Бласть применения программы 1 страница
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах (углубленная подготовка)в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Преподавание по программам начального общего образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
2. Проводить уроки.
3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
4. Анализировать уроки.
5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
6. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
7. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
8. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
9. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
10. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области обучения и воспитания детей в процессе реализации образовательных программ начального общего образования при наличии среднего (полного) общего образования и НПО. Опыт работы требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным
предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным
предметам начальной школы;
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников
с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- составления педагогической характеристики обучающегося;
- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении
физических упражнений;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в
диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-ведения учебной документации;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей
учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии
с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной
деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с
учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности
обучающихся;
- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их
индивидуальными особенностями;
- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном
процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с
обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам,
осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений
обучающихся;
- оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по
всем учебным предметам, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения
по всем учебным предметам,
- корректировать и совершенствовать их;
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в
устной и письменной речи;
- выразительно читать литературные тексты;
- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять
физические упражнения;
- изготавливать поделки из различных материалов;
-рисовать, лепить, конструировать;
-анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и
средств, поставленным целям и задачам;
-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
знать:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности
младших школьников;
- требования образовательного стандарта начального общего образования и
примерные программы начального общего образования;
- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на
уроках по всем предметам;
- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с
проблемами в развитии и трудностями в обучении;
- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основы обучения и воспитания одаренных детей;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и
методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального
курса математики, естествознания, физической культуры; элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
- методы и методики педагогического контроля результатов учебной
деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
- методику составления педагогической характеристики ребенка;
- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии
выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на
уроках;
- логику анализа уроков;
- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1919 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 1299 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 866 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 433 часа;
учебной и производственной практики – 620 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД)Преподавание по программам начального общего образования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Определять цели и задачи, планировать уроки |
ПК 1.2 | Проводить уроки |
ПК 1.3 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения |
ПК 1.4 | Анализировать уроки |
ПК 1.5 | Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа | |||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.04 Методика преподавания математики в начальных классах | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания | ||||||||
ОК 1-12 ПК 1.1-1.5 | МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом | ||||||||
Производственная практика, (по профилю специальности), часов | |||||||||
Всего |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Преподавание по программам начального общего образования