Механизмы и инструменты процесса целеполагания.
Доминирующая управленческая форма | Задача этапа | Критерий | Технологический инструментарий |
Рыночная | Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале | Прибыльность | Маркетинг |
Демократическая | Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами | Легитимность | Нормативная база, законы |
Коллективистская | Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива | Приемлемость | Изучение общественного мнения |
Знаниевая | Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуации) | Осуществимость | Анализ ресурсов, обстановки при разработке программы |
Бюрократическая | Привести в соответствие стратегии с возможностями исполнителей | Реализуемость задач | Разработка заданий |
Научная организация труда учителя
Один опыт я ставлю выше тысячи мнений, рожденных только воображением.
М. Ломоносов
Понятие «научная организация труда» стало формироваться в конце прошлого века, когда появились крупные предприятия с большим числом работающих и сложной технологией, т. е. в период расцвета капиталистических отношений. Научная организация труда не только упорядочила процесс труда, но и повысила его производительность. К сожалению, ни школа, ни наши вузы до сих пор не уделяют серьезного внимания формированию у учителей и учащихся организационных знаний и умений, а советская педагогика уже в 30-е годы перестала разрабатывать научную организацию труда в школе. Однако педагогическая деятельность немыслима без знания этой науки. Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве, причем даже весьма скромные способности обыкновенного человека могут быть замечательно развиты. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна ее правильная организация. Потому что не любой труд, а лишь научно организованный, научно управляемый, пронизанный подлинно человеческими отношениями воспитывает и развивает учащегося. Применительно к труду учащегося НОТ должна формироваться из следующих истин: Человек — это живая саморегулирующаяся система. Все без исключения функции его организма (деятельность сердца, легких, кишечника, головного мозга и пр.) подчиняются закону ритма. Один из наиболее важных для нас — циркадный, или суточный, ритм. Он находит свое выражение прежде всего в смене сна и бодрствования. Из 24 часов взрослый человек должен 8 часов спать и 16 бодрствовать. Соблюдая суточный ритм, можно предупредить перегрузки организма, создать правильные условия для его жизнедеятельности. При этом важно не только соблюдать продолжительность сна, но и время отхода ко сну и время пробуждения. Только в таком случае регулируются постоянство, последовательность «выключения» отдельных функций организма. Деятельность организма требует, чтобы его различные системы периодически получали нагрузку и отдых. При этом характер нагрузки на организм в целом зависит от вида труда. Физический труд ведет к интенсивному расходу энергии (в 2 раза больше, чем при умственном), дает нагрузку мышцам, легким. А умственный труд при меньших затратах энергии ведет к напряжению нервной системы, усилению деятельности мозга. Поэтому вторым требованием правильной НОТ является строгий режим дня, предусматривающий периодическую нагрузку на все функции организма, а следовательно, и чередование различных видов труда. При прочих равных условиях два разных человека на одну и ту же работу затрачивают неодинаковое время. Это зависит, во-первых, от эрудиции человека. Чем шире область познаний человека, тем меньше времени он тратит на любую работу, в том числе и на усвоение информации. Во-вторых, затраты времени зависят от систематичности и последовательности в работе. Если у человека выработана привычка работать ежедневно определенное время и в одни и те же часы, то всякая трудоемкая работа распределяется им на несколько дней. Это позволяет ему работать в привычном ритме, не допускать перегрузки, а потому такой труд дает высокую продуктивность, т. е. надо учиться работать систематически. В-третьих, затраты времени зависят оттого, как соблюдается человеком порядок во всем и прежде всего — на рабочем месте. Если на рабочем месте нет ничего лишнего, если под рукой все необходимое для предстоящей работы, то человеку легче сосредоточиться на выполнении задания. Итак, всякая серьезная работа требует предварительного планирования и строгого порядка в ее выполнении. Каждый, кто хочет повысить производительность своего труда, научиться работать в хорошем темпе и экономно расходовать свою энергию, должен ответить себе на следующие вопросы, предварительно произведя хронографию рабочей недели: Сколько времени уходит на подготовку к занятиям? Сколько времени затрачивается на транспорт по пути на работу и обратно, домой? Сколько времени затрачено на заранее предусмотренный отдых, на чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач, общение с друзьями? Насколько, правомерны и оправданны эти затраты и какие из них следует сократить? Сколько времени затрачено на общение с родителями? Сколько времени ушло на хозяйственную работу