Методические указания, определяющие процедуру защиты выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ)
Разработка ВКР (БР) является заключительным этапом процесса обучения студента в институте. ВКР (БР) должна представлять самостоятельное и законченное исследование с элементами новизны, имеющими практическую значимость. Основная задача разработки и защиты ВКР (БР) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция состоит в том, чтобы определить теоретические знания и практические навыки студентов, полученные в процессе обучения в вузе, углубить, систематизировать и закрепить их.
Целями разработки и защиты ВКРБР) являются:
- систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний и практических навыков в решении правовых задач; овладение студентами элементов выполнения самостоятельной научно- исследовательской работы;
- углубленное изучение вопросов по выбранной теме ВКР (БР);
- проверка умения студента комплексно применять полученные знания и навыки по всем изученным дисциплинам;
- завершение теоретической и практической подготовки студентов к выполнению функциональных обязанностей.
ВКР (БР) дает возможность оценить уровень подготовки бакалавра в области юриспруденции и служит основанием для присвоения выпускнику степени (квалификации) «Бакалавр» по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Содержание ВКР (БР) и ее защита должны показать:
-способность студента к самостоятельной исследовательской и практической работе по выбранной специальности;
-уровень общетеоретической и специальной подготовки студента, наличие у него знаний теории и навыков использовать в своей работе научную и другую специальную литературу, нормативно-методические материалы;
-умение студентов собирать, систематизировать, анализировать практический материал.
Защита выпускной квалификационной работы производится на заседании Государственной экзаменационной комиссии по установленному расписанию. На защиту могут быть приглашены научный руководитель, рецензент, другие лица, заинтересованные в ВКР (БР). Защита ВКР проходит в форме публичного доклада.
При защите ВКР (БР) секретарь ГЭК оглашает:
-ФИО выпускника;
-тему защищаемой работы;
-ФИО, должность, ученую степень, ученое звание научного руководителя;
-ФИО, должность, ученую степень, ученое звание рецензента.
Для доклада при защите ВКР (БР) студенту, как правило, предоставляется не более 10-15 минут. В докладе он должен кратко и логически обосновано изложить сущность стоявшей перед ним цели, перечислить основные решаемые задачи, пути и способы их решения, представить полученные результаты.
При докладе студент пользуется заранее приготовленным текстом, который он зачитывает. После выступления студента члены ГЭК задают ему вопросы по теме работы. Полнота и глубина ответа влияют на общую оценку обучающегося. После ответов на вопросы слово предоставляется рецензенту и руководителю. При их отсутствии рецензия и отзыв зачитываются председателем ГЭК. В заключение защиты предоставляется слово студенту. Он должен ответить на замечания рецензента, изложив свои аргументированные доводы.
Итоги защиты подводятся на закрытом заседании ГЭК. Государственная экзаменационная комиссия после рассмотрения всех ВКР (БР), вынесенных на защиту в данном заседании, в отсутствие студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки. При решении об оценке выпускной квалификационной работы принимается во внимание актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, обоснованность выводов и предложений, учитываются оценки в рецензии, отзывы руководителя, убедительность выступления студента на защите и правильность ответов в процессе защиты. После подведения итогов ГЭК оценки в этот же день объявляются студентам.
После зашиты выпускная квалификационная работа поступает на хранение в архив филиала.
Критериями оценки ВКР (БР) являются:
-рекомендации по оценкам научного руководителя и рецензента;
-ее научный уровень, степень самостоятельности и освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;
-творческий подход к разработке темы;
-использование научной литературы, нормативных правовых актов, материалов судебной практики по теме исследования, полученные в процессе изучения конкретных дел;
-правильность и научная обоснованность выводов;
-стиль изложения;
-аккуратность оформления работы и ее научно-понятийного аппарата;
-степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в процессе ее защиты.