Итог, оценка деятельности детей. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, фразах; упражнять в составлении предложений
Занятие 8
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, фразах; упражнять в составлении предложений, согласовании слов в предложениях; тренировать умение образовывать новые слова, упражнять в изменении глаголов по временам; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мыслительные операции, память; воспитывать активность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
- Прослушайте и скажите, какой звук слышится чаще.
Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж.
- Дайте характеристику звуку [ч].
2. Игра «Вопрос - ответ».
- Скажите, кто нас лечит? (Врач.)
- Чем ловим рыбу? (Удочкой.)
- На чем ехал в сказке Емеля? (На печке.)
- Где выдают посылки и отправляют письма? (На почте.)
- -Чем питается верблюд? (Колючками.)
- С кем сразился комар в сказке? (С паучком.)
- Чем покрывается ветка весной? (Почками.)
3. Игра «Лишнее слово».
- Повтори слова, назови лишнее слово.
• почта, почтальон, почтение, почтовый
• колючки, колючий, коля, укол
• паучок, паук, паутина, утиный
• печка, печень, печной, печник
• удочка, удод, удить, удилище
4. Игра «Эхо» (словообразование отчеств мужского рода).
Николай - Николаевич
Степан -...
Роман -...
Петр -...
Игорь -...
5. Составление предложений по вопросам и опорной картинке.
- Назови предметные картинки:
уточка, ручка, грач, врач, бабочка, мяч, белочка, булочка
Ответь на в о п рос ы , составь предложение:
- Кто плавает в бочке?
- Чем пишет Ванечка в школе?
- Что уронила девочка?
- Кто сидит на кочке?
- Кто пришел к больной девочке?
- Кого ловит Верочка?
- Кто прыгнул на елочку?
- Что ест Танечка?
- Составь схему предложения Танечка ест булочку; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками.
- Составь схему предложения Грач сидит на кочке; обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками; «маленькое слово» на обозначь схемой этого слова (квадрат, а на квадрате - маленький кружок).
Физкультминутка.
Речь с движением.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом...
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
И. Лопухина
- Назови слова со звуком [ч].
7. Игра «Измени».
• Девочка надевает очки, - Девочка надела очки.
• Девочка выпускает птичку. - Девочка выпустила птичку.
• Девочка выливает воду в бочку. - Девочка вылила воду в бочку.
• Девочка ловит мяч. - Девочка поймала мяч.
• Девочка выпивает молочко. - Девочка выпила молочко.
Заучивание загадки.
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка - в реке.
(Удочка.)
Итог, оценка деятельности детей.
Занятие 9
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах; обогащать и активизировать словарь, тренировать навыки словоизменения, развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия 1. Организационный момент.
- Послушай четверостишие:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
- Скажи, какой звук слышится чаще других?
- Звук [ч] какой? (Характеристика звука/ч/.)
2. Игра «Повтори за мной».
ча-чо-чу чи-чё-чу
чо-чу-че чё-чи-чу
чу-чи-че ча-чё-чи
чи-чо-чу чо-чу-чё
ча - ча чу - чу чи-чи че-че чё-чё
ча - ча - ча чу - чу - чу чи-чи-чи че-че-че чё-чё-чё
ча - ача че - аче чи-ачи чё-ачё чу-ачу
3. Игра «Выдели ударный слог».
чам - чам - чам
чук-чук-чук
чин-чин-чин
чек-чек-чек
чам - чам - чам
чук-чук-чук
чин-чин-чин
чек-чек-чек
чам - чам - чам
чук-чук-чук
чин-чин-чин
чек-чек-чек
4. Игра «Повтори по три раза».
у-ча-ап-ча
у-че-ап-че
у-чу-ап-чу
у-чи-ап-чи
у-чё-ап-чё
Физкультминутка с мячом.
6. Игра «Повтори громко, а затем - тихо».
ча-у-ча
ча-та-ча
чё-у-чё
чё-то-чё
че-у-че
че-тэ-че
чи-у-чи
чи-ты-чи
7. Игра «Шифровальщики».
Упражнение на звуковой анализ слогов.
Игра «Поймай правильно».
Упражнение на синтез слогов: ч и а - ча, ч и и - чи и т. д.
8. Игра «Помоги сказать».
• Педагог начинает чистоговорку, ребенок договаривает последний слог:
Чу-чу-чу - я сейчас зажгу све..чу.
Ча-ча-ча - не горит ярко све. . .ча.
Чи-чи-чн - сели мы вокруг све.чи.
Чё-чё-че - ах, горит как горя...чо!
• Ребенок произносит слоги, взрослый заканчивает фразу:
• Чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу.
Ча-ча-ча - не горит ярко свеча.
Чи-чи-чи - сели мы вокруг свечи.
Чё-чё-че - ах, горит как горячо!