Обеспечение внеурочной деятельности.

Программно - нормативное обеспечение:

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего утверждённый приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

Методические пособия:

-Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. - М.: Школа-Пресс,

-Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс. -Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”.

-Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

-Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

-Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

Интернет – ресурсы:

http://window.edu.ru/ -Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http:// konstantinova.21416s15.edusite.ru›p33aa1.htm Интернет-ресурсы для учителей начальных классов

http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

http://www.prodlenka.org/novosti-obrazovaniia/blog.html - Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»

Технические средства обучения:

-компьютер

-проектор

-интерактивная доска

-принтер

-сканер

-ксерокс

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Приложение 2

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Приложение 3

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5".

Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Приложение 4

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

Г) Позову на помощь взрослых.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Г) Помирюсь с ним.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 5

Анкетирование родителей

Анкета № 1

1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет?

5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

6. Какие обязанности имеет дома?

7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Приложение 6

Анкета № 2

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Приложение 7

Анкета № 3

1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

4. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Приложение 8

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют, за что?

4. Как тебя наказывают, за что?

5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Приложение 9

Анкета № 2

1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

3. Каких поощрений ждешь от родителей?

4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5. Хватает ли тебе общения с родителями?

6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Приложение 10

Итоговое тестирование(в конце изучения всего курса)

Вариант № 1

1. За праздничным столом приборы лежат справа и слева от твоей тарелки и выше неё. Какими приборами ты воспользуешься сначала?

1) теми, что лежат справа от тарелки

2) теми, что лежат от тарелки справа и слева

3) теми, что лежат выше тарелки

2. Зачем придерживать тяжёлую дверь, выходя из здания?

1) чтобы она не стучала громко

2) чтобы дверь не разбилась

3) чтобы она не ударила человека, который идёт следом

3. Тебе позвонили по телефону, но связь прервалась, и разговор не был завершён. Как ты поступишь?

1) наберу номер телефона

2) буду ждать, пока мне позвонят

3) отключу телефон

4. Девушку, сидящую за столом, знакомят с мужчиной почтенного возраста. Как она должна поступить?

1) встать из-за стола и протянуть руку

2) протянуть руку, сидя за столом

3) на протянутую руку мужчины кивнуть головой

5. Зимой мужчина, здороваясь, протянул руку, не снимая перчаток. Знакомый, приветствуя его, снял перчатку только с правой руки. А как должно быть?

1) мужчины должны снять перчатки с правой руки

2) мужчины могут здороваться, не снимая перчаток

3) мужчины здороваются, сняв перчатки с обеих рук

6. Определи классические правила приглашения на танец.

1) мужчина подходил к женщине и просил её разрешения пригласить на танец, слегка кланяясь

2) мужчина издалека показывал жестами женщине своё желание потанцевать с ней

3) мужчина подходил к женщине и, не спрашивая её согласия, брал за руку для танца

7. В аудиторию, в которой находилось несколько студентов, юношей и девушек, вошла женщина-профессор. Кто должен первым поздороваться?

1) студенты-юноши

2) женщина-профессор

3) все студенты

8. Как следует поступить с призом, если тебя при подведении итогов школьного конкурса наградили коробкой конфет?

1) съесть конфеты самому

2) предложить конфеты всем

3) съесть конфеты с лучшим другом

9. Как без слов сказать о том, что ты закончил кушать?

1) положить вилку и нож в тарелку параллельно друг другу

2) положить вилку и нож у тарелки на салфетку

3) положить вилку в тарелку, а нож у тарелки на салфетку

10. Кирилл представляет маме своих друзей Сашу и Максима: «Саша, это Анна Сергеевна!», «Мама, познакомься, это мой друг, его зовут Максим!», «Саша, Максим, это моя мама!» Какой из трёх вариантов знакомства является верным?

1) первый

2) второй

3) третий

11. Какой из перечисленных праздников православный?

1) день святого Валентина

2) Навруз

3) Покров

12. «Если собираешься в чужую страну, то одевайся в одежду того народа, в чью страну думаешь ехать». О чем эта адыгейская пословица?

1) об уважении культуры и обычаев других народов

2) о скромности поведения

3) о наличии у адыгов одежды других народов

13. Съедая на улице конфету, куда ты выбрасываешь фантик?

1) себе под ноги

2) подальше на газон

3) в урну или кладу в карман

14. Во время обеда в гостях ты уронил на скатерть кусок торта. Как ты себя поведёшь?

