У девочки хроническое заболевание почек, она соматически ослаблена. Часто встречается реакция негативизма, отказывается выполнять задания или отвечать, если не уверена в правоте.
- Оцените обоснованность логопедического заключения. Определите возможный прогноз речевого развития у данного ребенка.
- Подберите 5 диагностических заданий и необходимый материал для уточнения логопедического заключения у ребенка данного возраста с описанной симптоматикой. Обоснуйте свой выбор.
- Составьте перспективный план коррекционно-логопедической работы на 1 месяц по преодолению указанных речевых нарушений.
- Составьте 3 конспекта индивидуальных логопедических занятий по преодолению нарушений разных подсистем языка при данном нарушении.
- Составьте памятку для логопеда «Дифференциальная диагностика задержки речевого развития со сходными состояниями».
Задача 12
Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.
- Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
- Составьте перечень вопросов, необходимых для сбора анамнестических сведений в процессе логопедического обследования данного ребенка.
- Обоснуйте необходимость совместной работы логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения и составьте план по ее реализации с учетом этапов коррекции заикания.
- Составьте 2 конспекта фронтальных занятий по развитию речи с учетом специфики преодоления заикания на этапах формирования и закрепления навыка плавной речи и 1 конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе преодоления заикания.
- Составьте рекомендации для родителей по соблюдению охранительного режима на подготовительном этапе преодоления заикания.
Задача 13.
Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.
- Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
- Отберите задания для обследования всех компонентов произносительной стороны речи данного ребенка, сформулируйте инструкции к заданиям.
- Составьте 2 конспекта групповых занятий с заикающимися школьниками в амбулаторных условиях на этапах формирования и закрепления навыков плавной речи и 1 конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе с учетом клинической формы заикания у данного школьника.
- Раскройте специфику использования приемов психотерапевтического воздействия в зависимости от этапа лечения заикания у данного школьника.
- Составьте рекомендации родителям и школьнику после прохождения курса лечения.
Задача 14.
Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.
- Сформулируйте и обоснуйте логопедическое заключение.
- Составьте перечень вопросов для выявления психологических симптомов заикания у данного пациента.
- Составьте план первой беседы с заикающимся.
- Обоснуйте соотношение методов медицинского и педагогического воздействия на каждом из этапов лечения заикания у данного больного.
- Подберите по 2 упражнения на расслабление разных групп мышц у заикающихся взрослых с учетом этапов формирования навыка плавной речи.
Задача 15.
Проанализируйте предложенную ситуацию и выполните задания.
Родители Маши (5 л., 3 м.) обратились по поводу недавно возникшего заикания.
Заикаться начала в 5 лет 2 мес. после того, как сильно испугалась (собиралась с мамой на прогулку и вышла из квартиры чуть раньше, в это время сосед вывел на прогулку собаку, и та громко залаяла, девочка замерла и осталась неподвижной). После испуга около часа молчала, потом стала говорить с запинками.
Маша росла тихим, уступчивым ребенком, настойчивости никогда не проявляла. Взрослые всегда отмечали ее повышенную чувствительность к неудачам, которые она очень переживала. Ее поведение характеризовалось нерешительностью. Маша постоянно обращалась за помощью к взрослым, даже если начинала выполнять задание верно; легко терялась, если играла с незнакомыми игрушками; часто предоставляла возможность действовать за себя другим, особенно взрослым. Говорила Маша всегда тихо, неуверенно. У девочки отмечался страх темноты и боязнь больших собак.
Родители Маши – люди с высшим образованием, очень активные. Их речь быстрая по темпу, насыщенная по содержанию. Дома с девочкой играли в основном в «интеллектуальные игры», где часто подавлялась инициатива ребенка.
Речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме.
- Обоснуйте логопедическое заключении. Опишите возможные механизмы возникновения нарушения у данного ребенка.
- Составьте варианты прогноза развития симптомокомплекса заикания в данном случае.
- Составьте перечень рекомендаций для родителей по организации охранительного и речевого режима при инициальном заикании.
- Разработайте систему игр, которые могут использовать родители на этапе охранительного и речевого режима при инициальном заикании.
- Охарактеризуйте стиль воспитания в семье, определите методы коррекции установок родителей, составьте рекомендации для родителей, направленные на формирование у ребенка самостоятельности, инициативности, уверенности в себе.
Задача 16.