Поощрение за особые достижения в учебной работе
Кроме оценки основной деятельности учащегося, мы предлагаем особо отмечать работу, проделанную дополнительно по собственной инициативе. Важно, чтобы мы не путали оценку за превосходную работу, выполненную сверх программы, с оценкой «А» существующей ныне системы. Чтобы понять разницу, обратимся еще раз к современной системе оценок. Учащийся, набравший 96 баллов из 100, может получить «А», а набравший 76 — «С». И хотя обе оценки свидетельствуют о том, что курс сдан, ученик, получивший «А», сумел продемонстрировать значительно больше знаний. Введение оценки «S» (superior work) открывает новые возможности для всех учащихся без исключения. Попытка заработать ее—дело сугубо добровольное. Сначала ученик решает для себя, браться ему за это или нет, а затем уже выбирает соответствующие пути достижения цели. Он должен поразмыслить, принять решение и подумать над тем, как его реализовать. Работа на оценку «S» проводится параллельно выполнению школьной программы. Причем за семестр можно получить только одну оценку «S», дабы избежать таким образом ее подмены оценкой «А».
Принцип оценки «S» не меняется ни в начальных, ни в средних, ни в старших классах: для того чтобы ее получить, учащийся выполняет дополнительную, внеурочную самостоятельную работу. Например, ученик, у которого хорошо идет история, может взяться за исследование какого-либо исторического периода, который представляется ему важным и интересным, а затем защитить работу на соответствующую тему. Если учитель сочтет ее уровень выше программного, он может поставить ему оценку «S» по истории. Если позволяет время, учащийся может представить свою работу классу для того, чтобы ознакомить с ней одноклассников и выслушать их мнения. Подобный отчет перед классом служит стимулом к тому, чтобы привлечь к самостоятельной работе большее количество учащихся. Кроме того, когда учащийся работает на оценку «S», он обязуется уделять какое-то время в течение недели для помощи своим более слабым товарищам.
Используя систему работы сверх программы, мы получаем возможность поощрить дополнительные усилия учащегося и вывести образование за узкие рамки современной практики. Ведь в настоящее время учащиеся редко занимаются чем-нибудь более значительным, чем заучивание фактов, достаточных для получения оценки «А». При таком подходе оценка «S» отражает основные успехи плюс инициативность и ответственность. Она требует достаточно серьезной работы в рамках того или иного курса, так что учащиеся могут получать большее удовлетворение в течение семестра, чем от бессмысленного соревнования за количество ординарных высоких баллов.
Оценки в средней школе
Оценка учебной деятельности, которая была только что описана, применима в первых шести классах. В среднем и старшем звене, где уже не один, а разные учителя преподают разные предметы, требуется несколько иной подход. Описательные характеристики, которые раньше составлялись на всех учеников одним учителем, заменяются теперь ведомостью, заполняемой каждым учителем-предметником. И хотя ведомость напоминает существующий табель успеваемости, между ними есть значительная разница в деталях и расстановке акцентов. Как и в первых шести классах, здесь нет неуспевающих, все учащиеся получают положительные оценки за прохождение того или иного выбранного ими курса. Учителя устанавливают соответствующие стандарты и выводят положительные оценки только тем, кто справляется с этими требованиями. Если стандарты оказываются завышенными, учащиеся либо избегают посещать эти занятия, либо не могут сдать экзамен, что вызывает недовольство со стороны родителей. Если стандарты занижаются, высказывают недовольство другие учителя, работающие с теми же учащимися на последующих этапах. Поэтому целесообразно во всей школе установить одни и те же ориентировочные стандарты.
Учащемуся, не выполнившему установленные учителем стандарты, разрешается повторить курс. Неудовлетворительная оценка ему не выставляется. Учитель должен побеседовать с учеником, посоветоваться, стоит ли ему испытать свои силы еще раз и что необходимо сделать для улучшения результата. В ведомость никогда не включаются несданные курсы. Здесь указываются только усвоенные предметы, а также те, по которым ученик получил оценку «S». Каждого учащегося просят сохранять ведомость успеваемости, чтобы он мог представить ее в случае повторения курса. Данная ведомость — единственное свидетельство того, изучал он тот или иной курс или нет. Если он не может сдать экзамен со второй попытки, он должен обратиться к педагогическому комитету с просьбой разрешить ему прослушать курс третий раз. Иногда учащиеся переходят из одной школы в другую и изучают те или иные курсы по нескольку раз, но разве может такая плата за успех сравниться с убийственной формулировкой «курс не сдан»?
Используя приведенную выше систему учета успеваемости, мы сможем избавиться от губительного эффекта современной системы оценок. Учащиеся, которым требуется больше времени по сравнению с другими, у которых, может быть, не все благополучно дома, те, кто был болен или никогда не испытывал особого интереса к предмету, получают возможность со второй или даже с третьей попытки добиться наконец успеха. В школе могут выяснить количество неудачных попыток учащегося сдать экзамен только в том случае, если он добровольно пожелает предъявить свои ведомости успеваемости. Официальный же табель показывает лишь, какие курсы пройдены, а не сколько раз они слушались. Как и в начальной школе, учащийся может претендовать на одну оценку «S» в семестр.