1) объясню, кто в этом виноват

2) извинюсь перед хозяйкой

3) сделаю вид, что ничего не произошло

15. У себя в книжном шкафу ты случайно обнаружил книгу, которую друг дал тебе почитать, а ты забыл её вернуть. Твои действия?

1) вернуть книгу, извинившись

2) не возвращать книгу, если друг о ней не напомнил

3) незаметно подложить книгу в ранец друга

16. Саша, Максим и Кирилл встречают гостей. Выбери свой вариант.

1) Саша после звонка в дверь осматривает себя в зеркало. Всё в порядке. Одежда нарядная, но и достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открывает дверь.

2) На Максиме мятая рубашка и не глаженные брюки. «Нормально!» — думает он и, шаркая мамиными шлёпанцами, направляется в прихожую открыть дверь первому гостю.

3) Кирилл на звонок гостя кричит из кухни: «Входите! Дверь не заперта. Проходите в комнату, я сейчас освобожусь».

17. Если ты столкнёшься в степи с гадюкой, а в лесу — с ужом, что ты будешь делать?

1) возьму в руки ужа и не стану приближаться к гадюке

2) ударю гадюку, ведь она ядовита

3) не стану трогать змей, они часть природы

18. Определи строчку, в которой описана одежда женщины, посещающей православный храм.

1) в брюках или в короткой юбке

2) в кофте или блузе без рукавов, с открытыми руками и косметикой на лице

3) в юбке до колен и с покрытой платком головой

19. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой — вилку?

1) в правой руке вилка, в левой — нож

2) в правой руке нож, в левой — вилка

3) можно по очереди

20. Когда и где следует дарить артистам живые цветы?

1) бросить цветы с прохода во время спектакля

2) в антракте пойти за кулисы и вручить цветы

3) стоя в проходе между сценой и первым рядом, вручить цветы при финальных поклонах артистов

21. Девушка достала из сумочки зеркальце, помаду и расчёску. В каком месте она сможет воспользоваться этими предметами, не нарушая правил приличия?

1) в общественном транспорте

2) на оживлённой улице

3) в уединённом месте

22. Кто раньше тебя должен войти в школьное здание, если у входа собралась большая группа детей?

1) младшие школьники и девочки

2) старшеклассники

3) отличники школы

23. Что могут выражать жесты? Выбери верный ответ.

1) богатство, бедность, мечту

2) смелость, трусость, рассеянность

3) оскорбление, враждебность, дружелюбно

24. Какой из перечисленных музеев не является художественным?

1) Эрмитаж

2) Третьяковская галерея

3) Политехнический музей

25. В каком ряду названы верные действия пассажира при выходе из общественного транспорта?

1) выходить из транспорта быстро, обходить автобус сзади и переходить улицу по переходу

2) подготовиться к выходу заранее, выйдя из транспорта, не спешить, переходить; улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки

3) выходить из транспорта первым, быстро обойти автобус и перейти улицу, пропуская проходящий транспорт

Вариант № 2

1. Кто должен здороваться первым: стоящий юноша или проходящий старик?

1) стоящий юноша

2) проходящий старик

3) не имеет значения

2. В гостях за столом ты нечаянно уронил на пол вилку. Как следует поступить?

1) поднять и продолжать есть

2) начать есть ложкой

3) извиниться и попросить подать другую вилку

3. Когда ты сможешь высказать свою точку зрения, слушая собеседника?

1) остановлю его болтовню и выскажу свою точку зрения

2) дослушаю собеседника до конца и тогда выскажу свою точку зрения

3) свою точку зрения выскажу сразу, слушать собеседника не стану

4. Мужчина и женщина поднимаются вверх или спускаются вниз по лестнице. Кто идёт первым?

1) вверх по лестнице — женщина, а вниз — мужчина

2) вверх по лестнице — мужчина, а вниз — женщина

3) и вверх, и вниз мужчина и женщина идут рядом

5. Ты пришёл к товарищу в гости, а он вышел

в магазин. Тебя привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Твои действия?

1) буду ходить по комнате

2) открою шкаф с книгами и посмотрю картинки

3) стану у окна и буду смотреть, что происходит на улице

6. Куда ты положишь ложку, если уже поел?

1) положу на скатерть

2) положу в пустую миску

3) буду держать в руке

7. Кто предлагает своё место в транспорте старикам, женщинам с детьми?

