Принципы формирования содержания общего образования.
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способ познавательной деятельности. Образование это формирование личности, составная часть воспитания.
1) Принцип связи теории с практикой
2) Преобладание естественных наук над гуманитарными.
Материалистический подход в обучении
3) Принцип доступности
Характеристика основных уровней содержания педагогического процесса.
1) Ориентировочный уровень
Предполагает необходимость создания условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и с обществом.
2) Концептуально-моделирующий уровень
Для реализации образования необходимо уточнить, конкретизировать его цель с учетом тех условий, в которых он осуществляется. Базисной целью в школе является разностороннее развитии личности (РРЛ). Педагогу необходимо решить определенные задачи: умственное, физическое, нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое воспитание, но главное гармония и цельность.
РРЛ характеризуют следующие компоненты:
-ценностный, мировоззренческий, т. е система ценностей или жизненных смыслов
-культурологический, т.е стремление освоение культуры
-компонент социализации – исполнение общественного опыта, опыта гражданского поведения личности.
-личностный, связанный с развитием способности личности к самопознанию, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации
-придосообразный, связанный со здоровьем, физическим развитием.
На этом уровне начинается отбор содержания пед. процесса учителем, которое он будет реализовывать на практике.
Первый шаг – изучить сущность, знать то, что принимаешь или отвергаешь.
Второй шаг – разрешить для себя существующие проблемы как в теории, так и на практике.
Третий шаг – отобрать конкретный материал, виды деятельности, усвоение которых способствует формированию компонентов личности, социальной активности.
3) Конкретно нацеливающий уровень
Педагог формулирует конкретные задачи для реализации развивающей, воспитывающей и образовательной функций пед. процесса.
4) Предметный уровень
На основе учебного плана составляются учебные программы, отражающее конкретное содержание материала, его объём, логику изучения, конкретное количество часов по темам и разделам.
На всех уровнях очевидна роль педагога, его деятельность: на первом этапе – осмысление философского ориентира – прогностическая деятельность; на втором – выбор стандарта, модели содержания пед. процесса – гностическая деятельность; на третьем – определение конкретной задачи пед. процесса – пед. мониторинг; на четвёртом – специальная деятельность по отбору содержания обучения, воспитания как составных частей целостного пед. процесса.
Функции воспитания как социального явления.
Функции воспитания – качественно определённые направления в пути выполнения им общей социальной роли и назначения, присущие ему способы воздействия на личность, это те основные социальные задачи, которые оно призвано решать.
•формирующая
•мировоззренческая (формирование мировоззрения, духовно-психологический аспект)
•функция просвещения (определяет системы нравственного, этического, правового воспитания )
•компенсирующая (нейтрализует факторы, условия, отрицательно влияющие на процесс формирования личности)
•познавательная ( процесс отбора, целенаправленной предали информации в соответствии с целями и задачами)
•корректирующая (анализ причин, условий индивидуального развития, которые способны привести к антиобщественной направленности)
•функция социального контроля (определение форм социальных качеств личности и её поведения)
•практическая (средства подготовки человека к успешному выполнению им практических действий)