Система оценки знаний с такой «подстраховкой» способна побудить учащихся взяться за самые трудные предметы. Таким образом, расширяются рамки образования. Учащемуся уже не надо бросать курс из страха получить низкий балл. Если даже он не сдаст курс, он может продолжать его изучение в течение семестра, если захочет повторно сдать экзамен.
Для того чтобы воплотить в жизнь такую систему, придется пересмотреть экзаменационные минимумы. В настоящее время они очень высоки, и это себя не оправдывает. Учителям приходится прорабатывать слишком большой объем материала и требовать от учащихся запоминания сведений, которые не в состоянии вместить их память. По таким предметам, как химия, физика, высшая математика, экономика или литература, справляются с программой единицы, остальные, отстав от программы, попусту теряют время на уроках. Видя, что большинство учеников не могут осилить предмет, учителя начинают злоупотреблять «проходными» баллами. Тем самым достигается идеальная «гармония» между реально неосуществимыми требованиями и неадекватными оценками. Вместо того чтобы честно выставить ученику, который ничего не знает, неудовлетворительную оценку, учитель идет на компромисс, выставляя «С» к удовлетворению обеих сторон. Теперь учитель имеет основания говорить, что он хорошо работает, поскольку в классе почти нет неуспевающих. Учащиеся же могут сказать, что они учились удовлетворительно, в то время как на самом деле их знания фактически равны нулю.
В условиях системы «курс сдан + высшая поощрительная оценка "S"» неуспевающих нет, и учителя просто не смогут ориентироваться на нереалистические стандарты, вследствие которых сегодня многие учащиеся не знают почти ничего из тех сложных предметов, которые они изучают. Иные, отдавая себе отчет в том, что они недостаточно подготовлены, просто отказываются от изучения сложных предметов, так как не желают получать «С» в аттестат. Можно продолжать преподавать сложные предметы, но надо давать больше времени учащимся на овладение ими. Для этого надо сократить объем материала, увеличив время на обсуждение основных концепций, вместо того чтобы все выше и выше карабкаться по холму информации. В рамках системы «курс сдан + "S"» ученик не будет неуспевающим и не получит низкую оценку, даже если на прохождение курса ему потребуется три семестра вместо двух. Желающие могут освоить дополнительные, более сложные разделы, при этом программный минимум обеспечит остальным прочные знания основ наук.
Хочу привести слова одного учителя средней школы. «В нашем мире, — сказал он, — есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, — это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени».
Объективное тестирование
Введение системы «курс сдан + "S"» поможет эффективнее использовать объективное тестирование, то есть закрепление фактического материала. Однако ни один тест, требующий чисто фактологических ответов, не должен выполняться на оценку. Объективный тест имеет смысл только в том случае, если является инструментом самооценки и самоконтроля на начальной стадии осмысления и решения проблемы. Учащимся нравятся подобные упражнения, если им не надо беспокоиться об отметке. Любые факты, которые учащиеся должны знать, остаются в соответствующем контексте, а не преподаются изолированно и не становятся самоцелью. Коль скоро объективные тесты служат одним из способов проверки знаний учащихся, то, во-первых, они должны быть краткими, во-вторых, учащимся должна быть предоставлена возможность объяснить или прокомментировать свои ответы как устно, так и письменно. Учителя могут возразить, что на уроках нет лишнего времени для пояснений ответов на вопросы тестов, однако с этим возражением трудно согласиться. Когда в школе исчезает страх неудачи, количество продуктивного времени резко возрастает.
Нельзя также, на наш взгляд, проводить экзаменационную проверку знаний учащихся без использования учебников. Экзамены приносят пользу только тогда, когда помогают прочно запомнить факты и сделать выводы, а не тогда, когда за них выставляется оценка. Причем запоминание фактов должно быть достаточно избирательным. По мере того как учащиеся делают выводы и принимают решения, они и запоминают важные факты. При любых обсуждениях или тестировании, когда оценивается уровень знаний по предмету, учащимся должно быть предоставлено право пользоваться книгами, записями и любой другой справочной литературой. Ведь они будут пользоваться справочной литературой в будущем, значит, она должна быть доступной и в школе. Использование справочных материалов в противоположность существующему ныне жесткому подходу раздвинет рамки образования. Учитель не должен диктовать ученику, что ему приносить, а что не приносить с собой на тестирование.
Если школа будет следовать предлагаемым методам, неуспеваемость пойдет на убыль. Разрыв между хорошими и плохими учениками значительно сократится. Труд учителя станет более продуктивным, поскольку он будет избавлен от постоянного конфликта с учениками на почве оценок.