Схема анализа успешного разрешения проблемной ситуации
1. Дата, внешние условия ситуации (урок, внешкольное мероприятие, ситуация взаимодействия с коллегой и пр.).
2. Опишите произошедшее событие, динамику его развития.
3. Обозначьте психологическую проблему в возникшей ситуации (в чем проблема для вас, что вызывает ваше затруднение?).
4. Что вы предприняли в сложившихся условиях, какие действия совершили? Выделите то, что считаете своим личным достижением.
5. Почему, на ваш взгляд, прием оказался эффективным, «сработал»?
6. В каких ситуациях вы могли бы использовать обнаруженный прием?
Примечание. Выполнение задания оценивается по степени осознания своей роли в проблемной ситуации профессионального общения. Задание считается невыполненным, если описание сводится к подобным формулировкам: «мы поговорили наедине, и на уроках он стал тише», «я пошел с ученицей к завучу, и после этого конфликт не повторялся» – формулировки с «пропущенным собственным участием». Такие описания свидетельствуют о том, что, разрешив ситуацию, студент осознал лишь факт причастности к разрешению ситуации, но не осознал конкретное содержание своих действий, детерминирующих данный успех.
Целью психологической части практики студентов педагогических специальностей является формирование психологической культуры будущего учителя. Достижение этой цели конкретизируется в следующих задачах:
Ø формирование навыков профессиональной рефлексии;
Ø освоение методов исследования индивидуально-психологических особенностей личности учащихся, межличностных взаимоотношений в группе школьников, а также особенностей личности и деятельности педагога;
Ø формирование профессиональных коммуникативных навыков;
Ø овладение навыками психологического анализа урока.
Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:
1) выполнение всех заданий в полном объеме;
2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;
3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;
4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;
5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.
Данное пособие включает в себя задания, которые могут быть использованы как в педагогической практике, так и в процессе практических занятий, для написания курсовых работ по психологии.
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.