Советы и рекомендации участникам социального проектирования

ТЕТРАДЬ ПРАКТИКИ

По профилю специальности

(ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

по специальности 44.02.03

«Педагогика дополнительного образования»

студента(ки) гр. ________ курса ________

___________________________________

___________________________________

Ф.И.О. методиста __________________

___________________________________

Наименование образовательного

учреждения_________________________

Руководитель практики от образовательной организации _________

День практики_______________________

Пермь, 2016

Рабочая тетрадь студента по практике состоит из трех основных частей:

- в первой части отражены общие положения о практике, изучение которых поможет Вам познакомиться с предстоящими видами практической деятельности в общем виде;

- вторая часть представлена заданиями на период практики;

- в третьей части размещены рекомендации в помощь в освоении проектной деятельности педагога дополнительного образования.

Часть 1. Общие положения

Практика по организации социально-педагогической деятельности относится к практике по профилю специальности 050148 «Педагогика дополнительного образования» (ПДО). Организуется и проводится на 3 курсе обучения, в 5 семестре, рассредоточено, 1 раз в неделю.

Цель данного вида практики: освоение и применение методик и технологий работы педагога дополнительного образования по организации социально-педагогической деятельности.

Основные задачи:

1. Изучение спектра социально-педагогических проблем.

2. Приобретение опыта участия в исследовательской и проектной деятельности в области социально-педагогической деятельности.

3. Овладение технологией планирования деятельности педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.

4. Совершенствование коммуникативных и аналитических способностей будущего специалиста, его профессионально значимых личностных качеств.

5. Применение навыков ведения нормативной документации.

Практика предполагает выход в образовательные учреждения, изучение социально-педагогических проблем в детском коллективе, разработку и реализацию проекта, направленного на решение социально-педагогических задач.

Студенты осуществляют следующие виды работ:

-теоретическое изучение спектра социально-педагогических проблем;

- анализ социально-педагогических проектов из опыта работы образовательных учреждений;

- выбор и обоснование диагностического инструментария для изучения проблем;

- разработка и реализация социального проекта;

- проведение мероприятий в его рамках;

- презентация и защита результатов проекта;

-оформление результатов учебной социально-педагогической деятельности.

Базами практики являются образовательные учреждения г. Перми, осуществляющие социально-педагогическую деятельность (школы, лицеи, гимназии, клубы, детские коллективы, детские и молодежные организации,…).

Практикой руководят преподаватели колледжа, которые ведут общепрофессиональные дисциплины и междисциплинарные курсы.

В ходе практики проводятся две конференции:

1-я – установочная (направлена на формирование представлений о практике, знакомство с базами практик и методистами-руководителями практик);

2-я – итоговая (публичная презентация завершенного проекта с использованием ПК, демонстрацией достижений и опыта).

По результатам практики студент предоставляет:

- заполненную тетрадь практики с выполненными заданиями;

- портфолио педагога дополнительного образования.

Для успешного прохождения практики каждому студенту необходимо иметь при себе:

- студенческий билет;

- вторую обувь;

- хорошее настроение.

Форма одежды на период практики - деловая!

Часть 2.

Задание 1

«Планирование деятельности на период практики – составление циклограммы»

Совместно с методистом-руководителем практики обсудите сроки выполнения каждого этапа практики, заполните таблицу до конца.

Дата Наименование мероприятия, содержание деятельности Место проведения Ответственный Подпись методиста
    Установочная конференция, знакомство с базами практик, распределение студентов   Руководитель сектора УПР, методисты – руководители групп практикантов  
    Выход в ОУ, знакомство с руководителями на местах прохождения практики – учителями, уточнение запроса для определения направления проектирования, темы проекта, подбор диагностики   Методисты – руководители групп практикантов  
    Работа в рамках проекта (диагностика проблемы, анализ результатов, планирование мероприятий и их разработка)   Методисты – руководители групп практикантов  
    Реализация мероприятий в рамках проекта   Методисты – руководители групп практикантов  
    Реализация мероприятий в рамках проекта, повторная диагностика, рефлексия, анализ и оценка эффективности проекта   Методисты – руководители групп практикантов  
    Оформление результатов проекта: составление портфолио, подготовка отчетной документации (выполнение заданий в тетради).   Методисты – руководители групп практикантов  
    Итоговая конференция (отчет о реализации проекта, представление портфолио, оценка результатов практики)   Руководитель сектора УПР, методисты – руководители групп практикантов  

Задание 2

«Самоанализ проведенного мероприятия»

После проведенного мероприятия проанализируйте уровень его организации и проведения по предложенному плану.

_ Тема и форма проведения мероприятия.

