Итог, оценка деятельности детей. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, фразах; упражнять в составлении предложений

Занятие 8

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в словах, фразах; упражнять в составлении предложений, согла­совании слов в предложениях; тренировать умение образовы­вать новые слова, упражнять в изменении глаголов по временам; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мысли­тельные операции, память; воспитывать активность на занятии.

Ход занятия

Организационный момент.

- Прослушайте и скажите, какой звук слышится чаще.

Четыре черненьких

Чумазеньких чертенка

Чертили черными

Чернилами чертеж.

- Дайте характеристику звуку [ч].

2. Игра «Вопрос - ответ».

- Скажите, кто нас лечит? (Врач.)

- Чем ловим рыбу? (Удочкой.)

- На чем ехал в сказке Емеля? (На печке.)

- Где выдают посылки и отправляют письма? (На почте.)

- -Чем питается верблюд? (Колючками.)

- С кем сразился комар в сказке? (С паучком.)

- Чем покрывается ветка весной? (Почками.)

3. Игра «Лишнее слово».

- Повтори слова, назови лишнее слово.

• почта, почтальон, почтение, почтовый

• колючки, колючий, коля, укол

• паучок, паук, паутина, утиный

• печка, печень, печной, печник

• удочка, удод, удить, удилище

4. Игра «Эхо» (словообразование отчеств мужского рода).

Николай - Николаевич

Степан -...

Роман -...

Петр -...

Игорь -...

5. Составление предложений по вопросам и опорной кар­тинке.

- Назови предметные картинки:

уточка, ручка, грач, врач, бабочка, мяч, белочка, булочка

Ответь на в о п рос ы , составь предложение:

- Кто плавает в бочке?

- Чем пишет Ванечка в школе?

- Что уронила девочка?

- Кто сидит на кочке?

- Кто пришел к больной девочке?

- Кого ловит Верочка?

- Кто прыгнул на елочку?

- Что ест Танечка?

- Составь схему предложения Танечка ест булочку; обозна­чай предложение длинной полоской, а слова - короткими по­лосками.

- Составь схему предложения Грач сидит на кочке; обо­значай предложение длинной полоской, а слова - короткими по­лосками; «маленькое слово» на обозначь схемой этого слова (квадрат, а на квадрате - маленький кружок).

Физкультминутка.

Речь с движением.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом...

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

И. Лопухина

- Назови слова со звуком [ч].

7. Игра «Измени».

• Девочка надевает очки, - Девочка надела очки.

• Девочка выпускает птичку. - Девочка выпустила птичку.

• Девочка выливает воду в бочку. - Девочка вылила воду в бочку.

• Девочка ловит мяч. - Девочка поймала мяч.

• Девочка выпивает молочко. - Девочка выпила молочко.

Заучивание загадки.

- Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка - в реке.

(Удочка.)

Итог, оценка деятельности детей.

Занятие 9

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах; обогащать и активизировать словарь, тренировать на­выки словоизменения, развивать слуховое внимание и фонема­тический слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Ход занятия 1. Организационный момент.

- Послушай четверостишие:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

- Скажи, какой звук слышится чаще других?

- Звук [ч] какой? (Характеристика звука/ч/.)

2. Игра «Повтори за мной».

ча-чо-чу чи-чё-чу

чо-чу-че чё-чи-чу

чу-чи-че ча-чё-чи

чи-чо-чу чо-чу-чё

ча - ча чу - чу чи-чи че-че чё-чё

ча - ча - ча чу - чу - чу чи-чи-чи че-че-че чё-чё-чё

ча - ача че - аче чи-ачи чё-ачё чу-ачу

3. Игра «Выдели ударный слог».

чам - чам - чам

чук-чук-чук

чин-чин-чин

чек-чек-чек

чам - чам - чам

чук-чук-чук

чин-чин-чин

чек-чек-чек

чам - чам - чам

чук-чук-чук

чин-чин-чин

чек-чек-чек

4. Игра «Повтори по три раза».

у-ча-ап-ча

у-че-ап-че

у-чу-ап-чу

у-чи-ап-чи

у-чё-ап-чё

Физкультминутка с мячом.

6. Игра «Повтори громко, а затем - тихо».

ча-у-ча

ча-та-ча

чё-у-чё

чё-то-чё

че-у-че

че-тэ-че

чи-у-чи

чи-ты-чи

7. Игра «Шифровальщики».

Упражнение на звуковой анализ слогов.

Игра «Поймай правильно».

Упражнение на синтез слогов: ч и а - ча, ч и и - чи и т. д.

8. Игра «Помоги сказать».

• Педагог начинает чистоговорку, ребенок договаривает последний слог:

Чу-чу-чу - я сейчас зажгу све..чу.

Ча-ча-ча - не горит ярко све. . .ча.

Чи-чи-чн - сели мы вокруг све.чи.

Чё-чё-че - ах, горит как горя...чо!

• Ребенок произносит слоги, взрослый заканчивает фразу:

• Чу-чу-чу - я сейчас зажгу свечу.

Ча-ча-ча - не горит ярко свеча.

Чи-чи-чи - сели мы вокруг свечи.

Чё-чё-че - ах, горит как горячо!

Наши рекомендации