Лек ция 16. обз ор идей р а звития педагогики в европе
Смысл человеческого бытия и ценности образования волновали всех ученых уже в наиболее развитых странах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции. Там были предприняты серьезные попытки обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия.
В трудах крупнейших мыслителей Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля сформированы такие важные идеи воспитания как: « Природа и воспитание подобны», учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда и.т.п. Их идеи доказали, что наиболее жизнестойкими системами воспитания становятся те, в которых главным является нравственное и трудовое начало.
В период средневековья образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен и только эпоха Возрождения вернула былые идеи. В ХVII века педагогика выделилась в самостоятельную науку.
Она оставалась связанной с философией потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского автора труда «Великая дидактика».
Я.А. Каменский впервые обосновалидею всеобщего обученияи требование обучать детейна родном языке. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, классно-урочную систему. Каменский полагал, что основу педагогической деятельности составляет принцип природосообразности.Согласно этому принципу образование и воспитание должны соответствовать природе вообще и природе ребенка, его психологическим особенностям.
Крупным педагогом XVII века был Джон Локк, главную задачу он видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими страстями.Локк считал, что добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человекгораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.
Ж.Ж.. Руссо принадлежал к французским просветителям XVII века. Им была выдвинута теория естественного свободного воспитания, которая во многом согласовывалась с принципом Я.А. Каменского о природосообразности. Ж.Ж. Руссо разработал возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду педагогические задачи физического, умственного и нравственного развития. Руссо придавал огромное значение необходимости трудовой подготовки,чтобы человек мог зарабатывать себе на жизнь и быть независимым.
Под влиянием идей Руссо оказался швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Он считал главной целью воспитания и образования саморазвитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование и формирование нравственного облика. Большое место в обучении и воспитании Пестолоцци отводил труду. Соединению учения и труда, предлагая постепенно усложнять их в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка.
В конце XVIII века педагогика в Европе и США развивалась достаточно активно. Одни ученые видели цель воспитания в гармонии воли с эстетическими идеями. Другие ученые определяли цель образования как подготовку человека – дельца, могущего взять от жизни все, что ему требуется. Те, задачи педагогики рассматривались очень утилитарно. В ХХ веке многие педагоги были склонны считать, что основополагающими должны быть интересы ребенка, что педагог-практик не воспитывает и обучает, а лишь предоставляет природе ребенка спокойно и медленно формировать себя, дабы не навязывать вкусы взрослых. Однако существовало движение сторонников трудовой школы и гражданского воспитания;
Ассоциативно-рефлекторнаятеория обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
Подводя итоги краткого экскурса по идеям педагогики можно сделать вывод о том, что во все времена ценилось нравственное и умственное развитие. Особую роль в формировании личности занимает необходимость трудовой подготовки, которая способствует осознанию значения воли в преодолении трудностей, а умение зарабатывать на жизнь дает возможность самоутвердиться и быть независимым.
Появилось четкое осознание зависимости содержания обучения молодого человека от социального окружения. Появилась педагогика высшей школы и понимание обязательности непрерывного пополнения знаний, одновременно необходимость формировать умение грамотно распоряжаться своими интеллектуальными возможностями, преодолевая умственную усталость, нервные перегрузки.
Вопросы:
1. С какими науками у педагогики остается наиболее тесная связь?
2. Какие цели воспитания и обучения были главными в древней Греции и в эпоху Возрождения?
3. Какова роль Я.А. Каменского в оформлении педагогики как научной дисциплины?
4. Рассказать основные педагогические идеи в Европе в XVII–XVIII вв.
5. Назовите цели и ценности образования в XIX и ХХ вв.
Глоссарий
1. Ценность– термин широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
По существу все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей. Способы и критерии на основании которых производятся сами процедуры оценивания закрепляются в общественном сознании и культуре как добро и зло; истина или неистинна; красота или безобразие; допустимое или запретное.
2. Критерий– мера оценки, определения, сопоставления, явления им процесса.
3. Демокрит– древнегреческий философ и ученый – энциклопедист. Большое место в учении Димокрита занимали этические и социальные проблемы, он считал, что нравственные качества граждан создаются воспитанием и обучением.
4. Платон– древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии, ученый – энциклопедист. Большое место в его учениях уделяется психологии и педагогике. Проблема души возникает у Платона в связи с уяснением возможности научиться добродетели. Проблема воспитания стоит в центре многих его трудов и объединена с проблемами справедливости и добродетели. Воспитатель, считает Платон, и есть единственный подлинный государственный деятель.
5. Я.А. Каменский– великий чешский педагог, создатель научной педагогической системы. Главный его труд «Великая дидактика».
6. Д. Локк– представитель английской педагогики, предложил систему воспитания джентльмена – формирование « дисциплины тела» и «дисциплины духа».
7. Ж.Ж. Руссо– французский просветитель, верящий в силу воспитания; разработал теорию естественного воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая естественному и свободному развитию.
8. И.Г. Песталоцци– швейцарский педагог – гуманист, целью воспитания считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного образования.
9. Ассоциативно- рефлекторная теорияобучения раскрывает процесс освоения знаний как постепенное образование в сознании учащегося новых связей по признаку сходства и различия изучаемых свойств и сторон предметов.
10. Теорияпоэтапного формирования умственных действий – процесс усвоения знаний, умений, навыков и развития качеств личности включает:
– предварительное ознакомление с действием;
– выполнение материализованного действия с провацированием вслух описаний совершаемого действия;
– выполнение действий с проговариванием его последованности про себя;
– отказ от речевого сопровождения, формирование умственного действия в свернутом виде.