Участники мероприятия: группа (класс), возраст, количество.

1) Чем обосновывался выбор темы, формы проведения и структуры занятия (мероприятия)?

2) Какие особенности группы и отдельных учащихся были учтены при планировании занятия (мероприятия)?

3) Какую цель ставил, насколько полно ее достиг?

4) Каковы причины достижения (не достижения) цели занятия

(мероприятия)?

5) Соответствовало ли занятие (мероприятие) намеченному плану? Каковы причины отклонения от плана?

6) Правильно ли были выбраны формы и методы работы?

7) Каков был характер деятельности учащихся в ходе занятия (мероприятия): какие задания они выполняли, степень их заинтересованности, увлеченности, активности, дисциплинированности.

8) В чем проявились сильные и слабые стороны занятия. Каковы их причины?

9) С какими трудностями столкнулся и чем они обусловлены: уровнем подготовки учащихся, их отношением к занятию (мероприятию); особенностями группы (класса) и отдельных учащихся; уровнем личной теоретической и практической подготовки; особенностями личности самого практиканта и пр.?

10) Каковы пути совершенствования данного занятия (мероприятия)?

11) Какие выводы на будущее можно сделать по результатам занятия (мероприятия)?

12) Каковы перспективы работы в плане личного профессионального самосовершенствования.

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3

«Анализ мероприятия сокурсников»

Тема и форма проведения мероприятия.

Участники мероприятия: группа (класс), возраст, количество.

ФИО студента, проводившего мероприятие.

1) Цели мероприятия.

2) Длительность по времени.

3) Место проведения (помещение).

4) Оформление и оснащение мероприятия.

5) Содержательная направленность мероприятия (интеллектуальная, нравственная, художественно-эстетическая, физкультурно-оздоровительная, экологическая и др.)

6) Этапы мероприятия, их краткое содержание.

7) Анализ деятельности педагога

- Какие методы, приемы и формы организации работы детей использованы педагогом? Насколько они целесообразны?

- Какие методы и приемы в ходе проведения мероприятия способствовали проявлению творческих способностей, содержательного общения детей?

- Какие использовались формы поощрения, педагогической поддержки детей? Соответствовало ли мероприятие (по содержанию, видам деятельности) возрастным психолого-физиологическим особенностям детей (участников мероприятия)? В чём это проявлялось?

- Как осуществлялся индивидуальный подход к учащимся в ходе мероприятия?

- Как осуществлялось взаимодействие педагога и воспитанников в ходе мероприятия?

- Какой стиль общения с детьми реализует педагог?

- Какие качества личности проявлены педагогом при проведении данного мероприятия?

8) Анализ деятельности участников

- В какие виды деятельности включались учащиеся в ходе мероприятия, какие задания выполняли?

- Как проявлялось отношение детей к мероприятию: их настроение, степень активности, увлеченности, инициативы и творчества?

9) Общие выводы, замечания, предложения

- Как можно оценить результаты досугового мероприятия?

- Достигнуты ли его цели?

- Что можно отнести к положительным и отрицательным сторонам мероприятия? Каковы их причины?

- В чём проявлялось своеобразие мероприятия (наличие «изюминки», элемента неожиданности и пр.)

- Какой была атмосфера мероприятия (радостная, творческая, романтическая, лирическая, деловая, дух состязания и пр.)

- Какие выводы на будущее можно сделать по результатам анализа мероприятия?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

«Составление портфолио по данному виду практики»

Оформите и поместите в отдельную папку материалы практики.

Примерное содержание (наполнение) портфолио:

1. Титульный лист.

2. Тетрадь практики.

3. Социально-педагогический проект

Задание 5

«Подготовка к итоговой конференции»

К итоговой конференции проверьте качество выполнения всех заданий в тетради, качество и содержание подготовленного портфолио, проанализируйте собственную деятельность на практике (обращайте внимание на трудности и достижения в ходе практики, умения, которыми овладели), сформулируйте предложения по организации данного вида практики в дальнейшем, подготовьте публичную итоговую защиту проекта.

Оценка за данный вид практики будет складываться с учетом:

- вклада в разработку, организацию и проведения проекта,

- проведения диагностических мероприятий,

- реализации проектных мероприятий,

- качества работы с документацией (тетрадью, конспектами, портфолио, презентацией),

- участия в итоговой конференции.

Задание 6

«Самоанализ результатов практики по организации социально-педагогической деятельности»

Ф.И.О. студента _________________________________________________

Группа ______________ Специальность _____________________________

База практики (учебное заведение) _________________________________

Тема проекта ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Возраст участников __________________ Класс _______Кол-во ______чел.

