Тема 4. Методология и методы педагогических исследований
Дидактические единицы. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Организация педагогического исследования. Система методов и методика педагогических исследований. Методологическая культура учителя
Основные понятия: методология, методы исследований, методика исследований, педагогическое исследование.
Литература для самостоятельной работы.
· Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.
· Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.
· Гласс Д., Стекли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976.
· Грабарь М.И., Краскянская I’.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. — М., 1977.
· Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.
· Ильин В.В..Салиюсин А.Г. Природа науки. — М., 1985.
· Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -т-- Самара, 1994.
· Садовский В.Н. Обоснование общей теории систем. — М., 1974.
· Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М., 1986.
Самостоятельная работа студентов: изучение дополнительной литературы, составление методики педагогического исследования для изучения одного из качеств личности ребенка.
Задания
№1. Дайте определение методологии
________________________________________________________________________________
№2. Обозначьте функции методологии
1.
№3. Дайте описание
дескриптивной (описательной) методологии
______________________________________________________________________
прескриптивной (нормативной) методологии
_______________________________________________________
ретроспективной(обращенной к прошлому) методологии
_______________________________________________________
№4. Дополните схему уровней методологии педагогического исследования. Пользуясь схемой уровней методологического знания, дайте устную характеристику уровней:
Уровня методологического знания
№5. Охарактеризуйте философско-педагогические концепции:
Экзистенциализм________________________________________________________________________________
Неотомизм
______________________________
Позитивизм
__________________________________________________________________________________________
Прагматизм
__________________________________________________________________________________________
Диалектический материализм
________________________________________________
№6. Объясните значение системного подхода в организации педагогического исследования
________________________________
№7. Укажите аспекты системного подхода:
| |||||
№8. Дополните принципы исследования:
1.________________________________________________________________
2.Конкретность
3.________________________________________________________________
№9. Дайте письменную характеристику конкретно-методологических принципов педагогических исследований:
Целостный подход
______________________________________________________________________
Личностный подход
____________________________________________________________________________________
Деятельностный подход
__________________________________________
Полисубъектный (диалогический) подход
____________________________________________________________________________________
№ 10. Дайте определение педагогического исследования
______________________________________________________________________
№11. Укажите, как делятся по направленности педагогические исследования.
| |||||
№12. Дополните методологические параметры педагогического исследования (научный аппарат), дайте их характеристику:
1. ________________________
2. предмет исследования
3. ________________________
4. задачи
5. проблема
6. ________________________
7. _________________________
8. защищаемые положения.
№13. Дополните критерии качества педагогического исследования :
· ______________
· новизна
· _______________и практическая значимость
№14. Какой раздел программы исследования характеризует:
1. Обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориальный аппарат), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы__________________
2. Раскрываются стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных_________________________
№15. Охарактеризуйте этапы исследовательского поиска
№16.Дайте определение:
Методы педагогического исследования это
________________________________________________________________
№17. Дополните группы методов педагогического исследования
|
|
№18. Дайте устную характеристику методов изучения педагогического опыта :
· наблюдение, · беседа, · интервью, анкетирование, | · изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, · изучение педагогической документации эксперимент. |
№19. Укажите виды наблюдения:
№20. Дайте характеристику этапов эксперимента:
теоретический
_______________________________
методический
________________________________
собственно эксперимент
________________________________________________
_______________
аналитический
________________________________________________________________
№21. Дополните пары видов эксперимента:
| |||
| |||
№22. Охарактеризуйте виды работы с литературой
o составление библиографии ,
o реферирование,
o конспектирование ,
o аннотирование ,
o цитирование .
№23. Охарактеризуйте математические методы
№24. Охарактеризуйте показатели статистических методов:
· среднего арифметического
· медианы — показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок),
· степени рассеяния около этих величин — дисперсии (среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.).
№ 25, Проанализируйте этапы прикладного исследования:
1. Анализируется практическая деятельность с целью определения наиболее актуальной педагогической проблемы, решение которой приведет к ощутимым положительным результатам в развитии, обучении и воспитании учащихся.
2. Осуществляется сбор предварительных материалов (анамнез) для конкретизации возможных причин возникновения избранной педагогической проблемы (наблюдение, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов), который завершается разработкой гипотезы, т. е. предположения о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы.
