Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
Физические упражнения – двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.
Методические принципы – основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Принцип сознательности и активностипредусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.
Принцип доступности и индивидуализациипредполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.
Принцип систематичности предполагает регуляр-ность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих.
Методы физического воспитания – способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком.
Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.
Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью.
Переменный метод характеризуется непрерывный работой меняющейся интенсивности.
Повторный метод состоит в выполнении одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности.
Интервальный метод заключается в выполнении одних и тех же упражнений с жестко заданными интервалами для отдыха.
Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность.
Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата.
Методы словесного воздействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний); распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся); оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся).
Методы сенсорного воздействия: непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии); демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.); световая сигнализация; звуковая сигнализация.
Физические качества – отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.
Быстрота – это способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.
Элементарные формы быстроты: время реакции; время одиночного движения; частота движения или темп.
Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности (способность противостоять утомлению).
Общая выносливость – совокупность функциональ-ных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.
Специальная выносливость – способность организ-ма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).
Гибкость (подвижность в суставах) – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.
Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, точно дифферен-цировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности, в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание движения; углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения; достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.
Урочная форма – основная форма организации систематических занятий по физическому воспитанию, характерными признакам которой являются:
· проводятся под руководством педагога;
· коллектив занимающихся организован и однороден;
· занятия проводятся по разработанным на достаточно длительный срок программам;
· занятия проводятся по расписанию.
Неурочные формы занятий – формы организации, которые характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, а также прояв-лением личной инициативы и большей самосто-ятельности.
Общая плотность занятия – это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию), выраженного в процентах.
Моторная (двигательная) плотность – это отношение времени, непосредственно потраченного на выполнение упражнений, к общему времени занятий, выраженного в процентах.