Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический -предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психо-физическое.
2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение
психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей
работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. Руководитель школы заключает договоры о сотрудничестве образовательного учреждения и УДОД. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного
ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».
План работы с одаренными детьми
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные | |||
1. Организационная работа | ||||||
1.1 | Корректировка плана работы с ОД. | Август | Зам. дир. по УВР | |||
1.2 | Семинар - практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД». | Сентябрь | Зам. дир. по УВР Педагог-психолог | |||
2. Диагностическая работа | ||||||
2.1 | Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). | Сентябрь В течение года | Зам. дир. по УВР | |||
2.2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. | Классные руководители Педагог-психолог | ||||
2.3 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. | |||||
2.4 | Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение. | Зам. дир. по УВР Педагог-психолог | ||||
3. Работа с ОД по индивидуальным планам | ||||||
3.1 | Определение наставников ОД в соответствии с базой данных. | Сентябрь | Зам. дир. по УВР | |||
3.2 | Составление индивидуальных планов работы с ОД. | 1-я неделя октября | Учителя, Педагог-психолог | |||
3.3 | Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. | 2-я неделя октября | Зам. дир. по УВР Педагог-психолог | |||
3.4 | Реализация индивидуальных планов работы с ОД | В течение года | Учителя – предметники Педагог-психолог | |||
4. Методическое сопровождение | ||||||
Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных ОД; - отчет по реализации индивидуальных планов работы с ОД; - мониторинг результативности работы с ОД. | В течение года Апрель Декабрь В течение года | Зам. дир. по УВР Педагог-психолог | ||||
Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. | В течение года | Зам. дир. по УВР Педагог-психолог | ||||
Итоги работы с ОД в 2016/2017 учебном году. Планирование работы на следующий год. | Май | Зам. дир. По УВР Педагог-психолог | ||||
Предполагаемые результаты
· увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
· повышение качества образования и воспитания школьников в целом.