3. Составляется методика исследования: отбираются необходимые методы, технические средства, определяются условия их применения и способы обобщения полученных данных. Практическое решение проблемы связано с реализацией методики исследования.
4. Количественная обработка полученных данных осуществляется с помощью математических методов исследования.
№26 Выпишите в тетрадь признаки методологической культуры педагога.
__________________________________________________________________________________________
.
Контрольная работа
Вариант 1.
· В чем сущность методологии педагогики?
· Что такое методологическая культура педагога?
· Назовите уровни методологического знания и покажите их специфику в педагогике.
· Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философского уровня методологии педагогики.
· Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики.
Вариант 2.
· Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их примерами.
· Какова логика организации исследования в педагогике? дайте характеристику его этапов.
· Раскройте содержание программы педагогического исследования.
· В чем суть методики педагогического исследования?
· Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами методы педагогического исследования.
Тест по курсу «Общие основы педагогики»
.Педагогика как наука, ее объект, предмет и функции.
1. Педагогика – это наука
1. о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания
2. об искусстве воздействия воспитателей на воспитуемых;
3. о воспитании, обучении и образовании людей;
4. о педагогической деятельности.
2. Что является объектом педагогики?
- личность человека, его характер, чувства, интеллект, воля.
- познавательные процессы человеческой психики: память, мышление, восприятие, воображение и др.
- система педагогических явлений, связанных с развитием личности человека т.е. образование
- процесс развития личности, происходящий в течение жизни человека.
3. Предметом педагогической науки является
- образование как целостный педагогический процесс
- личность ребенка
- отношения между взрослыми и детьми
- процесс социализации человека
4. Проективный, преобразовательный, рефлексивный уровни характеризуют_____________ функцию педагогики
- теоретическую
- технологическую
- результативную
- рефлексивную
5. Описательный, диагностический, прогностический уровни характеризуют_____________ функцию педагогики
- теоретическую
- технологическую
- результативную
- рефлексивную
.Образование как социальный феномен и педагогический процесс
6. Образование является объектом изучения
- системы гуманитарных наук
- педагогики и психологии
- педагогики
- философии и психологии
7. Совокупность требований общества в сфере духовного производства, выраженная в педагогических терминах, есть
- цель образования
- содержание образования
- цель социализации
- социально-педагогический заказ
8. Целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека принято называть
- воспитанием
- обучением
- формированием
- гуманизацией
9. Задача усвоения человеком знаний, умений, навыков решается в процессе
- воспитания
- система педагогических явлений, связанных с развитием личности человека т.е. образование
- социализации
- развития
10. Понятие «образование» по отношению к понятиям «обучение» и «воспитание» является
- рядоположенным
- альтернативным
- подчиненным
- объединяющим
11. Возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования предоставляет гражданам ________ образование
- высшее профессиональное
- среднее профессиональное
- послевузовское профессиональное
- дополнительное
12. Педагогический процесс представляет собой
- целенаправленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования
- последовательное воздействие взрослого на ребенка в целях развития его личности
- систему позитивных влияний педагога на воспитанника
- множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности
13. Субъектами педагогического процесса выступают
- педагоги
- педагоги и воспитанники
- все взрослые, оказывающие влияние на ребенка
- образовательные институты
14. Педагогическое взаимодействие включает в себя
- педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего по ответному влиянию на педагога и самого себя
- педагогическое влияние и его восприятие воспитанником
- педагогическое влияние, его восприятие воспитанником и трансляция этого влияния другим сверстникам
- влияние педагога на детский коллектив и воздействие коллектива на личность ребенка
15. Основным отношением педагогического процесса является отношение
- ученик - объект усвоения
- ученик - ученик
- учитель - детский коллектив
- учитель - ученик
Структура педагогики и ее связь с другими науками.
