Педагогическая деятельность. Введение в педагогику
Введение в педагогику
Педагогика – возникла как наука во 2 половине 18 века. С древнегреческого значит «сопровождающий» (в школу).
Школа – философско0учебные кружки вокруг ученого.
Основатель педагогики как науки – Радке.
Ян Амос Каменский – учебник по педаг. Основатель терминологии, разделов.
Педаг. Деятельность – специально организованная деятельность при которой от 1 и другим предаются знания, формируется умения. Навыки+ формирование мировоззрения.
Профессия учитель – появилась при древнегреческих школах.
Классическая школа – кон. 18 века в Германии, Гербард. Это школа массовая, светская, зависящая от церкви, но управляет ей не церковь, а государство.
Промышленная революция как тригер. Отделяет классы по возрасту (2-3 года разницы). Появились женские школы. Мужское –массовое. Отделил здание школы от церкви. Появились учителя-предметники (немецкий, языкознание, арифметика, естествознание, богословие, философия), педагог-воспитатель (дисциплина, наказания-карцер, дубинка) Школы государственные и частные. Появилось четкое время урока и перемены. В целом – похоже на современную школу.
До объединения Руси на территории Кремля все всех знали. Было княжеское вече. Обучение школ для всех – ремесла. После объединения обучение становится элитным.
Религия становится авторитарна – подчинение правилам, определенному образу жизни. Нет места спору. Были физические наказания – религиозные школы.
Появилась светская школа. Основал Иоган Фридрих Гербарт.
Домашнее обучение для детей аристократии.
Обучение:
1) Домашнее
2) Религиозное
Появились гимназии-пансионаты. В крупных центрах - городах. Домой – на каникулы. Могли оставаться в школе на каникулах из-за плохой успеваемости. Гимназии платные – дворянство. Что б ребенок учился бесплатно – родитель должен был иметь заслуги перед государством. Были и женские и мужские с 7 лет.
Появились гос. Университеты – МГУ, институты благородных девиц и кадетские корпуса.
Школа в РФ: предметы (языки, арифметика, философия, фехтование, этикет, танцы, военные предметы.
Физические наказания.
Церковно-приходские школы для всех кто живет относительно зажиточно ( не нужен в поле) : небольшие помещение, стол, лавки, свечи. Тут учились, ели, спали.
Земские школы (гос) существовали за счет пожертвований дворян (2-3 класса0.
Таланты могли получать мат. Поддержку за счет средств учреждения
После октябрьской революции разрушена экономика. Образование по указу Ленина организуется массовое – ликбез – массовое овладение грамотой для всего населения страны. За 9 лет все научились читать и писать. Утром ученики учились в школах, вечером учили более взрослое население.
Бейл-ланкастерское обучение – связано с большим количеством человек для обучения за короткий срок. Связано с нехваткой учителей. Декабристы использовали для обучения революционных кружках. (волна сверху вниз)
После ликбеза стало обязательным начальное образование(4 класса) – общее (7-8 классов) – 9-10 класс (кола или ПТУ)
Сейчас – полное бесплатное 11 лет образование (школа 11 классов или школа 9 кл+колледж_
Если не закончит – могут лишить родителей родительских прав.
Лекция 2
Педагогическая деятельность
Образовательный процесс – обучение+воспитание+ формирование компетенций (знание, умение, навыски, мировоззрение, представление. Понимание, социо-культурные навыки)
Образ. Процесс начинается в детстве с рождения, с начала осваивания пространства. Наиболее активно с 3 до 7 лет. Далее – сознательно избирательный процесс.
До 7 лет ведущая деятельность – игра, после 7 –обучение, после 14 – социальное общение. Сейчас планка социального общения падает и приближается к 7.
Современные методики – «нескучные уроки» Ершова, методика Китайгородской, Гаребян, методика Эконина-Давыдова, Методика Монтессори (учит самостоятельно учиться).
Д/з не должно превышать 1/3 от того, что сделано на уроке.
Функции обучения – образование, развитие и воспитание.
Образование – знание разных вещей.
Развитие – способность использовать знание.
Процесс обучения в традиционной школе – восприятие от простого к сложному ( по спирали- возвращение к одним и тем же темам)
1 этап - созерцание (увидеть, услышать, попробовать на вкус, наглядность, личным пример учителя)
2 этап – восприятие (назвать)
3 этап – понимание (какой предмет?значение?)
4 этап – обобщение (сопоставление, систематизация, сравнительный анализ). Тут выявляется понятна ли тема или нет. Если нет – возвращаемся к этапу 1.
5 этап – практика (закрепление, использование, упражнения)
Все 5 пунктов –элементы традиционной школы.
6 этап (нетрадиционной школы) – творческая деятельность (применить вне стандартных ситуации – фильмы, книги, песни, написание текстов, стихи, история по картинкам, составление кроссвордов). Этот этап выявляет глубокое понимание темы.