дома, покупки в магазине или на рынке необходимых продуктов? Достаточно ли велики эти затраты, чтобы считать, что ты — хороший помощник в семье? Сколько времени затрачено впустую? Элементы НОТ нужно внедрять повсюду. Например, на доске всегда следует выделять рабочее место учителя (задание) и рабочее место ученика (решение). Записи условия задач должны быть лаконичными, четкими и однозначными по смыслу. До минимума следует сократить затраты времени на записи на доске, широко внедряя кодоскоп и проектор во все виды учебной деятельности. Например, в одной из школ учитель математики даже учащихся приучила к тому, что творческие работы выполняются дома на полиэтиленовой пленке, а проверка их в классе осуществляется «конвейером» через кодоскоп. Научная организация труда должна быть и в оформлении интерьера классной комнаты, и в технологии проведения урока, и в организации рабочего места как учащихся, так и учителя. Научная организация педагогического трудавысококвалифицированного педагога характеризует умение работать методологически обоснованно, рационально, системно, постоянно совершенствуя используемые приемы и методы для максимального использования я и развития возможностей педагогического процесса целом на этих принципах основывается научная организация педагогического труда. Научная организация педагогического труда (НОПП) - система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечение максимальной эффективности обучения и их сокрытия за рационального использования времени, сил, средств педагога и ученики. НОПП охватывает такие проблемы, как экономия, рациональное использование времени, создание и рациональное использование благоприятных условий труда и отдыха, максимальное забота о здоровье и всестороннее решение виток всех участников трудового процесса Общий смысл ее образуют НОТ педагога, НОТ учащихся, научная организация труда педагогического коллектива школы. Важными элементами научной организации труда учителя является организация времени, методика работы с книгой, техника фиксации и обработки информации, методика отбора и хранения готовой информации учителей ль должен уметь правильно рассчитывать, распределять время, избегать формальных мероприятий, стараться сочетать различные виды деятельности (проверку тетрадей и слушания интересной передачи), использовать рациональные методы выполнения запланированного, кооперироваться с другими учителями (проведение классных часов в параллельных классах). Поскольку ему приходится работать с многими литературными источниками, он должен владеть различными видами чтения: предварительное чтение - в процессе чтения обозначают все незнакомые, иноязычные слова, научные и термины и понятия, чтобы после можно было выяснить их значение по словарю или справочнику; сквозное чтение - внимательное считывания всего материала, применяемого при необходимости охватить весь СМИ в раздела, статьи, книги; выборочное чтение - отбор материала для чтения с целью его углубленного изучения; повторное чтение - предусматривает возвращение к важному или не вполне понятного текста; аналитическое чтение (чтение с проработкой материала) - критический анализ содержания с целью глубокого его изучения, конспектирования существенного; партитурное чтения - динамическое, быстрое чтение, имеющий мет и оперативное ознакомление с книгой (за 1,5-2 ч прочитывают до 200-300 страниц) смешанное чтения - применение различных видов чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения. Учитель может сэкономить свое время и энергию не только за счет рационального чтения, но и умение делать необходимые заметки: план, тезисы, конспект, аннотацию, реферат, рецензию, цитату Собранную информацию ко присно записывать на отдельных карточках, что позволяет систематизировать ее в соответствии с тем уроков или воспитательных западов. Научная организация труда педагогического коллектива предусматривает организацию творческих поисков учителей, распространение их опыта, воплощение достижений педагогической науки в школьную практику, создание условий для развития способностей и талантов, выявления одаренных детей, совершенствование планирования всех направлений деятельности школы, учета и контроля, организация взаимодействия школы с семьей и общественными организациям. Каждое направление научной организации труда невозможен без реализации определенной системы мер Например, организация творческого труда педагогического коллектива может включать выбор темы, определение цели и дл дань, подготовку учителей к коллективной творческой работы, распределение темы на отдельные вопросы для творческого их обработки группами и отдельными педагогами и проектирование необходимого опыта (разработка программы исследования); организации целенаправленной самообразования учителей и коллективных форм их работы согласно выбранной темы; организацию систематической конкретной помощи педагогам в их работе на д темами со стороны ученых-консультантов; обобщение результатов творческого труда педагогического коллектива на основе опыта отдельных учителя.