16. В определении оптимальной для детского организма учебной нагрузки педагогу может помочь знание
- психологии
- физиологии
- антропологии
- биологии
17. Педагогическая деятельность в системе социальной работы, а также отрасль науки, исследующая эту деятельность, – это
- социальная медицина
- социальная инженерия
- социальное проектирование
- социальная педагогика
18. Теоретическая система педагогических наук – это
- общая педагогика
- логопедия
- школоведение
- дефектология
19. Содержание и методы управления школьным делом и его организации изучает
- науковедение
- кибернетика
- генетика
- школоведение
20. Тенденции и закономерности воспитания и обучения у разных народов в различных странах изучает
- сравнительное правоведение
- сопоставительный анализ
- сравнительная педагогика
- социальная история
21. Вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста изучает
- сурдопедагогика
- тифлопедагогика
- дошкольная педагогика
- история педагогики
22. Специальная педагогика, изучающая работу с детьми с физическими и психическими отклонениями, – это
- дефектология
- дактилоскопия
- логопедия
- тифлопедагогика
23. Педагогику глухих и слабослышащих изучает
- сурдопедагогика
- логопедия
- тифлопедагогика
- дефектология
24. Педагогику слепых и слабовидящих изучает
- дефектология
- тифлопедагогика
- логопедия
- дидактика
25. Специфику образовательных и воспитательных задач в работе со студентами вузов изучает
- сравнительная психология
- сопоставительный анализ
- сравнительное правоведение
- педагогика высшей школы
Понятие о методологии педагогической науки.
26. Какой уровень методологии педагогики представляет теория экзистенциализма?
- философский.
- общенаучный.
- конкретно-научный.
- технологический.
27. Какой уровень методологии педагогики представляет системный подход?
- философский.
- общенаучный.
- конкретно-научный
- технологический.
28. Какой уровень методологии педагогики представляют методика и техника сбора научных данных и их обработки?
- философский.
- общенаучный.
- технологический
- конкретно-научный
29. Какой уровень методологии педагогики представляют конкретное исследование
- технологический
- философский.
- общенаучный.
- конкретно-научный
30. Ведущая роль религии в воспитании подрастающих поколений обосновывается представителями
- неотомизма
- неопозитивизма
- экзистенциализма
- диалектического материализма
Организация и логика педагогических исследований. Методы педагогического исследования
31. Педагогический эксперимент, целью которого является определение уровня развития личности школьника или детского коллектива, называют
- преобразующим
- констатирующим
- естественным
- лабораторным
32. Метод включенного наблюдения предполагает
- присутствие наблюдателя в группе наблюдаемых
- согласие наблюдаемых на наблюдение за ними
- использование специальных средств наблюдения
- самоанализ наблюдаемыми происходящего с ними
33. Педагогическая беседа отличается от интервью
- отсутствием записи ответов собеседника
- наличием плана разговора
- последовательностью задаваемых вопросов
- сообщением собеседнику цели разговора
34. К методам опроса в педагогическом исследовании относятся...
- конспектирование, реферирование, цитирование.
- педагогическое тестирование.
- ранжирование, шкалирование.
- беседа, анкетирование, интервьюирование.
35. В чём состоит главное отличие констатирующего эксперимента от формирующего?
- констатирующий эксперимент по времени гораздо менее продолжителен, чем формирующий.
- существенных отличий нет, просто в разных отраслях научного знания эксперименты называются по-разному.
- цель констатирующего эксперимента состоит в том, чтобы выявить состояние изучаемого предмета, процесса, явления; цель формирующего - преобразовать, изменить, улучшить.
- констатирующий и формирующий эксперименты - это одно и то же
Литература к курсу «Общие основы педагогики»
Основная литература.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1992.
- Педагогика. Уч. пособ. / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998.
- Подласый И.П. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1996.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1998.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика. Уч. пособ. Ч.1, П - М.,2000.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Уч. пособ. - М., 1990.
Дополнительная литература.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
- Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 1986.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
- Бернс Р. Развитие «Я — концепции» и воспитание. - М., 1986.
- Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века. М., 1988.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М., 1978.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России.- М., 1994.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М., 1986.
- Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-н-Д: изд-во РГПУ, 1994.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1977.
- Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1986.
- Мид М. Культура и мир детства.- М., 1988.
- Миронов В.Б. Век образования.- М., 1990.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1983.
- Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М., 1978.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1988.
- О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова.- М., 1991.
- Опыт разработки концепций воспитания / Отв. ред. Е.В. Бондаревская. - Ростов-н-Д, 1993.
- Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова.- М., 1990.
- Педагогический поиск / сост. Н.И. Баженова. - М., 1986.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М., 1982.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-н-Д, 1993,
- Развитие образования в России. Национальный доклад / Отв. ред. Э.Д. Днепров. - М., 1992.
- Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / Науч. рук. Е.Н. Шиянов. Ставрополь, 1993.
- Саймон Б. Общество и образование.- М., 1989.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова.- М., 1981.