Школа Гаребяна-Самвела – методика запоминания слов.
На дом. – упражнения аналогичные тому, что сделано на уроке. Если творческое – на дополнительную оценку. Игра –вавилонская башня.
Обучение:
1. Цель- каждого урока, месяца, года – планирование. Напр. – уметь пользоваться материалом, применять. Маршрут- промежуточные цели+конечные.
2. Учитывать окружение: родителя – советы им, методические рекомендации.
3. Индивидуальное взаимоотношения – речь, энергетика, внешний вид, открытость, искренность.
Принципы обучения – правила, при использовании которых результат будет выше.
1. Наглядность и абстракция (всегда), аудирование (только если уровень позволяет)
2. Систематичность и последовательность – возвращение к полному и тому же (спираль)
3. Прочность знаний – запомнить надолго-упражнения, тренировки (использовать постоянно)
4. Научность – соответствие общим современным правилам, актуально, современные лексические конструкции
5. Связь теории с практикой и трудом – реализация знаний в самостоятельной жизни (понимание где и как можно знания применить)
6. Учет индивидуальных особенностей – способности, темперамент
7. Мотивация :
a. Внутренняя - От человека самого, зависит от семьи и способностей
b. Внешняя:
i. Социальная – зависит от окружения (песни, комп игры, путешествия в страну языка)
ii. Побуждающая – получить похвалу, подарок
· Непосредственная – сделал-получит похвалу (физическая, моральная, материальная)
· Преспективно побуждающая – похвала через промежуток времени, работает только для взрослых ( в конце семестра- велосипед)
Приемы развития мотивации.
Принцип новизны
Доброжелательности
Неожиданности
Необычности (карточки, плакаты, игры) – интерактивные задания (диалоги, театр, маски, игры, соревнования)
Зацепить внутренние занятия ребенка (расскажи о любимо игрушке не называя ее, о блюде, описать крточку, песни, стихи, экскурсии, виртуальные экскурсии, фильмы. Видео)
Методика Мещеряковой, Гаребян.
Лекция 3
Приемы повышения мотивации:
Нестандартная ситуация – пропустить слово, диалог с настроением, викторина с вопросами по информации по тексту, пересказ текста от лица другого персонажа, по ролям, по логическим кусочкам, пересказ – плохо, хорошо- передача содержания.
План урока: методическое содержания урока по этапам (программа минимум: время)+ психолого методические особенности (программа максимум-возможные варианты ситуаций на уроке, могут быть типовые от урока к уроку).
3 функции урока: образовательная(научить, сформировать умения, закрепить знания), развивающая (развитие речи, памяти, логического мышления, ассоциативного восприятия, скорости реакции, коммуникативных умений), воспитательная (социокультурный компонент, мировоззрение, воспитание качеств, здоровый образ жизни, представление о музыки, танцах, культуры)
Этапы методической части:
1. Организационный момент – подготовка к уроку: приветствие, кто отсутствует, что сегодня проходим, фонетическая зарядка, скороговорки, спросить дату, посмотреть наличие всего необходимого на уроке, «достаньте то и то», убрать ненужные предметы (это традиция: 1-3минуты)
2. Проверка домашнего задания (закончится через 15 мин от начала урока): должна быть разнообразный каждый раз: игра, диктант, сбор тетрадок, у доски, фронтальный опрос
3. Новая тема: правило визуальное; примеры; закрепление – свой пример, работа по образцу, аналогично; творческое – придумать что-то свое, может быть на дом (10мин-до конца урока). Отметки не выставляются. Если предыдущая тема не усвоена, то новую не даем, повторяем прошлую.
4. Инструктаж домашнего задания – обратите внимание на то и то, это мы делали на уроке аналогично.
5. Подведение итогов – может быть после звонка – мы сделали то и то, оглашение оценок, озвучить, кто хорошо поработал
1 и 5 обязательно. На контрольной 2- контрольная, 3 и 4 нет. На новой теме – дз такие же как были на уроке. Если предыдущая тема сложная – новую не даем, закрепляем предыдущую+ творческое задание на дом. Урок обобщение –подготовка к контрольной- связка тем.
Пример психо-методологической части (на 2- 3 этапе урока):
Заучивание лексики: снежный ком (имена, любимая игрушка, купил в магазине и т.д) можно на вылет,
Заучивание алфавита: пропустить буквы в алфавите, все
Придумывание слов в рамках определенного количества букв
Связать слова в рассказ
Дз- меньше, чем на уроке. Творческое может быть больше. (в сумме не более 1 часа)
Учить читать быстро- передать смысл текста 5ю словами. Выделить смысл.
