Психологическое изучение детей с нарушениями развития

Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принци­пов, сформулированных ведущими специалистами в области спе­циальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н.Усанова и др.). Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка.

В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которые он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Это достигается предложением зада­ний разной сложности и оказанием ребенку дозированной помо­щи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного эта­па должен осуществляться строго на научной основе, т.е. при об­следовании следует использовать те задания, которые могут вы­явить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда под­чинено конкретной цели, которая определяет пути решения от­дельных задач. Основная цель психодиагностического обследова­ния ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптималь­ных путей коррекционной помощи. Конкретная задача опре­деляется возрастом ребенка, наличием или отсутствием наруше­ний зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для по­лучения информативных и объективных результатов психологи­ческого изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

методический аппарат должен быть адекватен целям и гипо­тезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка воз­растной норме или об отставании от нее;

важно определить, какие психические функции предполага­ется изучить при обследовании, - от этого зависит подбор мето­дик и интерпретация результатов;

подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологи­ческую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить толь­ко в результате использования нескольких методик, дополняю­щих друг друга;

при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позво­ляет выяснить высший уровень его возможностей;

- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффектной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы включить необъективность в трактовке результатов;

- отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

- не исключая значения интуиции при разработке диагности­ческого инструментария, следует предусмотреть обязательное тео­ретическое обоснование системы диагностических заданий;

- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо до­зировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных воз­можностей.

При организации проведения процедуры обследования необ­ходимо учитывать следующие требования:

- процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;

- методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки дан­ных, но одновременно учитывать не столько количественные ре­зультаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

- анализ полученных результатов должен быть качественно-­
количественным; в работах ведущих отечественных психологов по­казано, что именно качественный анализ, реализуемый через си­стему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

- выбор качественных показателей не должен быть случайным, должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;

- для получения достоверных результатов важно установит продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка

- для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые их следователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесооб разным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розано­ва) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в не­сколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педаго­гов. К началу обследования он должен обладать всеми необходи­мыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследова­ния и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной ком­нате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребен­ка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог дол­жен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ре­бенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то не­обходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через не­сколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторно­му обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. заключение состоит из трех относительно самостоятель­ных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, ель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с пси­хологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный со­вместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер высказываний ребенка, его способность расска­зать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагно­стического изучения психики ребенка в зависимости от задач ис­следования, определивших, какие психические функции и про­цессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нару­шений психики у ребенка, причем отмечаются не только выяв­ленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и роди­телям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст об­следуемого, даты обследования и написания заключения, фами­лия психолога.

Наши рекомендации