Задачи преддипломной практики
Задачами преддипломной практики являются:
1. Ознакомить со спецификой образовательной деятельности образовательной организации, индивидуальные методики и технологии мастера производственного обучения и преподавателя спец. дисциплины.
2. Формировать у студента опыт наблюдений за методиками и технологиями педагогов профессионального обучения, преподавателей и обучаемых на занятиях и выполнение анализа, выводов.
3. Выработать умение анализировать занятия и теоретического обучения.
4. Педагогическая практика проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей:
ПМ.01 – «Организация учебно–производственного процесса»;
ПМ.02 – «Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
ПМ.03 – «Методическое обеспечение учебно-производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)», а также закрепить и совершенствовать систему практических умений, навыков сформированных на предыдущих этапах практики на основе использования знаний.
5. Разработать план документации педагогической и воспитательной работы.
6. Обработка результатов исследования уровня развития коллектива учебной группы.
7. Проводить работу по накоплению соответствующих материалов и анализ выполнения творческого задания по теме выпускной аттестационной работы.
3. Практика проводится по следующим формам:
- индивидуальная
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной педагогической практики:
В результате прохождения данной педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общие и профессиональные общие компетенцииОК:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.7. Ставить цели и мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованиям, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК.10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК.11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм и регулирующих.
ПМ.01 «Организация учебно – производственного процесса»
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.
ПК 1.3. Проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях.
ПК 1.4. Организовывать все виды практики обучающихся в учебно- производственных мастерских и на производстве.
ПК 1.5. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 1.6. Анализировать занятия и организацию практики обучающихся.
ПК 1.7. Вести документацию, обеспечивающую учебно- производственный процесс.;
ПМ.02 «Педагогическое сопровождение групп обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
ПК 2.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 2.2. Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.
ПК 2.3. Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.
ПК 2.4. Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.
ПК 2.5. Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.
ПМ.03 «Методическое обеспечение учебно – производственного процесса и педагогического сопровождения группы обучающихся профессиям рабочих (служащих)»
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
7. Структура и содержание преддипломной педагогической практики.
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 288 часов.
Преддипломная педагогическая практика проводится на основании тематического плана:
Наименование раздела практики | Виды деятельности во время преддипломной практики | Время | Формы текущего контроля |
Тема 1. Ознакомление с содержанием программы преддипломной практики. | Закрепление руководителей за группами студентов-практикантов. Ознакомление студентов с программой практики. Беседа руководителя практики со студентами- практикантами закрепленной группы об организации, планировании, проведении практики пробных занятий, ведении документации и критериях оценивания работы студентов на практике. | 12 час | Оценка практической деятельности |
Тема 2. Анализ уровня развития и профессиональной подготовленности обучающихся. | Исследование психологических особенностей обучающихся, уровня сформированности профессиональных знаний, умений, навыков в ходе беседы с педагогами профессионального обучения, наблюдения, посещения занятий. | 12 час | Оценка практической деятельности |
Тема 3. Наблюдение и анализ организации и проведения занятий учебной практики и теоретического обучения. | Посещение, наблюдение и анализ занятий учебной практики и теоретического обучения с целью изучения организации и методики их проведения. Беседа с руководителем практики, методистом об особенностях организации учебной практики перед началом урока. Проведение пробных уроков учебной практики. Ведение учетной документации. Анализ и самоанализ проведение уроков учебной практики и теоретического обучения. | 30 час | Оценка практической деятельности |
Тема 4. Методика разработки и проведения учебной практики и теоретического обучения. | Определение места урока в системе уроков по теме, его целей, типа, структуры и содержания. Составление плана урока. Подготовка документации к уроку. Подготовка материально-технической базы для проведения урока. Психологическая подготовка перед началом урока. Проведение уроков учебной практики и теоретического обучения. | 36 час | Оценка практической деятельности |
Тема 5. Организация и проведение различных форм воспитательной работы в учебной практике. | Ознакомление с планом воспитательной работы колледжа, группы, психологической службы, совета профилактики с учащимися. Планирование внеурочной работы на период практики. Разработка плана (сценария) внеурочного мероприятия; подготовка и проведения мероприятия с последующим обсуждением и самоанализом (с работой кружков, секций, различных клубов, экскурсий, семинаров, форумов, акций учебного заведения и т.д.). | 30 час. | Оценка практической деятельности |
Тема 6. Ознакомление с организацией образовательного процесса в учебном заведении. Изучение методической работы учебного заведения . | Беседа с представителями администрации учебного заведения об истории, традициях, особенностях организации образовательного процесса и перспективах развития. Ознакомление с планом методической работы, материалами методического кабинета. Изучение документально и наглядно оформленных материалов о передовом педагогическом опыте. Ознакомление с индивидуальной методической работой опытного педагога профессионального обучения. Изучение материалов педсоветов, открытых уроков, семинаров. | 12 час | Оценка практической деятельности |
Тема 7. Методическая работа по оформлению портфолио | Изучение документально и наглядно, путем наблюдений, анализа, выводов о передовом педагогическом опыте одного из педагогических работников учебного заведения. Сбор материала и педагогических достижений одного из педагогических работников учебного заведения. Оформление портфолио. | 30 час | Оценка практической деятельности |
Тема 8. Подведение итогов практики. | Окончательное оформление дневника, комплектования материалов к отчету. Представление материалов по практике групповому руководителю для оценивания деятельности студента- практиканта. Выставление оценок по практике пробных занятий. Организация и проведение выставки методических материалов практики. Самооценка педагогической деятельности на преддипломной практике. Оценивание и выполнения программу преддипломной практики. Проведение педагогической конференции по итогам преддипломной практики. Предстендовая защита. | 18 час | Оценка практической деятельности |
Всего | 180 ч. | Оценка |
По окончанию преддипломной педагогической практики, студенты предоставляют следующие материалыдля экспертизы:
1) Дневник преддипломной педагогической практики со всеми материалами - комплект документов по мероприятиям, деятельности студентов (планы, конспекты, ИТК, карточки-задания занятий, план внеклассных мероприятий, характеристики)
2) Характеристика на студента-практиканта о деятельности во время преддипломной педагогической практики;
3) Краткие сведения об образовательной организации, где проходил практику студент;
4) Анализ зачетных уроков теоретического занятия
5) Анализ зачетных уроков учебной практики
6) Анализ зачетных мероприятий внеучебной деятельности