Методы обучения- способы, приемы при помощи которых проходит обучение:
1. Методы, передающие информацию, формирующую знания, формирование знаний: визуальные (иллюстративные- картинки, слайды, презентации, кино, примеры), словесные (аудио, рассказ- передача информации с примерами, объяснение- сухая информация, беседа- активное или закрепительное усвоение знаний, лекция-много информации и термины, чтение)
2. Методы закрепления, формирование умений: упражнения, тренировка (многократное повторение), инструкция (напр алгоритм составления диалога, пересказа текста), совместная работа (сидеть рядом с ребенком и делаем вместе)
3. Метод графический: заполнение контурной карты, самостоятельное составление таблицы, алгоритмов (граф)
4. Методы контроля: устный (обучающий), письменный (контролирующий)
Знания – знаю правило
Умения – знаю правило, использую
Навыки – автоматические умения
Компетенции - знания, умения, навыки, представления, мировоззрение, отношение. Бывают предметные(спицифические) – говорение на англ. Языке, уметь решать интегралы или общеучебные –могут применяться на всех предметах (выделять главное, отвечать на вопросы, анализирование)
Функции и виды контроля
Контроль- существенный этап учебного процесаа6 показывает степень усвоения материала
Бывает:
По форме
1. Устный – может быть обучающим (подключаться с процессу ответа, подсказывать, объяснять заново, попросить помочь других детей
· Индивидуальный (1 ученик у доски или с места большой кусок материала, глубоко проверяет знания)
· Фронтальный опрос ( всех, информация маленькими кусочками – показывает поверхностные знания, лучше спросить всех, иначе могут обидеться
2. Письменный – контрольные работы, диктанты, тесты, обучающим являет не сам контроль, а работа над ошибками – возращение к теме контрольной
· Индивидуальный- личная работа 1 ученика
· Групповой- работа с взаимной проверкой, письменный рассказ на 2х и т.дЮ
· Фронтальный – все пишут 1 рассказ
По значению:
1. Текущий – из урока в урок (приучить детей к систематической работе по предмету), нельзя его не проверять иначе его перестанут делать. Цель- воспитательная.
2. Тематический – по окончанию изучения темы или 2х если темы взаимосвязаны и небольшие. Включает в себя разные аспекты одной темы ( диктант, контрольная). Цель – оценочная и методическая.
3. Итоговый – в результате окончания триместра, года, курса и т.д. В результате выставляется итоговая оценка. Включает в себя задания по всем пройденным темам. Возможно использование внутрипредметных связей ( то, что было пройдено в прошлом году). Функция - оценочная.
4. Периодический контроль – срезные работы, которые проводятся сверху (диагностика, срез знаний). Функция – проверка работы школы. Проще итоговых. Ориентирован н гос стандарт.
5. Графический – заполнение контурной карты, таблицы, составление детьми тематического кроссворда
Лекция 4
Функции контроля:
· Образовательная (устный)
· Оценочная ( фиксация цифрами уровня знаний)
· Воспитательная (приучение к систематической работе, мотивирующая, подготовка ребенка к самоконтролю- к классу 8)
· Методическая (проверка учителя)
· Игровая ( игры, кроссворды, викторины, соревнования – фишки как поощрение)
Следующий урок после контроля- работа над ошибками.
Контроль – взамоконтроль ( с друзьями, взаимные проверки работ друг друга- научиться видеть ошибки другого: поощрить того, кто больше найдет ошибок) - самоконтроль
Навыки самостоятельной работы- важна самостоятельность, начать давать быть самостоятельным с 3х лет «я сам». Пластмассовая посуда сперва – потом фарфор что б научить быть ответственным (нельзя ронять). Делать вместе, а не за ребенка. Должно сформировать понимание КАК это делать и далее Тренировка. Можно – разделение обязанностей. Со взрослением расширять ответственность. Следующий этап – самоконтроль. Спрашиваем: ты все игрушки сложил? Проверь, ты все правильно сделал?
Формирование навыков самоконтроля в боле взрослом возрасте:
· Формируем цель
· формируем мотивацию (объясняем, пугаем, уговорить что б захотел)
· Формируем умение (как это делать)
· Регулярная работа
· Самоконтроль
Привычка формируется минимум 21 день. В течение 21 дня – контроль и мотивация со стороны кого-то.
· Делаем вместе. На личном примере показываем как надо (если я это делать не умею, пример может быть другого человека). Совместная деятельность если я умею это делать. Если нет – воспроизводим вместе то, что делает кто-то другой. Сравнение достигнутого с образцом.
· Далее ребенок уже может делать это самостоятельно, я отхожу и смотрю.
· Далее он делает – я отвлекаюсь и не смотрю, проверяю только результат.
· Далее – не смотрю на готовый результат. Не вмешиваемся и не комментируем если все делает правильно. Если неправильно – возвращаемся на этап делаем вместе.
Дз должно быть посильным, иначе он будет думать Я не знаю этот предмет, я не смогу это решить, это сделать.
Лекция 5