Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Магистранты заочной формы обучения изучают рекомендуемый материал опираясь на теоретические знания, полученные в ходе лекционных занятий и используя предлагаемую преподавателем электронную базу текстов. При подготовке проектов учебных занятий магистранты руководствуются заданием для заочной формы обучения. Курсовая работа и творческое задание для магистрантов заочной формы обучения не предусматривается.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

А.А. Смирнова

«____»_______________2012год

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Руководство для преподавателя

«Методика преподавания специальных дисциплин»

( наименование дисциплины)

для направления (ий) подготовки

071800. 68 Социально – культурная деятельность

Квалификация (степень) выпускника

магистр

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)

Санкт-Петербург

Данная программа составлена с учетом возможности ее освоения в рамках действующего учебного плана. Предмет является дисциплиной базовой части по общенаучному циклу М.1.1.3.

Необходимость преемственности в учебном плане, в изучении данного предмета обусловлена радикальными изменениями в общественной и государственной жизни России, которые имеют неоднозначные последствия. Складывается новая система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры и отражающая специфику процессов, происходящих в информационном обществе. Это находит выражение в многообразии и противоречивости культурных процессов когда, с одной стороны, исчезает чувство культурной изоляции, возвращаются многие ценности, несправедливо преданные забвению. С другой, во многом заново, осваивается духовный потенциал минувших эпох, который входит составной частью в культуру современной России, в процесс формирования гражданского общества.

Данная ситуация требует принципиально иного уровня подготовки специалистов социально-культурной сферы. Сегодня менеджер социально-культурной деятельности - это специалист с высокой теоретической подготовкой в области правового, экономического и организационного регулирования деятельности учреждений КДС, общественных объединений, педагогики и психологии малых групп.

Подготовка по направлению социально-культурная деятельность требует переосмысления накопленного педагогического опыта в сфере социально-культурных технологий с учетом современных реалий, корректировки методологических основ профессии.

Сегодня очевидно, что субъектом социально - культурной деятельности стал сам человек. Профессиональные менеджеры социально-культурных технологий - субъекты трудовой деятельности по созданию максимально благоприятных условий - психолого-педагогических, организационных, экономических, правовых и т.д., необходимых для развития социально-культурного творчества различных социальных групп. Изменение методологических основ организации досуга ориентирует специалистов на развитие и поддержку культурных инициатив, на создание условий для самостоятельной культурной деятельности, самоорганизации в сфере свободного времени, к созданию условий решения проблем самореализации и индивидуализации человека на основе этики творческого развития личности, ее свободного самоосуществления. Эта позиция наиболее полно отражает сущность социально - культурной деятельности, что требует пересмотра многих положений, в том числе целевых ориентиров и содержания деятельности субъектов – менеджеров СКД.

Такое понимание сущности социально-культурной деятельности предъявляет достаточно высокие требования к качеству подготовки магистрантов. Менеджер досуга - это по существу, педагог, профессиональной обязанностью которого является создание условий для наиболее полного развития и самоосуществления личности, ее самореализации в культурно-досуговых формах деятельности. Эта сверхзадача определяет содержание деятельности специалиста на всех уровнях - региональном (в различном масштабе), институциональном (то есть на уровне работы конкретного учреждения, общественного объединения), межличностном (создание благоприятного социально-психологического климата в самодеятельном объединении) и т.д.

Предмет " Методика преподавания специальных дисциплин" является обязательным. В общей структуре раскрываются подходы к пониманию специфики педагогической и творческой деятельности. Особое внимание уделяется методологии предмета, междисциплинарным связям с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, что позволяет усилить мотивационную привлекатель­ность предлагаемого материала и облегчить его понимание и усвоение.

Необходимо объяснить магистрантам, что в современных условиях вузовского обучения каждый буду­щий специалист, независимо от его знаний по направлению подготовки, обязан иметь навыки педагогической деятельности с целью оптимизации собственной профессиональной подготовки. Умелое планирование учебной деятельности предполагает четкое видение преподавателем образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответст­вии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной дея­тельности. Для решения этих задач преподаватель должен подготовить текстовое (лекции) обеспечение учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронную базу текстов, которые станут основой построения учебно-методического комплекса, разработать методи­ческое пособие по изучению курса.

Задания по предмету (лекционные разработки, программы семинарских и практических занятий и др.) обязательно готовятся студентами по выбору в текстовом или в электронном виде. В процессе обучения необходимо ориентировать студентов на использование интерактивных форм с возможным применением электронных презентаций и мультимедийных средств.

Наши рекомендации