Тема 3. Источники инновационных идей.

Федеральное агентство и культуре и кинематографии

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ И ИННОВАТИКА

Программа курса для студентов специальности «Социально-культутрная деятельность», специализация «Менеджмент институтов гражданского общества»

Кемерово, 2009

Утверждена на заседании кафедры управления социальной сферы 14 января 2009 г., протокол №6.

Рекомендована к изданию Методическим советом факультета информационных технологий КемГУКИ, протокол №___

Инновационный менеджмент в социально-культутрной сфере, инноватика.Программа курса для студентов специальности «Социально-культутрная деятельность», специализация «Менеджмент институтв гражданского общества»/ Сост. Л.И. Рудич.- Кемерово, КемГУКИ, 2009.- 8с.

Составитель: к.п.н.,

профессор, Заслуженный

работник культуры РФ

Л.И. Рудич

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..3

Содержание курса……………………………………………………4

Тематический план курса…………………………………………….6

Список литературы………………………………………………………7

Тестовые педагогические задания для самоконтроля представлены в компьютерном варианте.

Указания по выполнению письменной экзаменационной работы

по курсу……………………………………………………………. 9

Пояснительная записка

Управление инновационной деятельностью стало важнейшей составляющей менеджмента в организациях , в том числе и в организациях социальной сферы, ориентированных на стратегический успех в жестких конкурентных условиях развивающегося рынка в стране. Этим объясняется необходимость изучения этого курса как специфической области управления во всех отраслях. Формирование мобильных динамически развивающихся систем инновационного менеджмента в значительной степени связано также с процессами реструктуризации многих отраслей экономики страны. В ближайшем будущем это в полной мере будет происходить в отраслях социально-культурной сферы, признаки которых уже имеются в сегодняшней практике субъектов федерации.

Новые прогрессивные технологии и организационные решения все в большей степени определяют успех в деятельности организации, обеспечивают не только ее выживание , но и развитие, и финансовую стабилизацию.

В свою очередь , инновационная направленность стратеги и тактики развития производства услуг и продуктов предъявляет новые требования к содержанию, организации и методике управленческой деятельности, вызывая необходимость формирования и совершенствования специфических форм инновационного менеджмента в организациях.

Исходя из сказанного выше слушатели, изучающие курс «Инновационного менеджмента» должны будут:

Знать:

-методологические основы инновационного процесса и построения системы менеджмента в инновациях;

-современные концепции и содержание инновационного менеджмента как специфической управленческой деятельности;

-типологию инноваций;

-стадии инновационного процесса от зарождения новшества , маркетингового исследования инновации и до ее масштабного распространения в отрасли, регионе, стране.

Уметь:

-Использовать типологию для определения инновационных проектов;

-организовать экономическое, материальное, информационное и правовое обеспечение инновационной деятельности и отдельных инновационных проектов;

-оценить эффективность инновационного проекта и инновационной деятельности организации;

- представить инновационный проект ( например, выпускную квалификационную работу) как инновацию.

Курс «Инновационный менеджмент» является самостоятельной дисциплиной в цикле управленческих дисциплин, читается в объеме 150 часов. Из них аудиторных 82, в том числе лекции – 30, семинарские занятия –10, практические – 42, остальные 68 часов - самостоятельной работы. Контроль знаний осуществляется в форме зачета (тестовые педагогические задания); или письменным экзаменом в форме письменной экзаменационной работы.

Программа курса включает 10 тем отражающих теорию и практику управления инновационными процессами и проектированием работ. Особое внимание уделяется специфике разработки и управления инновациями в социально-культурной сфере.

Особенностью изучения курса является то. что слушатели осваивают практические аспекты исследования, анализа, оценки и составления отчета по инновации . используя результаты выпускной квалификационной работы.

С этой целью вся самостоятельная работа слушателя в указанном объеме направлена на изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованной в данной программе, изучению инновационных процессов по месту работы слушателя.

Содержание курса «Инновационный менеджмент»

Тема1. Теория и практика нововведений. Сущность, цели, задачи. Основные понятия и определения.

Инновации как источник развития организации. Система управления Р. Абдеева. Самоорганизация и саморазвитие. Понятия синергии. Синергия в менеджменте. Новшество–инновация, Нововведения. Инновационный процесс. Инновационный менеджмент.

Развитие рыночных отношений и нововведения. Инновационный подход к производству продуктов и услуг. Инновационные процессы в организации. Сущность инноваций и инновационного процесса. Инновации в социально-культурной сфере.

Тема 2. Типология нововведений.

Понятие классификации нововведений. Подходы к классификации нововведений. Материальные, социальные и организационные нововведения. Инновации по типу новизны, по глубине вносимых изменений, по сфере деятельности по распространенности, по месту в производственном процессе, масштабам распространения инновации, по сфере применения, по целям

Тема 3. Источники инновационных идей.

Возникновение инноваций как проблема нужды и потребности. Источники инновационных идей: а)неожиданное событие ( неожиданный успех, неожиданная неудача, внешнее событие); б) неконгруэнтность (несоответствие между реальностью и предположениями);

б) нововведение, основанное на потребности процесса;

г) внезапное изменение в структуре отрасли или рынка;

д) демографические изменения; е) изменения в восприятиях, настроениях, ценностных ориентациях людей; ж) новые знания ( научные и не научные).

Тема 4. Основные цели и задачи государственной инновационной политики. Управление нововведениями и его особенности в социально-культурной сфере

Инновационный менеджмент как составляющая стратегического менеджмента организации. Цели инновационного менеджмента – определение направлений научно-технической и производственной деятельности организации. Управление организационной политикой в организации. Разработка и внедрение новой продукции и услуг; модернизация и усовершенствование производимых услуг и продуктов, дальнейшее развитие производства традиционных услуг и продуктов, снятие производства услуг и продуктов.

Инновационная стратегия. Планы и программы инновационной деятельности; Разработка и внедрение продуктов и услуг. Инновационные проекты и их проектирование. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности организации.

Тема 5. Роли и позиции в нововведениях. Формы инновационного менеджмента.

Новаторы. Изобретатели и рационализаторы. Ученые и открытия.

Управленческие роли менеджера в инновационном процессе.

Внешняя и внутренняя среда ,влияющая на процесс освоения инноваций. Управление маркетингом в инновационной среде. Пробный маркетинг.

Коммерческая реализация товара.

Наши рекомендации