Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов. Эмоции — важнейший фактор, определяющий направленность всей психической активности, в том числе и речемыслительной.
Мимика и жесты являются непосредственными формами внешнего проявления переживаний человека, они отражают эмоциональное состояние.
Эмоциональный язык может:
♦ выражать то же, что и речь;
♦ предвосхищать значения, переданные речью;
♦ выражать нечто, противоречащее содержанию речи;
♦ выражать более глобальные аспекты взаимодействия, чем конкретное речевое сообщение;
♦ акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;
♦ заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (поиск подходящего слова) и т.д.;
♦ сохранять контакт между говорящими и регулировать поток речи;
♦ заменять отдельное слово или фразу;
♦ с опозданием дублировать содержание вербального сообщения.
Эмоционально-выразительная функция речи произвольна и осмыслена.
Целенаправленное развитие эмоциональной сферы положительно сказывается на речевом и познавательном развитии, на развитии социально-коммуникативной способности, а следовательно, на состоянии речи.
ЗАДАНИЯ
v Изображайте эмоции, имитируйте их.
v Развивайте словарь, относящийся к эмоциональной сфере.
v Развивайте мимические движения.
v Поощряйте развитие эмоций в продуктивной деятельности (игре, конструировании, трудовой деятельности и т.д.).
v Позаботьтесь о том, чтобы в комнате у ребенка обои и занавески были с веселым рисунком, на стенах висели красочные картинки.
Яркие впечатления стимулируют развитие эмоций.
Работа над выразительностью, интонацией,
Паузами, голосом, ударением
Для передачи не только значения, но и смысловых, субъективных оттенков, внутреннего смысла высказывания необходимо правильно расставлять паузы, ударения, выделять отдельные элементы высказывания акцентом, темпом, ритмом, включать нужную интонацию и т.п.
С помощью интонации мы расцвечиваем речь множеством смысловых и эмоциональных оттенков. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут полностью изменить смысл высказывания.
Задания
v Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения:
ПЕСНЯ ЧЕРНОГО КОТА
Ученье — свет? Ха-ха! Ученье — свет!
Вот то-то в нем и проку нет!
Нет, для приличного кота
Куда приятней темнота,
уда полезней темнота!
В темноте острее взгляд,
Благодушней мышки...
В темноте идут на лад
Темные делишки!
Кому тут нужен курс наук,
Когда дремучий лес вокруг,
Где даже соловьи — и те
Не смеют пикнуть в темноте,
В моей любимой темноте!
Кто боится темноты?
Лишь одни трусишки!
В темноте творят коты
Темные делишки!
Могу вам твердо обещать:
Я вас не стану просвещать
Кто может сам ловить мышей,
Не станет мучить малышей!
Набивайте все подряд —
Синяки и шишки,
Лишь бы шли у нас на лад
Темные делишки!
(Б. Заходер)
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты смогла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин».
(М. Бородицкая)
КАРМАННЫЙ КОМАРИК
— Есть у меня
Карманный фонарик.
— Карманный фонарик?
— Карманный фонарик.
— Тогда у меня —
Карманный комарик.
— Карманный комарик?
— Карманный комарик.
Гнездышко свил он
В кармане моем.
Вылетит вечером —
Песни поем:
Он тенором,
Я, разумеется, басом.
Я бас этот прячу,
Храню под матрасом.
В пустыне его
Я нашел как-то раз;
Наверное, лев
Потерял этот бас.
Есть у меня
И другая находка.
— Другая находка?
— Другая находка —
В круглой коробке
Живая Щекотка.
Однажды Щекотке
Удрать удалось.
Что было!.. Братишка
Смеялся до слез,
От хохота кот
По кушетке катался,
А я со щекоткою
Сладить пытался.
Хихикал комарик
В кармане моем...
Теперь я
Щекотку
Держу под замком.
— Щекотка, подумаешь,
Вот у меня...
— Что у тебя?
— Что у меня?
В большом чемодане
Сидит Болтовня!
— Сидит Болтовня?
— Сидит Болтовня.
Смешная,
Похожая на обезьяну.
Но я выпускать ее
Лучше не стану.
Иначе с тобою
Случится беда
И ты не умолкнешь,
Боюсь, никогда.
(Г. Сатир)
v Предложите ребенку изобразить юркого мышонка, кислые ягоды, медлительную черепаху, забияку, макаку, паву, стеснительного муравья и т. п. Поощряйте оригинальные решения.
Творческие задания
Умение логически мыслить позволяет человеку выполнять большинство возникающих интеллектуальных задач. Но открытия, как правило, требуют не только знаний и порядка действия, но и творческого акта, создания новых способов действия, то есть так называемой эвристической деятельности. Для стимулирования эвристической деятельности даются задания, не предполагающие каких-то определенных ответов. Вместо этого предлагается проблемная ситуация, которую можно решить разными путями. Критерий процесса творчества — не качество результата, а процесс деятельности. Развитие творческих способностей учит справляться с трудностями, возникающими в нестандартных ситуациях. Поощряйте интуитивный подход, нешаблонные ответы, воображение во всех видах занятий.
v Предлагайте ребенку придумывать правила игр.
v Прочитайте и обсудите с ребенком сказку С. Михалкова «Праздник непослушания», стихотворения.
* * *
На свете все На все Похоже: Змея — На ремешок Из кожи; Луна — На круглый глаз |
Огромный; . Журавль — . На тощий . Кран подъемный; . Кот полосатый — . На пижаму; . Я — на тебя, . А ты — на маму.
(Р. Сеф)
ЕСЛИ ТЫ НЕ ВЕРИШЬ...
Вагоны — это стулья.
А паровоз кровать.
А если ты не веришь,
То можешь
Не играть.
(Р. Сеф)
БЫЛА БЫ ОХОТА
— Нельзя ли горчицу подмешивать в джем?
— Пожалуйста. Можно. Но только зачем?
— А в собственной ванне держать бегемота?
— Да сколько угодно, была бы охота.
— А можно кота приводить на урок?
— Допустим, что да, но какой в этом прок?
— А по морю плавать в дырявом корыте?
— Была бы охота, хоть в сите плывите!
— А можно кроить из железа пальто?
— Кроите, кроите, а дальше-то что?
— А можно варить колбасу из каната?
— Еще и не то можно делать, ребята:
В спортивный костюм наряжать индюка, Лопатой над крышей гонять облака, Себя самого вызывать к телефону, Учить щебетать пожилую ворону,
Лягушку водить по бульвару в узде, И вилами письма писать по воде, И строить себе перед зеркалом рожи — Все это, друзья, разрешается тоже.
А можно еще (для того голова!)
«Зачем это нужно?» — подумать сперва.
(Ежи Есьоновский, пер. В. Левина)
ВЕСЬ ДОМ— ВОЛШЕБНЫЙ
Весь дом — волшебный у меня: Стул превращаю я в коня И на лихом коне Скачу в пещеру под столом, Где мой дружок, веселый гном, Тоскует обо мне.
Мы вместе с ним спешим туда, Где светит лампочка-звезда Над ковриком-рекой, И, выплыв из глубоких вод, У кочки-тумбочки нас ждет Малютка водяной.
Нам очень весело втроем. Мы песни звонкие поем, Резвимся на песке. Мы ищем клад ночной порой В краю, где шкаф стоит горой. Мы плещемся в реке.
Там, где портьера-водопад, Мы на окне сажаем сад — В горшок сажаем мак. Мы ходим кукол забавлять... Вот почему меня гулять е выгонят никак!
(В. Лунин)