Концепции структуры деятельности учителя
1. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В. КУЗЬМИНА выделила и описала психологическую структуру деятельности учителя.
В нее входит пять функциональных компонентов: гностический, коммуникативный, организаторский, проектировочный и конструктивный. Все представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и достаточно сильно пересекаются. Например, к проблеме педагогического воздействия непосредственное отношение имеют коммуникативная, организаторская и конструктивная деятельность.
Гностический компонент связан со сферой знаний педагога. Это не только знание своего предмета, но и знание средств педагогической коммуникации, знание психологических особенностей личности учащихся, а также особенностей своей личности и деятельности.
Коммуникативный компонент характеризует специфику взаимодействия преподавателя с учащимися; при этом акцент делается на эффективности педагогической деятельности, с достижением дидактических целей.
Организаторский компонент связан с системой соответствующих умений учителя, не только организовать деятельность учащихся, но и свою собственную. Этот компонент в значительной степени невозможен без его коммуникативной активности.
Проектировочный компонент включает в себя дальние, перспективные цели обучения и воспитания, а также стратегии и способы их достижения. Проектировочный компонент, несомненно, связан с методами воспитания и обучения, но не так прямо, как конструктивный.
Конструктивный компонент отражает особенности построения педагогом собственной деятельности и деятельности учащихся с учетом ближайших целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
Конструктивная деятельность преподавателя, непосредственно связанная с проблемой методов обучения и складывается из реализации четырех функций: презентативной, инсентивной, корректирующей и диагносцирующей.
Презентативнаяфункция состоит в предоставлении учащимся содержания материала. Выполнение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм и способов предъявления содержания обучения и имеет в виду сам факт такого предъявления.
Инсентивная функция заключается в побуждении учащихся к усвоению той или иной информации. Реализация этой функции связана с постановкой вопросов, оценкой ответов и т. д., например, проблемного метода.
Корректирующая функция - функция исправления и сопоставления результатов деятельности самих учащихся.
Диагносцирующая функция по существу обеспечивает обратную связь.
PS - При сравнительном изучении учителей с высоким и низким уровнем мастерства удалось выявить интересные различия. Оказалось, это у учителей с высоким уровнем мастерства преобладают воздействия организующего, а не чисто дисциплинарного характера (организаторский компонент деятельности). С ростом мастерства педагога число непосредственных воздействий сокращается, но зато увеличивается их разнообразие.
2. Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в трудах А.К. МАРКОВОЙ. Она разделила педагогические умения на несколько групп.
Первая группа связана спроблемной педагогической ситуацией ивключает в себя:
§ умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач;
§ принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности;
§ умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.;
§ умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса;
§ умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
Вторую группу связана сумением работать с содержанием учебного материала: (восприятие и переработка)-
· способность к педагогической интерпретации разнообразной информации;
· демонстрация межпредметных связей;
· умение исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
· умение изучать у учащихся состояние отдельных психических функций, обученности и воспитанности школьников, определять реальные учебные возможности школьников, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся;
· умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя и др.
Третья группа – связана со знаниями педагога:
· умение использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики;
· умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
· умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Четвертая группа умений, связана с социальной педагогической перцепцией:
· это оценка учителем степени воспитанности школьника и его воспитуемости как таковой;
· умение по поведению распознавать, насколько согласованы нравственные нормы и убеждения школьников;
· умение учителя увидеть личность ученика в целом - во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
· создание условий для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников.
Пятая группа сфера педагогического общения включает в себя приемы, способствующие достижению высоких уровней общения, главными из которых являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов личности ученика:
§ владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами);
§ умение понять позицию другого в общении, умение встать на точку зрения ученика;
§ проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
§ умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
§ умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
§ преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими;
§ преобладание демократического стиля руководства;
§ умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группа -умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии:
· умение реализовать и развить свои педагогические способности;
· умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;
· способность воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции.
Седьмая группа - способностей осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, максимально использовать все положительное из своих природных данных; умения укреплять свои сильные стороны.
Восьмая группа умений включает навыки диагностирования:
· умение определять знания учащихся в начале и в конце учебного года;
· умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;
· умение выявить отдельные показатели обучаемости;
· умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа умений связанных с самопознанием (рефлексией): - это интегральные умения учителя оценить свой труд в целом:
· умение увидеть причинно-следственные зависимости между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами;
· умение учителя перейти от оценки отдельных педагогических умений к оценке своей результативности и профессионализма.