. Под его прикрытием могли бы продолжать путь.
Надо доставать плавучий якорь. До сих пор погода не дала возможности разобрать отсеки. Все снаряжение свалено кучей. Саша держит лодку носом на волну, а я роюсь в барахле. Маленький якорь обнаружился быстро, а большой будто черт схоронил. Наконец-то. Теперь надо привязать его к носовому якорному рыму. Лодка так скачет на взбунтовавшейся волне, что удержаться на узкой носовой сфере очень мудрено. Ползу к носу, а Саша держит меня за ноги. Несколько раз окатило водой, но якорь привязать удалось. Отпустили метров на 40 трос и укрылись в каюте, установив дежурство по два часа.
Каждая вахта была беспокойной – приходилось то и дело вылезать из каюты и откачивать воду. Волна не имела определенной направленности и налетала на наш маленький кораблик со всех сторон, гребнем срываясь в лодку.
Во вторую свою утреннюю вахту задремал. Сколько времени был в забытьи – не знаю, но пробуждение было мгновенным и тревожным. Лодка уже не падала носом с волны, тупо ударяясь днищем о воду, а спокойно пропускала ее под своим правым бортом. Это изменение поведения лодки и было подсознательным сигналом тревоги, заставившим пробудиться – рефлекс, выработанный за многие годы путешествий.
Через мгновение уже на носу. Ловлю якорный трос… Он легко поддается. Якоря нет! С досадой добираю остатки троса. Маяк на мысу значительно убавился в размере и сместился к востоку – нас несет в глубину залива Варангер…
8 июня в 22.45 вновь оказываемся у родных берегов.
И в заключение.
«Молодые друзья! Вам нужно знать условия караванной жизни в «пустынях», только на этих путях вы научитесь бороться со стихиями. Не только на лекциях в тепле аудитории, но и на студеных глетчерах сознается мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало еще более значительного и прекрасного».
Присоединяюсь к этим словам напутствия великого русского художника и неутомимого путешественника Николая Константиновича Рериха.
Материал подготовил лауреат первой премии 1989 года старейшего популярного журнала России «Вокруг света» за художественный очерк «На веслах по Ледовитому океану» - руководитель кругосветной экспедиции, капитан «МАХ-4» Евгений Смургис.
17 сентября 1993 года. Лондон