Уважаемые студенты! Просим Вас объективно оценить свою деятельность в период прохождения практики, выразив свое отношение к предложенным утверждениям. Отметьте в таблице степень согласия с утверждением:

Утверждение Затрудняюсь ответить Не согласен Частично не согласен Частично согласен Согласен
1. Данная практика обогатила мои представления о профессии педагога дополнительного образования          
2. Мой интерес к профессии ПДО усилился          
3. Думаю, что данный вид практики необходимо проходить именно в 5-ом семестре обучения          
4. Я освоил одно из направлений деятельности ПДО (проектное)          
5. Я научился планировать свою учебную и практическую деятельность, распределять время          
6. Я научился анализировать свою деятельность в период практики          
7. Я научился составлять портфолио по результатам практики          
8. Я принимал активное участие в подготовке плана и текста выступления на итоговой конференции          
9. Я освоил приемы оформления итогов практики в виде компьютерной презентации          
10. Я доволен своим вкладом в выступление группы на итоговой конференции          
11. Методист колледжа существенно помогал на всех этапах практики          
12. Педагоги учреждений отнеслись внимательно к нашим потребностям          

Самостоятельно и объективно оцените уровень умений, проявляемых в период практики до ее начала и после завершения. Используйте следующие оценки: 3 балла – умею, 2 балла – иногда получается, 1 балл – чаще не получается, 0 баллов – не умею.

Наименование умений Начало проекта Окончание проекта
1. Мыследеятельностные умения
1.1. Выдвигать идеи    
1.2. Формулировать предположения (гипотезы)    
1.3. Обосновывать свое мнение, доказывать его    
2. Презентационные
2.1. Строить устный доклад (сообщение)    
2.2. Выбирать способы и формы наглядной презентации промежуточных результатов работы и всего проекта    
2.3. Изготавливать предметы наглядной презентации (оформление портфолио, конспектов, наглядности для мероприятий, промежуточной и итоговой конференций,…)    
2.4. Готовить письменный отчет о проделанной работе    
3. Коммуникативные
3.1. Слушать и понимать других    
3.2. Выражать себя    
3.3. Находить компромисс, договариваться    
3.4. Взаимодействовать внутри группы    
4. Поисковые
4.1. Находить информацию в литературных источниках    
4.2. Находить информацию в Интернете    
4.3. Формулировать ключевые слова    
4.4. Работать с периодикой    
5. Информационные
5.1. Структурировать информацию    
5.2. Выделять главное    
5.3. Получать информацию от кого-либо    
5.4. Передавать информацию    
5.5. Представлять информацию в графической форме    
5.6. Представлять информацию в виде образов    
5.7. Упорядочивать информацию для дальнейшего хранения    
6. Проектные
6.1. Формулировать проблему    
6.2. Ставить цель    
6.3. Ставить задачи    
6.4. Выбирать методы и способы решения задач    
6.5. Планировать работу    
6.6. Организовывать работу группы    
6.7. Участвовать в совместной деятельности (выслушивать мнение других, высказывать свое мнение, принимать чужую точку зрения и т.д.)    
6.8. Выбирать вид конечного продукта проекта    
6.9. Выбирать форму презентации конечного продукта    
6.10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект    
6.11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны.    
6.12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта.    

Подсчитайте, пожалуйста, средний балл развития умений:

Наименование умений Начало проекта Окончание проекта
1. Мыследеятельностные    
2. Презентационные    
3. Коммуникативные    
4. Поисковые    
5. Информационные    
6. Проектные    

Продолжите утверждения.

Проективная деятельность в работе педагога дополнительного образования

___________________________________________________________________

Успешно выполнить проект помогло ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Из запланированного не удалось выполнить, ___________________________________________________________________

потому что_________________________________________________________

Выполнение проекта дало мне ________________________________________

___________________________________________________________________

Часть 3.

Советы и рекомендации участникам социального проектирования

1) Не берите работы больше, чем могли бы и хотели бы выполнить.

2) Работайте в тесном сотрудничестве, помогайте друг другу.

3) Успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им.

4) Не стремитесь к идеальному и безупречному результату.

5) Не опускайте руки при неудачах, ошибки и трудности – неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной.

6) Не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу.

7) Будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами.

8) Будьте готовы принять на себя ответственность при выборе решения.

9) Проект должен создаваться для людей. А не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы. Но и не забывайте о ней.

10) Предварительно разработанные планы можно менять, но не злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратится в череду постоянных изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно.

11) Помните о своих целях и ожидаемых результатах.

12) Не бойтесь признавать ошибки и исправлять их.

13) Установите в своей проектной группе обстановку доброжелательности.

14) Не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.

Наши рекомендации