- Франкл В. Человек в поисках смысла.- М., 1990.
- Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.
- Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. - М., 1991.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
Рефераты «Общие основы педагогики»
1. Образование как социальный феномен, система и педагогический процесс
2. Методология и логика педагогических исследований.
3. Система методов и методика педагогических исследований.
4. Аксиологические основы педагогики.
5. Целостный педагогический процесс.
6. Педагогические системы и их виды.
7. Сущность педагогического процесса
8. Развитие личности как педагогическая проблема.
9. Деятельность как фактор развития личности.
10. Сущность социализации
11. Общение как важное условие социализации и развития личности.
12. Соотношение понятий «развитие личности», «социализация», «воспитание» и «образование».
13. Факторы социализации и их роль в формировании и развитии личности.
14. Воспитание и формирование личности.
15. Роль обучения в развитии личности.
16. Этнопедагогика и ее влияние на личность.
17. Семья как институт социализации.
18. Молодежная субкультура как фактор воспитания личности.
19. Средства массовой информации и их место в процессах социализации и воспитания.
20. Роль религии в социализации и воспитании личности.
21. Самообразование и самовоспитание в формировании личности
22. Личностно-развивающие возможности образования.
23. Воспитание как социально организованный процесс интериоризации человеческих ценностей.
24. Гуманистическое воспитание как условие становления личности.
25. Гуманистические педагогические системы.
26. Проблема гуманизации общения.
27. Гуманистическая педагогика Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.
28. Реализация гуманистических идей в практике работы В.А. Сухомлинского.
29. Педагогики сотрудничества как реализация гуманистической педагогики..
В мире мудрых мыслей
- После хлеба самое важное для народа − школа. Ж. Дантон
- Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский.
- Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными. И. Гете.
- Жалок тот, кто живёт без идеала. И.С. Тургенев.
- Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает… Ф. Энгельс.
- Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.. Демокрит
- Человек стремиться к знанию, и, как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен.
- Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. К. Гельвеций
- Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколь в убеждениях. Ж.Ж. Руссо.
- Нет ничего труднее, как перевоспитывать человека, плохо воспитанного. Я.А. Коменский.
- Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. П. Гольбах.
- Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель.
- Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого. Ж Верн.
- Я предпочитаю красоту, которая не нуждается в лицезрении и проявляет себя в душевных качествах. Р.Тагор.
- Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. В. Гюго.
- Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р .Эмерсон.
- Главной функцией новой семьи должна стать функция воспитания человека и гражданина. А. Грамши
- Человек – не простая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость. Д.И. Писарев
- То, что мы знаем − ограниченно, а то, чего мы не знаем − бесконечно. П. Лаплас.
- Словом можно смерть предотвратить, Словом можно мёртвых оживить. А. Навои.
- Действие людей − лучше передают их мысли. Д. Локк.
- Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать. Еврипид.
- Человек вырастает по мере того, как растут его цели. Ф. Шиллер.
- Деятельность – единственный путь к знанию. Б. Шоу.
- Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А Дистерверг.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу «Общие основы педагогики»
- Общее представление о педагогике как науке.
- Проблема цели в педагогике.
- Предмет, объект и функции педагогики..
- Законы воспитания как предмет педагогики.
- Образование как социальный феномен.
- Основные понятия педагогики.
- Связь педагогики с другими науками.
- Структура педагогики.
- Основные противоречия образовательного процесса и пути их разрешения.
- Методологические основы педагогики.
- Категориальный аппарат педагогики.
- Образование как социальное явление и общечеловеческая ценность.
- Образование как целенаправленный педагогический процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства
- Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- Понятие о педагогической системе.
- Общая характеристика системы образования.
- Сущность педагогического процесса.
- Педагогический процесс как целостное явление.
- Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.
- Сущность и пути формирования человеческой личности.
- Сущность социализации и ее стадии.
- Концепции социализации.
- Факторы социализации.
- Роль воспитания в социализации личности.
- Роль обучения в развитии и социализации личности.
- Самовоспитание и его роль в формировании личности.
- Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
- Методология педагогического исследования.
- Общенаучный уровень методологии педагогики.
- Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
- Организация педагогического исследования.
- Система методов и методика педагогических исследований.
33. Системный подход как общенаучная методология педагогики.
- Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
- Логика исследования в педагогике.
- Содержание программы педагогического исследования.
- Методологическая культура учителя..