1) мужчина

2) женщина

3) мужчина и женщина

8. Ты очень торопишься, но тебя на улице останавливает прохожий и спрашивает, как пройти на незнакомую тебе улицу. Твои действия?

1) пожав плечами, пройти мимо

2) молча указать пальцем в любую сторону

3) ответить: «Извините, к сожалению, я ничем не могу помочь»

9. Ты спешил на урок и в коридоре столкнулся лбом с другим мальчиком. Тебе ужасно больно. Твои действия?

1) обругать мальчика

2) извиниться перед мальчиком

3) молча уйти

10. Саши, Максима и Кирилла спросили, как они приглашают друзей на свои дни рождения. Вот их ответы.

Кирилл: «За час до начала празднования своего дня рождения я по телефону начинаю звонить друзьям, приглашая их в гости».

Максим: »3а несколько дней до дня рождения я извещаю своих друзей, что хочу их видеть такого-то числа в такое-то время на своём дне рождения».

Саша: «За день до дня рождения я разношу в почтовые ящики друзей открытки с приглашением на свой день рождения».

А как поступаешь ты?

1) как Саша

2) как Максим

3) как Кирилл

11. Ты садишься за стол, берёшь салфетку и ...

Что сделаешь дальше?

1) заправляю её за воротник

2) положу её на колени

3) положу её рядом с тарелкой

12. Как ты думаешь, что считалось у казаков большим преступлением, за которое строго наказывали?

1) убийство врага

2) пьянство во время похода

3) воровство у врага

13. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

1) самые большие

2) самые маленькие

3) те, что лежат ближе к тебе

14. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

1) мужчина

2) женщина

3) не имеет значения

15. Петру Ивановичу представили Ивана Петровича. Пётр Иванович сказал: «Очень приятно, Сидоров Пётр Иванович!» Что должен сделать Иван Петрович?

1) ответить: «Рад познакомиться!»

2) с лёгким поклоном головы протянуть руку

3) похлопать Петра Ивановича по плечу

16. Мужчина наклонился к уху впереди сидящей женщины и попросил шёпотом снять с головы высокую шляпу. Подруга женщины ответила шёпотом мужчине, чтобы он вёл себя приличнее. Кто вёл себя в театре не совсем прилично?

1) мужчина

2) подруга женщины

3) женщина в шляпе

17. Кто выходит из общественного транспорта первым?

1) мужчина

2) женщина

3) не имеет значения

18. Танцы бывают народные, классические, спортивные. В каком ряду перечислены названия классических танцев?

1) хип-хоп, брейк-данс, джаз-модерн

2) вальс, танго, фокстрот

3) гопак, барыня, лезгинка

19. Зачем в школе существуют запретительные правила?

1) чтобы все ученики слушались учителей

2) чтобы родители не беспокоились о своих детях

3) чтобы сохранить жизнь и здоровье обучающихся

20. Определи ряд, в котором все словосочетания обозначают мимику.

1) подмигнуть глазом, покривить душой, пожать руку

2) махать рукой, показать язык, надуть губы

3) сморщить лоб, широко улыбнуться, раскрыть рот

21. Какой музей ты должен посетить, чтобы ознакомиться с жизнью и творчеством писателя?

1) музей-квартиру

2) музей-мастерскую

3) картинную галерею

22. Ваш класс в походе должен сделать привал на одной из трёх полян. На первой поляне упавшие с деревьев сухие ветки, высокая трава. Вторая поляна с чистой газонной травой. А на третьей поляне — следы пребывания людей: кострище, пластиковый и бумажный мусор. Определи место привала вашего класса.

1) на первой поляне

2) на второй поляне

3) на третьей поляне

23. Как будет вести себя по кавказскому этикету юноша, если с ним говорит старший по возрасту?

1) будет слушать сидя, развалившись на стуле и сложив руки на груди

2) будет стоять сгорбившись и держать руки в карманах

3) будет стоять прямо, внимательно слушать, выражать готовность выполнить просьбу

24. Человек какой профессии занимается сервировкой стола?

1) бармен

2)официант

3)директор

25. Какой из перечисленных советов ты выберешь при беседе?

1) говори так, чтобы собеседник не понял тебя и постоянно переспрашивал, что ты сказал

2) говори так громко, чтобы тебя услышал не только твой собеседник

3) говори спокойным голосом, чётко и ясно проговаривая каждое слово.

Ответы

Вопросы Вариант №1 Вариант №2
       

Наши рекомендации