Схема анализа успешного разрешения проблемной ситуации

1. Дата, внешние условия ситуации (урок, внешкольное мероприятие, ситуация взаимодействия с коллегой и пр.).

2. Опишите произошедшее событие, динамику его развития.

3. Обозначьте психологическую проблему в возникшей ситуации (в чем проблема для вас, что вызывает ваше затруднение?).

4. Что вы предприняли в сложившихся условиях, какие действия совершили? Выделите то, что считаете своим личным достижением.

5. Почему, на ваш взгляд, прием оказался эффективным, «сработал»?

6. В каких ситуациях вы могли бы использовать обнаруженный прием?

Примечание. Выполнение задания оценивается по степени осознания своей роли в проблемной ситуации профессионального общения. Задание считается невыполненным, если описание сводится к подобным формулировкам: «мы поговорили наедине, и на уроках он стал тише», «я пошел с ученицей к завучу, и после этого конфликт не повторялся» – формулировки с «пропущенным собственным участием». Такие описания свидетельствуют о том, что, разрешив ситуацию, студент осознал лишь факт причастности к разрешению ситуации, но не осознал конкретное содержание своих действий, детерминирующих данный успех.

Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:

Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;

Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;

Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;

Ø овладение навыками психологического анализа урока.

Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:

1) выполнение всех заданий в полном объеме;

2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;

3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;

4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;

5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.

Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.

Форма отчёта

Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:

1) название задания;

2) цель задания, краткое описание методики исследования;

3) анализ полученных результатов;

4) выводы как оценка достигнутой цели;

5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.

Требования по оформлению отчёта

Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра психологии развития

ОТЧЁТ

по психологической части практики

студента (ФИО)_____________________________________________

_____________________________________факультета________курса

Форма обучения (очная, заочная)_______________________________

Место прохождения практики _________________________________

(район, школа, класс)

Сроки практики ________________________

Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________

20___г.

Наши рекомендации